Передвижные средства разносной и развозной торговли:
1. тележки;
2. автолавки;
3. фургоны;
4. лотки;
5. магазины-вагоны и магазины-суда[9]
По форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.
Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов - газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.
Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Универсальные - реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.
Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)
Комбинированные - реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)
Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.[5]
1.3 Типы предприятий розничной торговли и их основные характеристики.
В основу классификации розничных торговых предприятий, предусмотренную ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», положены только видовой и типовой состав предприятий.[4]
Тип предприятия розничной торговли - предприятие определенного вида, классифицированное по ассортиментному профилю, торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.
Так, в соответствии с ГОСТ к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками, приведенными в табл. 1.
Таблица 1.
Основные признаки, характеризующие типы универсальных магазинов
Тип
|
Торговая площадь, м?, не менее
|
Ассортимент товаров
|
Формы торгового обслуживания
|
|
Гипермаркет
|
5000
|
Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров
|
Преимущественно самообслуживание
|
|
Универмаг
|
3500 - городская торговля 650 - сельская торговля
|
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
|
|
Универмаг "Детский мир"
|
2500
|
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
|
|
Магазин-склад
|
650
|
Универсальный ассортимент продовольственных (или) непродовольственных товаров
|
Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
|
|
Универсам (Супермаркет)
|
400
|
универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса
|
Преимущественно самообслуживание
|
|
Гастроном
|
400
|
Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии
|
Индивидуальное обслуживание через прилавок
|
|
Товары повседневного спроса
|
100
|
Продовольственные и непродовольственные товары частого спроса
|
Преимущественно самообслуживание
|
|
|
Специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Колбасы и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины (Мебель, Одежда, Обувь и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18м?. Ассортимент товаров определяется в соответствии со специализацией магазина. Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.
К магазинам прочей товарной специализации относят следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. их минимальная торговая площадь - 18м?. Ассортимент товаров в таких магазинах формируется с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные формы торгового обслуживания.
Характеристики неспециализированных непродовольственных магазинов представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Основные признаки, характеризующие типы неспециализированных непродовольственных магазинов.
Тип
|
Торговая площадь, м?, не менее
|
Ассортимент товаров
|
Формы торгового обслуживания
|
|
Дом торговли
|
1000
|
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
|
|
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров
|
650
|
Товарные комплексы соответствующей специализации
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
|
|
Промтовары
|
18
|
Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия
|
Индивидуальное обслуживание через прилавок
|
|
Комиссионный магазин
|
18
|
Узкий ассортимент непродовольственных товаров
|
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок
|
|
|
Неспециализированные продовольственные магазины типа «Продукты» (минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18м?. Они торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через прилавок.
Магазины со смешанным ассортиментом товаров могут иметь торговую площадь не менее 18м? и узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса. Они применяют индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.
При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.
Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.
Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.
Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Таким образом, можно выделить некоторые типы предприятий розничной торговли, которые не вошли в основной стандарт, но имеют широкое распространение, особенно в последние годы: [5]
МОЛЛ - очень крупный торговый центр с хорошо развитой развлекательной системой и сервисным обслуживанием. Другими словами - это место, куда можно приехать на целый день всей семьей и сделать все одним разом. Например, сдать вещи в химчистку или прачечную, починить часы и т.п. Торговые комплексы подобного рода по площади могут достигать 100 тыс. м?.[19]
Торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.[2]
Многофункциональный комплекс с торговой составляющей - это объект, сочетающий в себе сразу несколько функций - торговля, развлечение, спорт, жилье. Наиболее популярными МФК являются:
Торгово-развлекательный центр, представляет собой совокупность предприятий торговли, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, предприятий общественного питания и развлечений, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое. В ТРЦ соседствуют две ключевые функции, взаимно дополняющие друг друга, - торговая и развлекательная.
Торгово-офисный центр - многофункциональный нежилой объект, в котором соседствуют такие ключевые функции как торговая и офисная, причем обе функции нейтральны по отношению друг к другу. Основная функция - торговая.
Офисно-торговый центр - многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция офисная, при этом часть здания занимают торговые помещения.
Торгово-гостиничный комплекс - многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция торговая, при этом часть площадей занимают гостиничные номера любого класса.[15]
Вендинг - понятие которое пришло к нам с Запада и означает автоматизированную торговлю. Продажа товаров происходит через торговые автоматы, которые в свою очередь могут реализовывать практически любой товар, принимать как монеты, так и банкноты, давать сдачу и разменивать деньги.[14]
Интернет магазин представляет собой веб-витрину, собственную операционную систему и логистическую систему, склад, курьерскую службу. Интернет магазин может реализовывать самый различный ассортимент товаров.[10]
Бутик - реализует товары ведущих производителей, поддерживает высокий уровень цен. Площадь составляет до 100м?.
Глава 2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и РТ.
2.1 Особенности розничной торговли в России и Республике Татарстан на современном этапе экономики.
Торговля играет очень важную роль в экономике практически любой страны. Россия - не исключение. По итогам 2005 г. на долю торговли в структуре формирования ВВП приходится 23% против 5% в дореформенный период. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, на которых работает порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3%. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников.[12](табл.3)
Таблица 3.
Число хозяйствующих субъектов розничной торговли на 1 января 2007 г.[17]
|
2005
|
2006
|
|
|
всего
|
крупные и средние организации
|
всего
|
крупные и средние организации
|
|
розничная торговля в неспециализированных магазинах
|
79,6
|
9,4
|
76,9
|
8,9
|
|
розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах
|
25,5
|
2
|
26,4
|
1,8
|
|
розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами
|
19,3
|
5,7
|
18,5
|
5,5
|
|
прочая розничная торговля в специализированных магазинах
|
47,3
|
3,9
|
53,9
|
4,5
|
|
розничная торговля вне магазинов
|
5,3
|
0,4
|
6
|
0,4
|
|
вещевые, смешанные и продовольственные рынки. тыс.
|
6,4
|
0
|
5,8
|
0
|
|
число торговых мест на рынках. тыс
|
969,6
|
0
|
1214,1
|
0
|
|
индивидуальные предприниматели в розничной торговле. тыс. человек
|
1463,4
|
0
|
1314,9
|
0
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|