рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыМаркетинговое исследования рынка сыроваренной продукции

Несмотря на сокращение продаж импортных сыров, вряд ли в ближайшее время они полностью исчезнут с ук-раинского рынка. По данным маркетологов, повышенным потребительским спросом пользуются крупнопористые сыры, например "Радомер", "Маасдамер". А отечествен-ные заводы только предпри-нимают первые попытки вы-пуска подобной продукции. И пока, по оценкам большинст-ва торговцев, безуспешно.

Позиции же дорогих не-мецких и французских сы-ров ("Маасдамер", "Эмменталер", "Рокфор", "Камамбер", "Бри" с плесенью и т.д.) и вовсе непоколебимы. Спрос на них с ростом по-купательной способности только увеличивается И хо-тя отечественные произво-дители пытаются выпускать сыры, подобные вышена-званным, пока их продук-ция имеет мало общих с оригинальными импортны-ми сырами свойств.

СЫРЬЁ

Надои растут, качество молока -- нет и никакими антибиотика-ми эту ситуацию пока не изменить.

В 2001 году производи-тели всех категорий хо-зяйств надоили 13,4 млн. т молока, это на 6,1% больше, чем в 2000 году (12,7 млн. т). Украинские молокоперерабатывающие предприятия до 70% сырья закупают на частных подворьях (а есть такие заводы, которые закупают у населения 90% (Потребляемого молока). Но с учетом нового ДСТУ, перспектив у такой формы за-купок становится все мень-ше. Качество молока, пред-лагаемого фермерскими хо-зяйствами, стабильно выше, чем у частников, тем более что закупать сырье в круп-ных хозяйствах удобнее. Но беда в том, что поголовье там постепенно сокращает-ся, а проективность не по-вышается Да и цены на "частное" молоко на 15-20% ниже, чем на "фермерское". Но чем больше молока на переработку поступает из

частного сектора, тем хуже в среднем его качество. Что-бы уберечь сырье от элементарного скисания и увеличить объем продаж, хит-рая на выдумку сельская голь, добавляет в молоко левомицетин.

Методика микробиоло-гического анализа сырья, применяемая почти на всех перерабатывающих заводах, сегодня не предусматривает проверку молока на наличие в нем антибиотиков. Поэтому часто на переработку идет "антисептическое" мо-локо... А это категорически неприемлемо для технологии сбраживания: кисломо-лочные, как и прочие бакте-рии, в антибиотической среде просто-напросто гиб-нут. Для производства 1 кг сыра необходимо 10-11 кг молока. Как утверждают специалисты, из всего про-изводимого в Украине мо-лока только 10-15% пригодно для сыров.

В Европе для изготовле-ния сыров используют мо-локо I класса с допустимой бактериальной обсемененностью 30-100 тыс. на 1 куб.см.

Отечественное же сыропригодное молоко долж-но содержать хотя бы от 300 тыс. до 500 тыс. бакте-рий в 1 мл и до 3% белка (по новому ДСТУ это мо-локо I сорта).

В 2001 году средняя за-купочная цена на молоко составляла 0,6-0,61 грн. за 1 л. В январе 2002 года 1 л молока стоил 0,82-0,84 грн., к лету цены снизи-лись почти в два раза.

Специалисты объясняют это возросшей конкуренци-ей на сырьевом рынке, а также сезонным характером производства молока. Сей-час заготовители приобрета-ют молоко уже по 0,6-0,65 грн.

К зиме молочники про-гнозируют традиционный рост цен на сырьё.

СБЫТ

В 2001-2002 гг. отноше-ния между производителями сыров и оптовиками начали изменяться.

Буквально до недавнего времени ведущую партию на рынке сыров исполнял производитель Крупных производителей, стабильно выпускающих качествен-ную продукцию, было не-много -- 15-20 (а всего сы-ры выпускало около 100 за-водов) И на их товар было много претендентов Суще-ственное же снижение экс-порта сухого обезжиренно-го молока в РФ и падение цен на него, а также ликви-дация дефицита молока в 2001-2002 гг подвигли молокоперерабатывающие за-воды к активному произ-водству сыров Кроме того, многие заводы задействова-ли свои мощности по выпу-ску сыра на "полную ка-тушку" В результате, по данным официальной стати-стики, в 2001 году в Украине сыры производили более 350 предприятий. Вследствие че-го на рынке усилилась кон-куренция, и производители начали усиленно искать компании, которые могли бы грамотно и эффективно продвигать их продукцию

В свою очередь и круп-ные оптовые компании, устав от сезонных свистоплясок, сопровождавших закупки сыра, стали актив-но вкладывать деньги в производство, контроли-ровать качество выпуска своего завода Возможно, именно они и иницииро-вали расширение ассорти-мента продукции конкрет-ного производителя

