Указанные элементы программы маркетинга сопряжены с ведением определенных затрат. В целях укрепления конкурентных позиций на рынке транспортной организации необходимо обеспечить разумное соотношение между планируемыми затратами и прогнозируемым ростом сбыта транспортных услуг. Для этого необходимо обоснование бюджета маркетинга.
Бюджет маркетинга - это расходы на исследование рынков (конъюнктурные, средне- и долгосрочные), на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателями (реклама, стимулирование сбыта и т. д.), на организацию агентско-экспедиторской сети и каналов товародвижения.
Финансовые средства на все это приходится черпать из прибыли, которая без таких расходов была бы по свое массе была бы большей, однако без расходов на маркетинг в современных условиях нельзя реализовать достаточное количество услуг, чтобы окупить затраты на исследовательские работы, совершенствование техники и технологии и все остальное, связанное с основной деятельностью автотранспортной организации, и получить необходимую прибыль. Поэтому выделение средств на маркетинг и мероприятия по сбыту - это решение оптимизационной задачи с большим количеством переменных, влияние которых обычно не поддается точному учету, т. е. задачи типично прогностической. Влияние переменных к тому же, как правило, нелинейно и само должно определяться эмпирическим путем. Поэтому в определении бюджета маркетинга такую большую роль играют традиции, опыт высших руководителей организации и анализ маркетинговых расходов организаций-конкурентов.
Чтобы оценить порядок величины расходов на мероприятия в программе маркетинга можно воспользоваться управлением прибыли:
Р = Ц * W - (W * V + C + (R + D))
где Р - прибыль транспортной организации;
W - объем транспортных услуг в натуральных единицах;
Ц - цена транспортной услуги;
V - затраты на реализацию услуг, не связанные с маркетингом, но зависящие от объема оказываемых
услуг (материальные затраты);
C - постоянные затраты транспортной организации, не связанные с маркетингом и не зависящие от
объема оказанных услуг (общехозяйственные накладные расходы);
R - затраты на рекламу;
D - затраты на продвижение услуг (стимулирование сбыта).
Для мировой экономики определена статистика изменения нормы прибыли от доли, занимаемой компанией на рынке. Учитывая специфику деятельности автотранспортных организаций и на основе анализа статистической информации представленная зависимость может быть выражена следующими соотношением(таблица 1.5).
Таблица 1.5 - Зависимость нормы прибыли транспортной организации от доли рынка
Доля рынка
|
Норма прибыли
|
|
Менее 10%
|
3-5%
|
|
10-20%
|
5-12%
|
|
20-30%
|
12-22%
|
|
30-40%
|
22-25%
|
|
|
Поскольку норма прибыли зависит от доли рынка, из управления прибыли следует, что расходы на рекламу и продвижение товара должны увеличиваться по мере того, как организация утверждается на все большей части рынка.
Расчет бюджета маркетинга необходимо выполнять в следующей последовательности.
1. Методом интерполяции определяется приращение нормы прибыли на том интервале, в который попадет прогнозная величина прибыли
2. Рассчитывается прирост нормы прибыли для прогнозной величины доли рынка, которую будет занимать транспортная организация
3. Разбиваются общие затраты на производство транспортных услуг
К материальным затратам будут отнесены эксплуатационные расходы и средства на оплату труда работников с социальными отчислениями. К постоянным - величина амортизации основных фондов и прочие общехозяйственные расходы.
4. Определяется объем переменных затрат.
Величина переменных затрат в прогнозном году возрастет в пропорции, аналогичной их доле в общей структуре затрат.
Величина постоянных затрат должна остаться на уровне затрат текущего года, то есть:
5. Рассчитывается прогнозный размер прибыли с учетом планируемой ее нормы роста.
6. Обосновывается величина бюджета маркетинга (затраты элементы маркетинговой программы).
Решающее значение в привлечении потребителей и, следовательно, объёмов доходов предприятия должно сыграть использование рекламы и еерациональное распределение во времени.
