рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыМаркетингові дослідження на підприємстві

Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

2.1.1.Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

2.1.2.Глубинное интервью -- слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения. Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам. Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что и фокус группы, а именно:

· изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам;

· разработка новых продуктов, оценка концепции нового продукта (его упаковки, рекламной кампании и т. п.);

· получение предварительной реакции потребителей на различные маркетинговые программы.

2.1.3.Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения. Анализ протокола применяется для составления модели принятия решения о покупке. Как правило, этот метод используется при анализе решений:

· принятие которых распределено по времени, -- например, при решении о покупке дома. В этом случае исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на отдельных этапах;

· процесс принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку, люди обычно не задумываются относительно этой покупки, и анализ протокола дает возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.

Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п. Основные методы количественных исследований -- это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit). Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

2.2.1.Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опросы могут различаться:

· по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;

· по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

· по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;

· по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

2.2.1.1.Личное интервью (face-to-face). Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.

2.2.1.2.Телефонный опрос. Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.

2.2.1.3.Почтовый опрос. Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.

2.2.3.Retail Audit (аудит розничной торговли) -- это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе. Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям -- структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, непосредственно само исследование и последующую обработку и анализ данных. Аудит розничной торговли позволяет получить информацию о том, какие марки продукта представлены в продаже, насколько они доступны (то есть во всех ли магазинах представлены), по какой цене и в каких объемах продаются. При помощи этих данных можно:

· определить объем и доли рынка;

· провести сравнительный анализ различных товаров и различных участников рынка;

· выявить незанятые ниши и разработать новые продукты;

· скорректировать позиционирование существующей и разработать основу позиционирования новой продукции.

2.3.Mix-методики -- смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.

Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.

2.3.1.Hall-test -- метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.

Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования:

«слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование;

«оценочное» (один товар) и «сравнительное» (несколько аналогичных товаров). Данный метод применяется:

· для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения;

· при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании;

· для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы).

2.3.2.Home-test -- аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара. В ходе теста группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету. Home-test во многом схож с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней). Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя. Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда -- по сравнению с другими продуктами). Метод home-тестов используется для:

· решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе;

· проверки восприятия потребительских свойств товара;

· выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей;

· определения оптимальной цены товара и других характеристик.

2.3.3.Mystery Shopping -- метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).

При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.). Проведение Mystery Shopping. Специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet. Мотивация персонала: по результатам мониторинга на основе Mystery Shopping вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата.Фокусировка тренинга: результаты Mystery Shopping позволяют выявить конкретные недостатки в обслуживании клиентов и сфокусировать тренинги именно на этих направлениях.В различных источниках этот метод носит следующие названия: Secret Shopping, Spotter Services, Shopper Programs, Undercover Performance Evaluations, Anonymous Consumers, Shopper Audits, Virtual Customers(r), Ghost Shopping, Таинственный покупатель.

Розділ II. Организация маркетинговых исследований на предприятии.

2.1 Описние предприятия. Род его деятельности. Организационная структура.Функции должностных лиц.

Человек существует в мире объектов и субъектов. В широком смысле можно считать, что практически каждый объект и субъект можно рассматривать как систему, функционирование которой направлено на достижение цели. Структура системы с целью должна быть реализована таким образом, чтобы она способствовала достижению цели. Для достижения цели необходимо глубокое осмысление всех моментов, которые сопутствуют существованию объекта. Успешное решение такой задачи зависит от того, насколько понятны будут законы и правила, в соответствии с которыми происходит развитие процессов. Полностью описать эти правила невозможно - они неисчерпаемы. Но в то же время их можно группировать, классифицировать, упорядочивать во времени и пространстве.

Для осознания и упорядочивания деятельности создан алгоритм - Основной закон действий. Он представляет собой совокупность шести главных функций:

- ГИФ - Главная информационная функция, позволяет не допустить дефицита информации на объекте;

ГФП - Главная функция планирования, позволяет разработать оптимальный план деятельности объекта;

ГТФ - Главная технологическая функция, определяет обоснованные средства и методы выполнения каждого мероприятия плана,

ГФП - Главная функция персонала, позволяет не допустить снижения эффективности технологии по человеческому фактору,

ГОФ - Главная организационная функция, позволяет подготовить рабочие места персонала и объект в целом к действию,

ГФУ - главная функция управления, позволяет продумать все возможные сбои, которые могут иметь место при деятельности объекта.

В данной работе рассмотрен пример применения Системы Главных Функций при создании и функционировании конкретного объекта - ООО «Меркурий». Рассматриваемый объект - общество с ограниченной ответственностью «Меркурий». Цель деятельности - производство резиновых технических изделий для использования в промышленности и бытовых условиях в ассортименте и извлечение прибыли.

Поговорим непосредственно об организации и структуре производства.Реализация резиновых технических изделий планируется осуществляться со склада предприятия при их наличии на нем крупным и мелким оптом.Обслуживание клиента осуществляется через уполномоченных лиц по сбыту готовой продукции - специалистами по сбыту - непосредственно в офисе фирмы. Заказчик знакомится с ассортиментом выпускаемой продукции и ценами, указанными в прайс-листе, а так же с образцами резиновых изделий, затем заключает с фирмой договор на поставку продукции, в котором оговаривается количество продукции, вид и срок оплаты, вид и срок отгрузки продукции, форс-мажорные обстоятельства и штрафные санкции за неисполнение сторонами своих обязательств.

Стоимость резиновых изделий согласуется с главным бухгалтером, стоимость каждого изделия в отдельности рассчитывается бухгалтером-расчетчиком исходя из фактических затрат.

Сроки отгрузки определяются исходя из фактических остатков заказанной продукции на складе и времени изготовления заказанной продукции в случае отсутствия необходимого количества таковой, поэтому они согласуются с заведующим складом и начальником цеха. После заключения договора и подписи его сторонами, начальник цеха совместно с инженером технологом составляют график работ в соответствии с рассчитанным ранее временем на производство изделий.

Инженер-технолог подготавливает рецептуру резиновых смесей для изготовления изделий и производит опытные образцы, определяя качество продукции и согласуя результаты с начальником цеха. Производство изделий начинается рабочими после распоряжения начальника цеха согласно составленного графика. Готовая продукция отгружается на склад предприятия. В процессе подготовки к выпуску изделий и в дальнейшем производстве начальник цеха и технолог отчитываются о проделанной работе директору предприятия, в результате чего он контролирует ход работы, внося коррективы и замечания.

Описание рабочих мест. Рассмотрим подробнее, что представляют собой элементы структуры рабочих мест.

· директор предприятия - основное лицо предприятия, координирующее производство

· заместитель директора по общим вопросам, координирующее и контролирующее вспомогательные службы производства

· начальник цеха по производству резиновых технических изделий - ответственный за организацию производства, качество выполнения работ

· главный бухгалтер - контролирует финансовую деятельность и отвечает за финансовую отчетность предприятия.

· специалист по снабжению - отвечает за материально-техническое снабжение производства

· технолог резиновых смесей - специалист по разработке и подготовке резиновых смесей для производства изделий

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.