На второй стадии анализа распределения прибыли исследуется влияние факторов, определяющих размер отчислений в фонды накопления и потребления и др. Основными факторами, влияющими на формирование этих фондов, являются: изменение суммы прибыли. Остающейся в распоряжении предприятия, и коэффициент отчислений прибыли в соответствующие фонды. Сумма отчислений прибыли в фонды предприятий равна произведению суммы прибыли, остающейся у предприятия, на коэффициент отчисления в определяемые фонды. Для расчета влияния этих факторов можно использовать приемы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, разниц.
На третьей стадии анализа изучается фактическое использование средств фондов накопления и потребления по сравнению с утвержденными сметами их расходования по каждой статье; определяется эффективность использования фондов, позволяющая установить полноту финансирования, своевременность выполнения запланированных мероприятий и полученный эффект.
Для оценки эффективности использования капитализированной части прибыли рассчитываются следующие показатели: коэффициент инвестирования прибыли, коэффициент резервирования прибыли, а для оценки эффективности использования прибыли, направленной на потребление, - коэффициент выплаты прибыли собственникам, уровень прибыли собственников на вложенный капитал, коэффициент участия персонала в прибыли, коэффициент стимулирования труда за счет прибыли, средний уровень выплат прибыли одному работнику.
Величины коэффициентов, характеризующих эффективность использования капитализированной части прибыли, а также коэффициентов выплаты прибыли собственникам и работникам регламентируются соответствующими документами: уставом, учредительными и коллективными договорами, индивидуальными трудовыми контрактами. Несоблюдение нормативов отчислений по направлениям расходования фондов снижает эффективность их использования. Так, уменьшение коэффициента инвестирования прибыли не позволяет осуществить запланированные мероприятия по приросту основных и оборотных средств, ослабляя материально-техническую базу и финансовое состояние предприятия. Увеличение коэффициента выплаты прибыли собственникам уменьшает долю прибыли, выплачиваемую всему персоналу, и в расчете на одного работника снижает материальную заинтересованность в результатах коллективного труда, измеряемую коэффициентом стимулирования.
Результаты второго этапа анализа прибыли служат основой для разработки мероприятий по повышению эффективности ее распределения и использования путем строго контроля за соблюдением нормативов отчислений в фонды и по всем статьям их расходования в предстоящем периоде.
2. АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ ООО «ЛЕНТА»
2.1 ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Компания «Лента» была основана в 1998г. Первым был открыт торговый комплекс №1 на проспекте Энергетиков. На настоящее время ООО «Лента» имеет 32 торговых комплекса и 2 ЦРЦ - центральных распределительных склада. 14 торговых комплекса находятся на территории города Санкт- Петербурга, 18 - на территории других городов России, в том числе в Архангельске, Тольятти, Омске и Новосибирске.
Данная курсовая работа выполнена на данных, основанных на изучении работы ТК2, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Савушкина,112. Этот комплекс начал свою работу в октябре 2001 года. Данное торговое предприятие работает по форме самообслуживания, и предлагает покупателям продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса. Гипермаркет условно разделен на ряд секций:
1. Гастроном
2. Свежие овощи и фрукты
3. Кулинарное производство
4. мясное производство
5. Бакалея
6. Кондитерские изделия
7. Напитки
8. Бытовая химия
9. Домашний интерьер
10. Работа и отдых
11. Одежда и обувь
12. Мультимедиа.
Организационная структура управления предприятием и состав персонала торгового предприятия.
Структура управления гипермаркетом - линейно-функциональная. Основные данные по иерархии управления представлены в схеме №1.
Организационная структура управления предприятием.
Схема №1.
1
ДТК - директор торгового комплекса. Основные обязанности - управление торговым комплексом, повышение товарооборота, организация бесперебойной работы магазина и координация всех структурных подразделений организации.
В подчинении ДТК находятся 4 сменных заместителей ДТК, их функция - постоянный контроль за работой всех служб гипермаркета.
Непосредственно ДТК подчинена СЭО - служба эксплуатации и обслуживания.
Руководит СЭО Главный инженер, в подчинении которого находятся мастер СЭО и 4 сменных электромеханика. Задачи этого структурного подразделения - организация и поддержание технического оснащения гипермаркета. Также к этому отделу отнсоится Служба IT - специалист по SAP- поддержке и специалисты по ПО.
РКУ - расчетно-кассовый узел. Её возглавляет Менеджер РКУ, который управляет 4 старшиими кассирами и 36 кассирами-продавцами. Кроме того, к этому подразделению относятся 12 контролеров торгового зала и 12 контролеров видеонаблюдения. Задача этого отдела произвести расчет с покупателем.