2 Характеристика и анализ организационно - хозяйственной
деятельности предприятия ФГУП «Автоколонна 1493»
г. Кропоткина
2.1 Общая характеристика предприятия
Федеральное государственное унитарное предприятие «Автоколонна 1493» г. Кропоткина, Краснодарского края создано в соответствии с приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 17 мая 1976 г. № 025. Предприятие является коммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта Российской Федерации. Функции учредителя Предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ и Министерство транспорта РФ.
ФГУП «Автоколонна 1493» осуществляет следующие основные виды деятельности:
- маршрутные перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщениях;
- заказные перевозки пассажиров;
- перевозка пассажиров автобусами, работающими в режиме маршрутного такси;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, их хранение и подготовку к эксплуатации, в том числе по заказам юридических и физических лиц.
До 2007 года ФГУП «Автоколонна 1493» г. Кропоткина является одним из основных перевозчиков пассажиров в городе и Кавказском районе.
Постановлением комиссии по регулированию рынка транспортных услуг Администрации Краснодарского края от 31 октября 2000 года №4 автоколонне присвоен статус базового предприятия пассажирского автомобильного транспорта.
Распоряжением исполнительного комитета муниципального образования г. Кропоткина от 29.01.2001 г. № 15-р «О муниципальном заказе на пассажирское транспортное обслуживание жителей г. Кропоткина», Постановлением Главы администрации Кавказского района от 06.07.2002 г. № 454 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и выполнению закона «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае» муниципальный заказ по транспортному обслуживанию жителей города и Кавказского района передан в полное обслуживание базовому предприятию ФГУП «Автоколонна 1493».
В связи с тем, что предприятие является планово-убыточным, начисление фондов экономического стимулирования производилось из дотации, полученной из бюджета следующим образом: из полученной дотации минусуется сложившийся убыток по городским и пригородным перевозкам, а оставшаяся часть, но не более 15% себестоимости по вышеуказанным перевозкам образует ФЭС и распределяется на Фонд Накопления и Фонд Потребления по потребности возникающих затрат.
Из общего наличия транспортных средств 60% эксплуатируются в городском сообщении, 27% в пригородном и 13% в междугородном сообщениях.. Основой всего комплекса организации пассажирских перевозок является изучение пассажиропотока. При проведении этой работы учитываются потребности населения в перевозках, вносятся коррективы в расписание движения автобусов. Такие изменения более характерны для городских маршрутов. Количество маршрутов, количество графиков и протяженность маршрутов по городским, пригородным и междугородним перевозкам описаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Виды сообщений ФГУП «Автоколонна 1493»
Вид сообщений
|
Количество маршрутов
|
Количество графиков
|
Протяженность маршрута, км
|
|
Городское
|
14
|
44
|
323,2
|
|
Пригородное
|
14
|
21
|
417,6
|
|
Междугородное
|
11
|
13
|
3326
|
|
|
Рисунок 2.1 - Структурная схема ФГУП «Автоколонна 1493» г. Кропоткин
Организационная структура управления ФГУП «Автоколонна 1493» представлена на рисунке 2.1.
В течение отчетного периода и вплоть до марта 2006 года в городском и пригородном сообщении осуществляются перевозки пассажиров автобусами группы «А» и группы «Б». К автобусам группы «А» относятся автобусы большей и особо большей вместимости, которые осуществляют перевозку пассажиров всех категорий, в том числе и пассажиров имеющих право льготного (бесплатного) проезда по законам Российской Федерации и иным нормативно - правовым актам. К автобусам группы «Б» относятся автобусы малой и средней вместимости. В 2006 году данная система классификации была отменена и общая стоимость проезда во всех городских маршрутах установлена в размере 5 рублей.
По городским, пригородным и междугородним перевозкам задействовано более 130 единиц автотранспорта. Основными междугородними рейсами предприятия являются маршруты «Кропоткин - Краснодар», «Кропоткин - Ростов», «Кропоткин - Геленджик», «Кропоткин - Новороссийск», сезонные маршруты «Кропоткин - Джубга» и др.
