рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыМаркетинг

Таблица 2.2

Проблемы, с которыми сталкиваются субъекты маркетинговой деятельности

П о к у п а т е л ь

З а к о н о д а т е л ь

П р о д а в е ц

1. Насколько широк ассортимент товаров?

1. Каковы безопасность и надежность товаров?

1. Какие характеристики ждут потребители?

2. Есть ли марка, обладающая необходимыми характеристиками?

2. Насколько товары соответствуют описаниям упаковки и рекламе?

2. Какие существуют группы потребителей и какие нужды надо стремиться удовлетворить?

3. Приемлема ли цена?

3. Существует ли на рынке конкуренция?

3. Каков должен быть дизайн и цена товара?

4. Располагает ли к себе продавец?

4. Достаточен ли выбор товаров?

4. Какую гарантию и сервис надо предложить?

5. Есть ли гарантия и сервисное обслуживание?

5. Доступна ли цена?

5. Какими каналами распределения (оптовыми, розничными) надо воспользоваться?

 

6. Справедливы ли взаимоотношения потребителей с розничными торговцами и службами сервиса?

6. Какие меры продвижения надо использовать (реклама, личная продажа, стимулирование сбыта)?

 

7. Не наносит ли производитель вред окружающей среде?

 

Все субъекты заинтересованы в проведении маркетинговых исследований, только условия для их проведения у них различные, да и средства разные. Зависимость рыночной активности и заинтересованности основных субъектов маркетинга (потребители и производители) и степени насыщения рынка конкретными товарами можно проиллюстрировать данными таблицы 2.2., в которой приведены характеристики видов спроса и задачи соответствующих им видов маркетинга.

Спрос - это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени.

Он объединяет всех покупателей и состоит из двух элементов - потребностей и денежных средств покупателей. Количество приобретаемых потребителями товаров зависит от уровня их доходов и рыночных цен. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено при прочих равных условиях больше единиц товара. Понижающиеся цены приносят новых покупателей. Повышение цены какого-либо товара сопровождается сокращением его потребления и заменой другим товаром, например сметаны - сливками - молоком.

Таблица 2.2.

Виды спроса и задачи соответствующих видов маркетинга

Вид спроса

Характеристика спроса

Примеры ситуаций

Вид маркетинга

Задачи маркетинга

Отрицательный

Большая часть рынка (потребителей) недооценивает (недолюбливает) товар, согласна его избежать при определенных условиях

Некоторые медицинские услуги (прививки, стоматологические), прием на работу инвалидов, алкоголиков, бывших заключенных

Конверсионный

1. Анализ причин невосприятия товара.

2. Модернизация товара.

3. Снижение цен.

4. Активное стимулирование

Отсутствующий

Незаинтересованность в товаре, безразличие к нему

Новые агротехнические приемы, изучение некоторых дисциплин, внедрение разработок в производство

Стимулирующий

1. Разъяснение преимуществ использования товара

Скрытый (потенциальный)

Существующие нужды не могут быть удовлетворены , имеющимися на рынке товарами

Экологически чистые продукты и автомобили, микрорайоны, коттеджи и дома улучшенной планировки, безвредные сигареты

Развивающий

1. Определение потенциального спроса

2. Создание соответствующих товаров и услуг

Падающий

Снижение интереса со стороны потребителей и сокращение объемов продаж

Устаревшие модели автомобилей, обуви и одежды, посещаемости культовых учреждений и учреждений культуры

Ремаркетинг

1. Анализ причин падения спроса

2. Поиск новых рынков

3. Модернизация товара

4. Изменения в рекламе

Нерегулярный

Временные колебания спроса

Посещаемость учреждений культуры в обычные и выходные дни, баз отдыха в период отпусков, нагрузка на общественный транспорт в “час пик”

Синхромаркетинг

1. Гибкое ценообразование

2. Поддержание качества товара

3. Изучение потребительских предпочтений

Полноценный

Предложение удовлетворяет спрос, товарооборот стабильный

Товары первой необходимости (некоторые продукты питания и предметы сан гигиены)

Поддерживающий

1. Поддержание качества товара

2. Изучение потребительских предпочтений

Чрезмерный

Спрос превышает предложение

Санаторно-курортные учреждения в летний период, особо модные товары

Демаркетинг

1. Повышение цен,

2. Сокращение сопутствующих услуг,

3. Сокращение рекламной кампании,

4. Продажа лицензий

Не(Ир)рациональный

Потребление товаров наносящих вред здоровью, окружающей среде

Сигареты, спиртные напитки, наркотики

Противодействующий

1. Антиреклама,

2. Повышение цен,

3. Ограничение круга потребителей

Контрольные вопросы.

1. Почему необходимо управлять маркетингом?

2. В чем состоит суть управления маркетингом?

3. Почему комплекс маркетинга занимает центральное место в системе маркетинговой деятельности предприятия?

4. Какие факторы влияют на схему организации службы маркетинга?

5. В чем заключается маркетинговая деятельность граждан как потребителей?

6. Приведите собственные примеры различных вариантов спроса в Вашем регионе.

ТЕМА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Сущность и этапы маркетингового исследования

Для выживания в конкурентной борьбе необходимо постоянное обеспечение лиц принимающих решения максимально достоверной информацией.