Для организации решения возникших у покупателей проблем работает Отдел по работе с клиентами - ОРК. Менеджер ОРК руководит 2 Администраторами ОРК, 8 специалистами ОРК и оформителем.
Грузовая зона производит приемку товара по качеству и количеству, перемещение его в торговый зал, организацию хранения товарных запасов, а также оформлением товарно-транспортных накладных, и ведением учета товарно-материальных ценностей.
Начальнику грузовой зоны подчинены Старшие кладовщики, кладовщики, водители электропогрузчиков, операторы погрузо- разгрузочных работ, операторы базы данных и бухгалтер по товарным операциям.
Отдел персонала проводит набор, обучение и переподготовку персонала.
Непосредственно пордажей товаров занимаются работники торгового зала, каждый из которых закреплен за конкретной секцией. Ответственность за работу секции в целом несет РС - руководитель секции. Он осуществляет заказ товаров и контролирует работу своих сотрудников в торговом зале. В подчинении РС - 4 сменных ЗРС - заместителя руководителя секции, которым, в свою очередь, подчинены, продавцы-логисты и продавцы-консультанты.
Уборку и охраны осуществляют внешние компании, с которыми заклячен договор об оказании услуг: клининговая компания «Чистый свет» и частное охранное предприятие «Аванпост».
Таким образом, в гипермаркете работает более 300 человек, 16 из которых относятся к администрации магазина - ДТК, ЗДТК, менеджеры подразделений и РС.
Характеристика устройства и планировки торгового предприятия.
Общая площадь торгового предприятия 12000 квадратных метров, из которых 9000 - площадь торгового зала. Такое соотношение площадей ТЗ и вспомогательных помещений объясняется тем, что на предриятии отсутствуют складские помещения. Хранение товарных запасов осуществляется непосредственно в торговом зале, на верхних ярусах помещения. В 2007 году была произведена капитальная реконструкция гипермаркета для усовершенствования выкладки товаров, работе с клиентами и соответствованию требований стандарта ISO9000 и требовоний РосПотребНадзора. Гипермаркет имеет собственную наземную парковку площадью 500 квадратных метров и грузовой двор для приемки-выгрузки автомашин поставщиков.
Оценка экономического состояния торгового предприятия
Оценку экономического состояния торгового предприятия необходимо начать с оценки ресурсного потенциала предприятия за 2006-2007гг.
Представим её в виде таблицы 4.1.
Характеристика ресурсного потенциала предприятия за 2006-2007гг Таблица 4.1
Наименование показателей
|
2006г
|
2007 г
|
2007г в % к 2006г
|
|
Среднегодовая численность работников, чел
|
356
|
302
|
84,83
|
|
Среднегодовая стоимость основных фондов,млн.руб
|
25,6
|
26,2
|
102.3
|
|
Площадь торгового зала, кв.м.
|
7000
|
9000
|
128,57
|
|
Среднегодовая стоимость авансированного капитала, млн.руб.
|
222,4
|
23,44
|
104,46
|
|
В т.ч. собственного капитала, млн.руб.
|
120,1
|
120.2
|
100,82
|
|
Применяемая система налогообложения
|
традиционная
|
традиционная
|
-
|
|
|
Из приведенной таблицы мы видим, что в 2007 г по сравнению с 2006 общее количество персонала уменьшилось на 54 человека, в % это отклонение составляет 84,83. В то же время стоимость основных фондов возрасла на 2.3%. В результате реконструкции предприятия площадь увеличилась до 9000 кв.м, что составляет 128,57% по сравнению с 2006 г. Также можно сделать вывод, что в 2007 году вырос лбёем заемного капитала, так как общий рост авансированного капитала - 104,46%, а из него рост собственного капитала - 100,82 %.
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за 2006-2007гг.
