В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает менеджеру решать следующие основные проблемы:
определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;
выявить соответствие имеющегося персонала предприятия предъявляемым требованиям;
определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
оптимизировать организационную структуру управления;
оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.
Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:
- побуждает менеджмент тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
- позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
- заставляет руководителей точно определить цели бизнеса и пути их достижения;
- делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации;
- четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей предприятия.
Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.
Потребность в бизнес-планировании имеет место в условиях рынка всегда, но чаще при решении таких задач, как:
- подготовка материалов, необходимых для получения кредитов;
- осуществление реинжениринга бизнеса на принципиально новой основе;
- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
- открытие нового бизнеса, определение его профиля, внедрение новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) компании;
- выход на внешний рынок;
- привлечение инвестиций для целей дальнейшего развития.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного объем работ по формированию плана способен изменяться в большом диапазоне, степень его детализации весьма различна. Когда в плане требуется менее объемная проработка, часть разделов может вообще отсутствовать. Когда же план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования, он должен быть полным.
Бизнес-план стал принципиально новым для российской экономики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения необходимых ресурсов. Но важны и другие цели, в частности: уточнение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство целесообразности реорганизации бизнеса или создания нового; убеждение персонала компании в реальности достижения качественных и количественных показателей, намеченных в плане и т.д.
В современной практике бизнес-план призван выполнять следующие функции:
- использование его для разработки стратегии бизнеса;
- формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового направления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса;
- привлечение извне денежных средств для целей развития, реинжиниринга бизнеса;
- привлечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
В плане оценивается перспективная ситуация как внутри организации, так и вне ее. Он объективно необходим руководству организации для ориентации в условиях акционерной собственности, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решение об эмиссии акций и использовании эмиссионного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.
Но не следует рассматривать уже составленный бизнес-план как образец. В условиях нашей экономики может быть потеряна актуальность конкретной разработки в силу использования жестко зафиксированных параметров, утративших свою информативность. Бизнес-планирование позволяет готовить новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. При этом бизнес-план открывает возможность отслеживать ситуацию за любой промежуток времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева З.Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. - М.: Финансы и статистика, 2006, 544 с.
2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. - М.: Форум, 2006, 272 с.
3. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план. Теория и практика. - М.: Приор, 2007, 288 с.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2007, 215 с.
5. Буров В. и др. Бизнес-план фирмы. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2006, 192 с.
6. Ванхорн Д., Вахович Д. Основы финансового менеджмента. - М.: Вильямс, 2006, 1232 с.
7. Вест А. Бизнес-план. - М.: Проспект, 2005, 232 с.
8. Войтоловский Н.В., Калинина А.П, Мазурова И.И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. - М.: Высшее образование, 2006, 513 с.
9. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А., Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Велби, Проспект, 2006, 360 с.
10. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Андреевский издательский дом, 2006, 448 с.
11. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2006, 424 с.
12. Кольцова И.В., Рябых Д.А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. - М.: Вильямс, 2007, 416 с.
13. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование. - М.: Проспект, 2006, 352 с.
14. Кузнецова С.Ю. Комментарий к плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению. - М.: Экзамен, 2006, 367 с.
15. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Юнити-Дана, 2005, 448 с.
16. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. Методические материалы. - М.: Финансы и статистика, 2004, 256 с.
17. Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. - М.: Владос, 2005, 383
18. Новый план счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. - М.: Элит-2000, 2006, 104 с.
19. Омельченко И.Н., Кузнецов А.И. Технология бизнес-планирования. - М.: МГТУ им. Баумана, 2005, 192 с.
20. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. - М.: Вильямс, 2006, 336 с.
21. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и К0, 2006, 148 с.
22. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Академия, 2004, 336 с.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2006, 288 с.
24. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2007, 384 с.
25. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2006, 281 с.
26. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: Юнити-Дана, 2004, 462 с.
27. Ушаков И.И. Бизнес-план. - СПб.: Питер, 2007, 224 с.
28. Черногорский С.А. Примеры бухгалтерских проводок: Практ. пособие по бухгалтерскому и налоговому учету финансово-хозяйственной деятельности организаций. - СПб.: Герда, 2006, 336 с.
29. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - Ростов-н-Д, 2005, 284 с.
30. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. - М.: РДЛ, 2005, 272 с.
31. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и К0, 2006, 352 с.
32. Шаш Н. Бизнес-план предприятия. - М.: Гросс-Медиа, 2006, 320 с.
33. Шеремет Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: Риор, 2007, 256 с.
34. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности / Под ред. М.В.Мельник. - М.: Экономистъ, 2004, 320 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 4.1
Основные характеристики производства
Показатель
|
Величина
|
|
Количество рабочих смен
|
3
|
|
Продолжительность рабочей смены, час
|
8
|
|
Количество смен за рабочий день
|
2
|
|
Количество рабочих дней в месяц
|
30
|
|
Количество хлеба, выпекаемого за смену, батон
|
5000
|
|
Масса батона, кг
|
0,4
|
|
Итого количество продукции в месяц, тонн
|
120
|
|
|
Таблица 4.2
Расчет капитальных затрат
Статья расходов
|
Число позиций, шт
|
Стоимость за 1 шт., USD
|
Суммарная стоимость, USD
|
|
Оборудование:
Полный комплект оборудования
|
1
|
69000
|
69000
|
|
Прочие расходы:
Приобретение пакета
Документации
|
1
|
100
|
100
|
|
ИТОГО стоимость основных фондов «Фо»
|
69100
|
|
|
Таблица 4.3
Расчет затрат на сырье (на одну тонну готовой продукции)
Вид сырья
|
Расход сырья на 1 тонну продукции, кг
|
Стоимость 1 кг сырья,USD
|
Стоимость сырья на 1 тонну продукции,USD
|
|
Мука пшеничная в/с
|
758,2
|
0,26
|
197,132
|
|
Дрожжи пресованные
|
30,3
|
0,74
|
22,422
|
|
Соль
|
15,2
|
0,11
|
1,672
|
|
Сахар
|
15,2
|
0,54
|
8,208
|
|
Маргарин
|
9
|
1,95
|
17,55
|
|
Улучшитель «Экстра»
|
5,3
|
1,08
|
5,724
|
|
ИТОГО стоимость сырья на 1 тонну готовой продукции
|
252,708
|
|
|
Приложение 2
Таблица 4.4
Текущие затраты (ежемесячные)
Статья расходов
|
Количество
|
Затраты на ед., USD
|
Суммарные затраты, USD
|
|
Заработная плата персонала:
|
|
|
Коммерческий директор
|
1
|
300
|
300
|
|
Заведующий производством
|
1
|
250
|
250
|
|
Бухгалтер
|
1
|
100
|
100
|
|
Пекарь
|
12
|
150
|
1800
|
|
Разнорабочий
|
9
|
120
|
1080
|
|
Водитель
|
3
|
200
|
600
|
|
ИТОГО фонд заработной платы «Фзп»
|
4130
|
|
Налоговые отчисления от «Фзп»:
|
|
Пенсионный фонд «Нпф»
|
Фзп
|
0,14
|
578,2
|
|
Единый социальный налог « ЕСН»
|
Фзп
|
0,26
|
10738
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО налоговые отчисления из Фзп «Нфзп»
|
1652,00
|
|
Статья расходов
|
Количество
|
Затраты на ед.,USD в месяц
|
Суммарные затраты, USD
|
|
Амортизация основных фондов «Амфо»
|
Фо
|
0,0083
|
575,83
|
|
Налог на имущество «Ним»
|
Фо
|
0,183
|
126,50
|
|
Стоимость сырья
|
120
|
252,708
|
30,324,96
|
|
Расходы на автомашину (бензин, ремонт)
|
|
200,00
|
|
Электроэнергия «Э»
|
|
200,00
|
|
Плата за аренду помещения «Ап»
|
|
200,00
|
|
Плата за аренду автомашины «Ам»
|
|
200,00
|
|
Ежеквартальное подтверждение сертификата качества
|
66,67
|
|
Непредвиденные расходы
|
|
100,00
|
|
ИТОГО Себестоимость реализованной продукции «Сп»
|
37775,96
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|