Сейчас отечественные за-воды во всю присваивают оп-товикам звания дистрибуто-ров, дилеров, создают торго-вые дома, представительства и т.д. Но жестких требова-ний к тому, чтобы дистри-бутор торговал только их ассортиментом пока не предъявляют, резонно по-лагая, что их ассортимент (хотя он и расширился до 8-12 наименований), все еще слишком узок для оп-товиков, ре говоря уже о рознице. Также никто из производителей за столь короткий срок не успел со-здать развернутую сеть сбыта по всей Украине

Тем не менее с развити-ем дистрибуции и при на-личии стабильной сырье-вой базы перед торговца-ми уже не так остро стоит проблема, у кого купить товар зимой. А производи-тели уже не столь озадаче-ны поиском клиентов в летнее время

И все же пока далеко не все производители горят желанием делиться своей прибылью с торговцами и стараются по привычке продвигать продукцию на-прямую в розницу. По мнению оптовиков, заво-дам нецелесообразно взваливать на себя расхо-ды по развитию прямых продаж Тем более что сейчас конкурировать с оп-

* во-первых, у крупных оптовиков ассортимент сыров гораздо шире как правило, он включает до 40-50 наименований про-дукции более 10 произво-дителей (раньше редко у какой компании ассорти-мент сыров превышал 20 видов),

* во-вторых, оптовые торговцы оперативнее вы-полняют заявки клиентов и доставляют товар в роз-ницу

Отметим, что сейчас и производители, и крупные оптовики будут стараться избавиться от лишних по-средников. Кстати, многие оптовые компании предпо-читают продвигать продук-цию в другие регионы через свои филиалы. Поскольку некоторые дилеры не все-гда обеспечивают огово-ренные объемы продаж продукции и своевремен-ные платежи

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

По оценкам предприни-мателей, с каждым годом в больших городах растут продажи сыра через круп-ные торговые точки (су-пермаркеты, cash&carry) Сейчас в супермаркетах городов-"миллионников" реализуется 30-40% сыра (в физическом выраже-нии) В столичном супер-маркете, например, можно продать 100-200 кг сыра в день Естественно, крупные операторы постоянно сра-жаются за право поставлять "чизы" в супермаркеты,

А у крупных розничных точек появляется широкий выбор поставщиков и неог-раниченные возможности "выкручивать им руки". По словам оптовиков, денег за поставленный товар ино-гда приходится ждать не менее 20 дней

Вместе с тем заметим, что в целом по Украине в крупной рознице продает-ся не более 10% сыра (в физическом выражении) Основные продажи по-прежнему обеспечивают лоточники -- они реализу-ют 55-60% сыра (в физиче-ском выражении)

Но для оптовиков дан-ный канал сбыта посте-пенно сужается Во-пер-вых, на базарах реализует-ся в основном дешевый сыр, во-вторых, частные предприниматели давно уже проторили дорожки к заводам и закупают про-дукцию непосредственно у производителей

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА

Полтора года назад лишь несколько операторов продвигали сыры под торговыми марками (нам, например, были известны "Білі роси" (Шосткинский гормолкомбинат)"КоМо" (Ковельский молокозавод), "Высь" (группа компаний "Bcecвіт" продукция завода "Сыродел"). Но в 2001/02 маркетинговом году с развитием дистрибуции и улучшением качества продукции на рынке не замедлили появиться новые торговые марки "Славія" (Баштанскисырзавод), "Молочний Шлях" (Пирятинский сырзавод), "Звенигород" (Звенигородский маслосырзавод), "Сытый Tapaс" (компания "Агро-Форум" продукция Бериславского сырзавода), "Роммол" (Талалаевский сырзавод). Следует отметить и опт торговой компании "Экологические продукты", которая в этом году начала продвигать новозеландские и украинские сыры под собственной торговой маркой Ecocheese. По мнению некоторых предпринимателей, это довольно рискованный маркетинговый ход ведь, по сути, торговые компании не могут непосредственно контролировать процесс изготовления сыров. Однако они могут выдвигать определенные требования к качеству сыра, который намерены продвигать на рынок. По словам представителей 000 "Экологические продукты", они предлагают на рынке лишь ту продукцию, в стабильном качестве которой удостоверялись длительное время. Но несмотря на появление множества торговых марок, говорить, что на сырном рынке появились бренды, пока преждевременно.

Продажа отечественных сыров (включая брынзу) на внутреннем рынке

Вид сыра

Объем продаж, тыс. т

2001г к 2000

2001 г

2000 Г

Сычужные

54

42

12

Плавленые

21

16

13

Всего

75

58

12

Розничные продажи сыра и брынзы в Украине через предприятия-юридические лица (магазины и точки общепита)

Год

Объём продаж

тыс. т

млн. грн.