Таблица 4.2
Наименование показателей
|
2006г
|
2007 г
|
2007г в % к 2006г
|
|
РТО, включая НДС и другие аналогичные обязательные платежи, тыс.руб.
|
1972415878,66
|
1638726088,69
|
83,08
|
|
Валовый доход от продаж товаров:
|
12938300,00
|
52145458,30
|
140,30
|
|
- в % к РТО
|
0,66
|
3,18
|
148,51
|
|
Прочие доходы
|
-
|
-
|
-
|
|
Прочие расходы, млн.руб
|
0,50
|
0,20
|
4,00
|
|
валовая прибыль
|
12938299,50
|
52145458,10
|
140,30
|
|
Налог на прибыль
|
3110168,15
|
12534965,89
|
140,30
|
|
Чистая прибыль(убыток)
|
9828131,35
|
39610492,21
|
140,30
|
|
В % к РТО
|
0,50
|
2,42
|
148,51
|
|
В % к собственному капиталу
|
8,19
|
33,01
|
140,30
|
|
|
Из приведенной выше таблицы следует, что предприятие на первый взгляд рентабельно, и несмотря на падение товарооборота на 16, 92 %, истая прибыль выросла на 40,30%, что произошло за счет роста валового дохода в 2007г по сравнению с 2008г. Ниже проанализируем динамику валового дохода ТК «Лента 2», соответственно налог на прибыль также возрос на 40,30%. Рост же розничного товарооборота на 83,08 при уменьшении среднегодовой численности работников на 84,83 % свидетельствует о росте производительности труда на одного работника.
2.2 Анализ валового дохода ТК «Лента2» за 2006-2007гг
Исследование факторов, оказывающих влияние на валовую прибыль, показывает, что наибольшее влияние на её величину оказывает розничный товарооборот и валовый доход.
Причем в условиях свободного ценообразования предприятие имеет возможность регулировать как сумму, так и уровень валового дохода путем установления торговой надбавки в процентах к товарообороту по покупным ценам. В связи с этим проведение анализа валового дохода как по сумме, так и по уровню представляет для предприятия значительный интерес.
В то же время сумма валового дохода складывается под воздействием многих факторов, наиболее существенные из которых - это изменение объёмов товарооборота и уровня торговой наценки.
? ВД ?рто = (РТО 2007 - РТО) * Y0вд / 100
Изменение валового дохода за счет изменения розничного товарооборота
? ВД ?тн = ТОпц1 * (Yтн2007- Yтн2006)/100.
Поскольку ТН устанавливается разной на различные товары, тот всякое изменение структуры товарооборота будет оказывать влияние на сумму валового дохода и средний уровень торговой наценки.
Изменение структуры РТО характеризуется изменением удельного веса товарных групп в общеми объёме товарооборота. Изменение Yвд за счет изменения структуры товарооборота можно опредилить следующим образом:
? Yвд за Счет структуры РТО = ? (Yвд n 2007 - Yвд n 2006) / 100,
Где n - количество секций
Yвд n - удельный вес секции в общем товарообороте
На сумму валового дохода и его уровень оказывает влияние и изменение самого размера уровня валового дохода по каждой секции. Чтобы найти изменение суммы валового дохода в результате изменения структуры товарооборота или уровня валового дохода по отдельным товарным группам, необходимо выполнить следующие расчеты:
? ВД = РТО2007 * ? Yвд за Счет структуры РТО / 100
Рассмотрим представленные выше расчеты на практике:
Таблица 2.2.1
Анализ валового дохода ТК «Лента 2» за отчетный период.
|
товарооборот
|
Торговая надбавка
|
|
секция
|
|
|
|
|
По розничным ценам, млн.руб
|
По покупным ценам, млн.руб
|
В процентах к покупным ценам, %
|
В сумме,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн.руб
|
|
|
|
|
|
|
|
Напитки
|
275298052,09
|
274173660,09
|
0,41
|
1124392,00
|
|
Кондитерские изделия
|
104168048,49
|
103257292,49
|
0,88
|
910756,00
|
|
Мясное производство
|
67081681,57
|
65282299,57
|
2,76
|
1799382,00
|
|
Кулинарное производство
|
150101178,70
|
128538569,70
|
16,78
|
21562609,00
|
|
Бакалея
|
343662820,99
|
343574911,69
|
0,03
|
87909,30
|
|
Гастрономия
|
129967061,47
|
107525358,47
|
20,87
|
22441703,00
|
|
Свежие овощи и фрукты
|
143750367,31
|
142883219,71
|
0,61
|
867147,60
|
|
Бытовая химия
|
7936763,97
|
7204797,57
|
10,16
|
731966,40
|
|
Одежда, обувь, текстиль
|
16396775,89
|
14640187,89
|
12,00
|
1756588,00
|
|
Работа и отдых
|
50189191,37
|
50108578,37
|
0,16
|
80613,00
|
|
Домашний интерьер
|
35310601,97
|
34959705,97
|
1,00
|
350896,00
|
|
ММ
|
6362009,47
|
5930513,47
|
7,28
|
431496,00
|
|
итого
|
1638726088,69
|
1586580630,39
|
3,29
|
52145458,30
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|