рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыРоль маркетинга на предприятии

Обобщенная схема, характеризующая место и роль маркетинго-вых служб предприятия, представлена на рис. 3. Эта схема не является оргструктурой управления, в ней не представлены кон-кретные структурные звенья предприятия, а указаны только важ-нейшие с точки зрения маркетинга функции управления. Руково-дитель маркетинговых служб выполняет опосредующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимаю-щимися разработкой продукта, его производством, стимулирова-нием продаж, распределением, продажей, послепродажным обслу-живанием и потребителями продукции. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.

Рис. 3. Место и роль маркетинга в системе управления предприятием
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого определять направление со-вершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разра-ботчики получают от маркетинговых служб информацию о разви-тии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенство-вать выпускаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Про-изводственники узнают, какой должен быть ассортимент выпуска-емой продукции, каковы сроки ее обновления. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, получен-ной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цепы. Кадровая служба соответственно решает вопросы увольне-ния и найма, переквалификации и т.д. В то же время служба мар-кетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Рассмотренная схема очень важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно со-ставлять также и должностные инструкции. Это не означает, ко-нечно, что производственные и функциональные звенья предпри-ятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителя-ми, не изучают ситуацию у конкурентов и т.п.
Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых прово-дят также конкретные маркетинговые исследования.

Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, опре-деляющей техническую, производственную политику предпри-ятия, стиль и характер управления всей предпринимательской де-ятельностью. Специалисты по маркетингу находятся в начале, а не только в конце производственного цикла. Они должны установить и довести до каждого работника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить и где и когда потребуется этот продукт.

Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.

Исследования показывают, что в структуре управления марке-тинговой службой предприятий целесообразны следующие функциональные подразделения:

1. Маркетинговая группа (группа изучения рынка), которая создается на базе планово-экономического отдела хозяйств.

2. Служба сбыта для выполнения следующих функциональных задач: органи-зация продаж; сбор информации о потенциальных покупателях, изучение их вку-сов и потребностей; сбор информации о внешних и внутренних конкурентах; первичный анализ и систематизация собранной информации; организация рек-ламы; изучение стандартов качества и нормативно-правовых документов.

Функциональные задачи маркетинговой группы:

постановка целей и задач предприятия с учетом тенденций развития на краткосрочный и ближайший периоды, дальнюю перспективу;

анализ и оценка собственных возможностей предприятия, в первую очередь производственных, экономических, материально-ресурсных, кадровых;

разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности приме-нительно к специфике и условиям своего предприятия;

создание банка данных для систематизации и анализа всей коммерческо-экономической информации, по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта;

ориентация производства на удовлетворение запросов потребителей,

рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности предприятия;

при необходимости разработка мер по реформированию предприятия;

обучение персонала предприятия методам и принципам маркетинго-вой работы.

Организация деятельности маркетинговой группы зависит от многих фак-торов: размера предприятия, видов и объемов производимой продукции, ме-тодов ее сбыта и технического обслуживания, специфики рынков сбыта и групп покупателей, условий конкуренции.

Маркетинговая группа при составлении производственной программы должна учитывать следующие основные положения:

долю государственных поставок в структуре товарной продукции;

то, что оставшаяся часть продукции посредством оптовой торговли должна быть самостоятельно реализована товаропроизводителем.

Если предприятие достаточно крупное или группа предприятии решила объединить свои усилия в сбытовой деятельности для противостояния конкурентам на рынке, то в составе службы сбыта целесообразно выделить брокерскую контору Ее основное назначение - продажа оптовых партий про-изводственной продукции, осуществление посреднической деятельности, про-ведение биржевых спекуляций, а по мере перехода к оптовой торговле - осуществление операций по защите ценовых рисков.

Структура службы сбыта включает:

специалистов по анализу и прогнозу конъюнктуры рынка для органи-зации рекламы, сбора информации о конкурентах, расчета индексов позиционной конкурентоспособности товаропроизводителей, обработ-ки информации, поступающей от сбытовых и производственных под-разделений, с целью подготовки оперативных анализов и прогнозов для руководства хозяйств;

специалистов по организации продаж произведенной продукции че-рез мелкооптовую и розничную торговлю, сбору информации на рынке, продажам закупленной у населения продукции, перепродажи не-продовольственных товаров.

Служба сбыта должна приносить предприятиям прибыль от реали-зации произведенной в других хозяйствах продукции, а также от самостоя-тельно проводимых посреднических операций.

