рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыОценка конкурентоспособности товара

Оценка конкурентоспособности товара

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра коммерческой деятельности в торговле

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ»

НА ТЕМУ: «Оценка конкурентоспособности товара » (На примере фирмы ООО «СорБит» (сеть магазинов «Компьютер плюс»))

ВЫПОЛНИЛ:

студент группы 2/4-ТП(в)

Давыдов А. С.

ПРОВЕРИЛ:

Воробьева Н.В.

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2005год

Содержание:

Введение 3-6

Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 7-9 1.2.Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 9-19

1.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 19-27

Глава 2: Оценка конкурентоспособности товаров на ООО «СорБит» (сеть магазинов «Компьютер плюс»).

2.1. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг 28-31

2.2. Общая характеристика ООО «СорБит» 31-33

2.3. Анализ конкурентоспособности товара ООО «СорБит» 33-41

2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров в деятельности 41-42

ООО «СорБит».

Заключение 43-45

Список используемой литературы 46

2

Введение.

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Готовая продукция -- конечный продукт производственного процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол-нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия не только производят про-дукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соот-ветствующую запросам потребителя, но и обеспечивают ком-мерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В усло-виях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняют-ся задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбы-та, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений поку-пателей и потребительских предпочтений.

3

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.

Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ должна быть подчинена главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет:

· Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;

· Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;

· Стабильные налоговые поступления в бюджет;

· Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;

· Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

· Занятость населения;

· Социальная и политическая стабильность;

· Заслуженное положение России на международной арене как великой экономической державы.

После экономического кризиса августа 1998 г. многие российские предприятия, выпускающие недорогую и качественную продукцию, обанкротились сразу, либо постепенно становились неплатежеспособными и далее не имели средств и возможностей для выпуска конкурентоспособной

4

продукции.

В настоящее время в России далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию.

Самое главное в экономике любой страны - это малый бизнес. Во многих экономически развитых странах, по словам электронных СМИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, доходит до 60%. В этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего населения. Новые предприятия успешно создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию.

В России сейчас доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, не превышает 12%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему в России так мало малых предприятий? Дело в том, что малые предприятия составляют основу экономики любой страны. Поэтому, в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты.

В России, в настоящее время, такой четко сформированной государственной политики поддержки малого бизнеса пока нет. Этим и объясняется такой низкий процент малых предприятий в нашей стране.

Для развития и успешного функционирования малых предприятий России необходима такая же государственная политика, которая функционирует в экономически развитых странах, Только в этом случае малый бизнес будет успешно развиваться, функционировать и производить конкурентоспособную продукцию [7,с.6].

Что касается крупных промышленных предприятий, то для их развития

5

и успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты, так и через государственные заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;

2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;

3) Оценить уровень конкурентоспособности ООО «СорБит». Объектом исследования является ООО «СорБит». Предмет исследования - конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.

4) Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.

6

Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности.

Конечная цель любой фирмы -- победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет -- зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами -- продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро-вана?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую от-носительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от

товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека-тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль-ном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения на-чинаются

именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой не-которые интегральные характеристики такой оценки для разных конку-рирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает по-казатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков од-нозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связа-ны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия-ми

7

приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важ-ных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и огра-ничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове-ку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель -- главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ-ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку-пателю,

чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комп-лекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать осо-бенности

психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют мате-риал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально не-развитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупате-лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -- это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми-ном, за которым

8

выстраивается все разнообразие стратегических и так-тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон-курентоспособность -- не показатель, уровень которого можно вычис-лить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего -- это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

· понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

· знание поведения и возможностей конкурентов;

· знание состояния и тенденций развития рынка;

· знание окружающей среды и ее тенденций;

умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

· Качество товаров и услуг;

· Цена товаров и услуг;

· Уровень квалификации персонала и менеджмента;

· Технологический уровень производства;

· Доступность источников финансирования;

Анализу перечисленных критериев посвящается следующий параграф дипломной работы.

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество - главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность,

9

простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара [2]:

Ю физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,

цвет, запах;

Ю эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

Ю символические: статус, престиж, класс;

Ю дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель должен при-нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе-вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество - это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским

10

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.