На рисунке 2.2 представлена диаграмма изменения пассажирооборота ФГУП «Автоколонна 1493» за отчетный период
Рисунок 2.2 - Диаграмма изменения пассажирооборота, пассажиры
Снижение пассажирооборота ФГУП «Автоколонна 1493» в 2006 году связано с открытием конкурентами пригородных сообщений и соответственно, значительным снижением доли рынка описываемого предприятия в данном виде перевозок.
Рисунок 2.3 - Диаграмма изменения общего пробега
При этом показатель общего пробега, как это видно из рисунка 2.3 не снизился. Это связано в первую очередь с тем, что при общем снижении количества перевезенных пассажиров, количество маршрутов и их протяженность практически не изменились.
Рисунок 2.4 - График изменения автомобиле часов в наряде
Также на предприятии, за отчетный период наблюдается рост автомобиле-часов в наряде (рисунок 2.4). За период с 2003 года этот показатель возрос на 20%.
2.2 Финансово-экономическая деятельность предприятия
Как было отмечено выше, описываемое предприятие является планово-убыточным предприятием. В таблице 2.2 представлены показатели, характеризующие финансовую деятельность предприятия.
Таблица 2.2 - Финансовые показатели
Показатели
|
Годы
|
|
|
2005
|
2007
|
2007
|
|
Общая рентабельность, проценты
|
-11,0
|
-5,5
|
-4.7
|
|
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.
|
-2303
|
-4153
|
-6390
|
|
Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб.
|
18503
|
2512
|
3340
|
|
Общая рентабельность производствен-ных фондов, проценты
|
-8,45
|
-15,0
|
-7,7
|
|
Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб.
|
15412
|
15641
|
14463
|
|
|
Как видно из данных таблицы 2.2, за отчетный период результате финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Автоколонна 1493» осуществляла деятельность с убытками. В частности, за 2007 год получены убытки в сумме 6,4 млн.руб., за 2006 год убытки составили 4,1 млн.руб., при этом убытки в 2006 году от городских перевозок составили более 70% от всей суммы убытков предприятия. Прибыль от других видов перевозок и от передачи в аренду маршрутных такси и части пригородных автобусов в 2007 г составила 3,1 млн.руб. При резком росте цен на ГСМ в 2006-2007 гг. убытки предприятия могли быть значительно выше особенно на пригородных перевозках где расходы на горючее в составе затрат составляют более 40%. Снизить расходы на пригородных перевозках удалось за счет перевода части подвижного состава автопарка на газ, а также перевод на аренду маршрутных такси.
В таблице 2.3. рассмотрены качественные показатели ФГУП «Автоколонна 1493».
Автомобильный пассажирский транспорт, как никакой другой, отражает последствия стихийных рыночных отношений. Отсутствие правового регулирования деятельности автопредприятий, ставших на коммерческие рельсы, привело к развалу большей части предприятий осуществляющие социально значимые пассажирские перевозки.
В соответствии с действующим законодательством РФ организация работы городского пассажирского транспорта (ГПТ) находится в компетенции местных органов власти. Это предопределило значительное разнообразие форм и методов государственного управления ГПТ, а также стратегий его развития.
В течение последних 10-ти лет наиболее значимой тенденцией явилось неуклонное сокращение объемов предложения услуг в социальном секторе сопровождающееся быстрым ростом объемов коммерческих перевозок.
Сокращение социального сектора происходило вследствие физического выбывания транспортных средств, в 2007 г. списано 3 автобуса (износ автобусов Икарус-260 составляет на 1.01.2008 года 97 %, автобусы ЛАЗ-695 изношены на 80%),а также убыточности пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах. Деятельность предприятия, обслуживающее социальный сектор, не обеспечивает даже простого воспроизводства основных фондов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|