2000

15,7

187,8

2001

18,5

240,5

6 мес. 2002

10,2

132,1

6 мес. 2001

8,5

114,2


ПРОГНОЗ

Объемы продаж сыров Украине будут продолжат расти и в следующем год.

Однако темпы роста, реализации замедлятся.

Большинство торговцев прогнозируют, что в нынешнем осенне-зимнем сезоне цены на сыры будут увели-чиваться постепенно -- при-мерно на 0,6-1 грн. за 1 кг в месяц. К зиме они вырасту примерно на 25-30%.

Производители и круп-нооптовые компании ак-тивно займутся развитием дистрибьюторских и дилер-ских сетей. Но с ужесточе-нием конкуренции круп-нооптовые компании вы-теснят "мелочь".

Вместе с тем не исключе-но появление специализиро-ванных фирм, торгующих сыром.

2.3 СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ. МАРКЕТИНГ СЫРОПРОДУКЦИИ

АССОРТИМЕНТ

БИЗНЕС полтора года на-зад подробно описывал ас-сортиментную структуру продаж сыров По словам торговцев, за прошедшее время она по сути не изме-нилась.

Однако почти все компании постарались расширить свою ассортиментную линейку -- как традиционными видами сыров, так и новинками. Впрочем, настоящих нови-нок не так уж и много.

В общем-то это и неуди-вительно, новинки "отку-сывают" от рыночного пи-рога лишь десятые, а то и сотые доли. А лидерами продаж по-прежнему оста-ются традиционные виды сыров -- "Российский", "Голландский", "Костром-ской", "Буковинский", "Пошехонский" (см. табл. 1 и рис.1). По мнению неко-торых продавцов, относи-тельно свободной остается ниша сыров со специями.

Следует отметить, что в по-следнее время существенно расширился ассортимент плавленых пастообразных сыров с различными добавка-ми в полистирольных стакан-чиках. И хотя их продажи пока незначительны, они постепенно вытесняют с рынка традиционные сырки в упаковке из фольги. По оценкам предпринимате-лей, в этом году по сравне-нию с прошлым удельный вес продаж сырков в фольге снизился примерно на 5%. И сейчас они обеспечивают торговцам 70-75% общей реализации плавленых сы-ров

ЦЕНЫ

В 2002 году цены на сырную продукцию остались такими же, как и в 2001 году.

Но, как известно, зимой цены на сыр вырастают на 30-40% по сравнению с лет-ним периодом. Нынешний год не стал исключением. Зато в этом году многие крупные компании стали проводить более взвешен-ную ценовую политику и попытались сгладить цено-вые колебания. Если в авгу-сте-сентябре 2001 года кило-грамм сыра дорожал на пол-гривни еженедельно, за ана-

логичный период этого года -- лишь на 15-25 коп. В ре-зультате, потребитель не был (как в прежние годы) шокирован резкими скачка-ми цен, и объемы продаж сыра в межсезонье почти не снизились.

В то же время необходимо отметить, что с ужесточени-ем конкуренции многие круп-ные оптовики, стараясь при-влечь клиентов, увеличили скидки. А для этого им при-шлось снизить свои торговые наценки. Сейчас они состав-ляют 4-8%.

К сожалению, на рынке сыра присутствует и недоб-росовестная конкуренция. Чтобы отвоевать себе место, некоторые компании, осо-бенно новые, начинают демпинговать. Нынешним летом они гораздо чаще, чем в прошлом году, "атаковали" розничников предложениями продукции по крайне низким ценам.

Занимаются демпингом и те поставщики, качество продукции которых остав-ляет желать лучшего. Един-ственное, чем они могут привлечь покупателя, -- низкая цена. (Как правило, такая продукция реализует-ся на рынках.)

Демпингуют и те компа-нии, которые не смогли правильно рассчитать объе-мы продаж сыра в летний период. Поэтому им прихо-дится распихивать излишки товара кому попало по крайне низким ценам. Так-же по демпинговым ценам сыры попадают на рынок "благодаря" участию заво-дов в бартерных операциях.

Но, отметим, что бартера на сырном рынке становится все меньше. По оценкам предпринимателей, если в прошлом году до 30% произ-водимых сыров попадали на рынок по бартерным схемам, сейчас -- не более 10%.

ценовые группы

Особых изменений в стру-ктуре продаж сыра не про-изошло Но, по оценкам тор-говцев, с ростом благососто-яния и культуры потребле-ния сыров растут продажи продукции средней и доро-гой ценовых групп (см. рис 2). Причем рост продаж дорогих сыров обеспечивает уже не только импортная продукция, но и отечествен-ная, например, сыры "Моно-мах", "Мраморный", "Пекто-раль", "Дуплет", "Маасдам" и другие.

РЕКЛАМА

По мнению розничников, для успешного продвижения товара производителям и оптовикам необходимо чаще проводить дегустации и рекламные акции в магазинах.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.