Сегодня информация является не менее важным ресурсом предприятия, чем деньги, сырье, оборудование и персонал. Оперативно полученная и достоверная маркетинговая информация помогает: получать конкурентные преимущества; снижать риск; определять отношение потребителей; следить за внешней и внутренней средой; координировать стратегию; оценивать деятельность; повышать доверие к фирме; подкреплять интуицию; повышать эффективность деятельности.

Маркетинговые исследования - это сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.

Направление и характер маркетинговых исследований формируются под влиянием проблем, которые необходимо решать рис. 3.1. Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать:

· покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;

· ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;

· характеристику потенциальных потребностей;

· территориальное (географическое) размещение рынка;

· данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);

· общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).

Направления маркетинговых исследований представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Направления маркетинговый исследований

Однако данные проведенных опросов ряда фирм показывают, что по степени убывания приоритетности направления исследований располагаются следующим образом:

1) изучение сбыта;

2) распределение долей рынка между фирмами и основные характеристики рынков;

3) определение реакции покупателей на новый товар;

4) изучение конкурентов;

5) эффективность рекламы;

6) мотивация потребителей.

Прежде, чем приступить к маркетинговому исследованию, необходимо задать себе ряд вопросов (рис. 3.2.).

Поскольку маркетинговые исследования должны быть эффективны с экономической точки зрения, постольку они должны быть хорошо спланированы и организованы. Этому могут способствовать следующие действия:

1. Выявление проблем и определение целей исследований.

2. Подбор компетентных участников, привлекаемых к исследованию.

3. Планирование времени исследований и связанных с ними мероприятий.

4. Сбор информации.

5. Анализ и оценка полученной информации.

6. Подготовка и представление результатов руководству.

7. Принятие решения и осуществление мер по его исполнению.

Рис. 3.2. Вопросы над, которыми необходимо подумать на стадии подготовки к исследованию

3.2. Классификация маркетинговой информации

Маркетинговая информация может быть классифицирована по различным критериям. С точки зрения источников получения она бывает:

o вторичная - получаемая из бухгалтерской и статистической отчетности, специальных публикаций, справочников, систематизирующих и аналитических обобщений, и источники которой могут быть как внутренними (по отношению к предприятию), так и внешними;

o первичная - формируемая непосредственно в процессе проведения специальных обследований (опросов, наблюдений, тестирования и т.п.).

В зависимости от периода времени, к которому относятся содержащиеся в ней сведения информация делится на:

o историческую - дает представление об условиях и результатах деятельности фирмы в ретроспективе;

o текущую - отражает текущее состояние дел;

o прогнозную - представляет вероятностную оценку положения фирмы в перспективе.

С позиций использования информации при принятии маркетинговых решений ее классифицируют на:

o констатирующую - содержит сведения о состоянии объектов управления;

o поясняющую - позволяет описывать причинные факторы изменений в системе маркетинга;

o плановую - используется в процессе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах маркетинга;

o контрольную - связана с контролем текущей деятельности (анализ сбыта, доли рынка, исполнения бюджета маркетинга и т.п.).

В зависимости от периодичности возникновения информация подразделяется на:

o постоянную - показывает стабильные характеристики маркетинговой среды;

o переменную - отражает фактические количественные и качественные параметры системы маркетинга;

o эпизодическую - формируется по мере необходимости.

С точки зрения возможности фиксированной численной оценки информация бывает:

o количественной - позволяет установить в конкретных единицах сведения о состоянии объектов (емкость рынка, доля рынка, влияния доходов потребителей на спрос, объемы инвестиций на различные цели и т.д.);

o качественной - описывает состояние объектов в качественных характеристиках (половой состав потребителей способы покупки товаров, покупательские предпочтения и т.п.).

Характер информационных потоков в маркетинговой деятельности фирмы представлен на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Информационные потоки в маркетинговой деятельности фирмы

3.3. Источники информации

Совокупность всей информации, необходимой для выполнения маркетинговых мероприятий, называют системой маркетинговой информации. При организации и проведении маркетинговых исследований большое значение имеет сбор и анализ первичной и вторичной информации.

Первичная информация - это сведения, которые впервые собирают для какой-либо конкретной цели.

Вторичная информации - это сведения, которые уже где-то существуют, будучи ранее собранными для других целей.

Приступать к работе по сбору информации следует с поиска именно вторичной информации, так как это позволит не только сэкономить время и средства при поиске первичной информации, но и возможно внесет коррективы в поставленные ранее цели текущего исследования.

Вместе с тем, вторичная информация имеет свои достоинства и недостатки, представленные в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Достоинства и недостатки вторичной информации

Достоинства

Недостатки

1. Многие ее виды недороги (отраслевые, правительственные издания, периодическая печать и т.д.);

2. Обычно собирается - быстро (в библиотеках, отраслевые, правительственные периодические издания, монографии, могут быть получены и проанализированы очень быстро);

3. Часто имеется несколько источников (позволяет выявлять различные подходы, получать большие объемы информации и сопоставлять данные);

4. Источники (например, правительственные) могут содержать данные, которые невозможно получить самостоятельно;

5. Собранная из независимых источников, как правило, весьма достоверна;

6. Помогает, на стадии предварительного анализа;

1. Может не подходить для целей проводимого исследования, так как собиралась для других целей;

2. Может быть старой или устаревшей;

3. Методология сбора данных (например, размер выборки, срок выполнения исследования), может быть неизвестна и вторичная информация, может быть недостаточной;4. Могут публиковаться не все результаты исследования;

5. Могут существовать противоречивые данные;

6. Многие исследовательские проекты не могут быть повторены

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.