Одна из основных задач системы управления маркетингом на предприятиях - защита от предпринима-тельского риска.

В оптовой торговле эту защиту целесообразно осуществлять путем заклю-чения специальных контрактов-сделок, предусматривающих возмещение упу-щенной прибыли вследствие инфляционных процессов при поставках продукции «вперед» с последующей их оплатой, а также спе-циальных положений, предусматривающих компенсацию упущенной прибыли за счет виновной стороны в случае нарушения заключенных договоров.

В мелкооптовой и розничной торговле эффективными будут следующие защитные мероприятия:

предоставление агентам по сбыту и продавцам еженедельных котиро-вок цен с прогнозом тенденций их изменения на ближайшие 10 дней, а в период массового созревания урожая -- через 2--5 дней;

использование каналов мобильной связи с руководством в случае воз-никновения непредвиденных ситуаций;

заключение долгосрочных контрактов только с наиболее опытными, проверенными сотрудниками;

введение пороговой цены продажи.

Пороговая цена продажи -- минимальная цена реализации, ниже которой продавать нельзя, так как производитель будет нести убытки.

Что касается структур управления маркетингом, то в настоящее время в отечественной и зарубежной практике получили распространение следующие направления.

Функциональная ориентация -- как наиболее предпочтительный ва-риант для небольших предприятий, формирующих свою мар-кетинговую службу; при этом разнообразие производимой и продава-емой предприятием продукции, а также число рынков невелико. Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эф-фективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта, поскольку отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетин-га), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.

Схема функциональной оргструктуры управления маркетингом представлена на рис. 4.

Рис. 4. Функциональная оргструктура управления маркетингом
Товарная ориентация управления, которая заключается в том, что каждой продукции или группе сходных товаров назначается маркетолог; при такой ориентации маркетинга работники специализируются и имеют возможность координировать свои усилия для решения об-щих задач предприятия; она эффективна, когда требования к рекла-ме, организации сбыта и обслуживания существенно различны для каждого товара.

Преимущества данного типа оргструктуры управления состоят в следующем:

управляющий, занимающийся определенным продуктом, име-ет возможность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;

управляющий может быстро реагировать на требования рынка;

в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и ме-нее популярные у покупателей;

легче выявлять способных сотрудников, так как они привлека-ются к участию во всех сферах оперативной маркетинговой де-ятельности.

Однако данному типу оргструктуры, особенно когда на пред-приятии параллельно существуют и функциональные маркетинго-вые службы, присущи и определенные недостатки:

управляющий, ответственный за определенный продукт, не на-делен полномочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности;

продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для ос-новных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия по-являются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат помощников;

у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руково-дителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.

Региональная ориентация структуры управления - за основу здесь берется специализация не по товарам, а по рынкам; она применятся, когда количество рынков велико, тогда как номенклатура продукции не слишком широка или достаточно однотипна и позволяет более глубоко изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона, более адекватно организовывать рекламу и стимулирование сбыта, учитывая местные особенности.

Главным достоинством явля-ется концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребно-стей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продукции, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам продуктовой организации мар-кетинга.

Стремясь свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинства-ми товарной и региональной ориентации, предприятия будут соответ-ственно стремиться к сегментной ориентации службы маркетинга.

Сегментная ориентация состоит в том, что каждый маркетолог отвечает за работу с определенным сегментом потенциальных покупателей.

Выбор перспективных сегментов рынка - один из важнейших вопросов, на решение которого должна быть нацелена система управления маркетингом предприятий. Это обусловлено тем, что государство со-кратило закупки продукции.

Таким образом, управление маркетингом в пред-приятиях предполагает создание специализированной маркетинговой службы, занимающейся вопросами производства и организа-ции сбыта продукции.

Глава 2. Организация производственного маркетинга на ООО “Золушка ЛТД”

2.1 Анализ технико-экономических показателей на ООО “Золушка ЛТД” за 2002-2003 годы

Основными видами деятельности предприятия являются: производство и организация сбыта товаров народного потребления, оказание всевозможных бытовых услуг населению; оказание практической помощи в организации производства и реализации продукции собственного производства; пошив любой детской и взрослой одежды, пошив из кожи и меха, оказание парикмахерских услуг; открытие коммерческих и фирменных магазинов; коммерческая деятельность; организация и проведение туристических поездок по Российской Федерации, по СНГ и за рубеж.

Среди выше перечисленных видов деятельности основным направлением деятельности предприятия является швейное производство.

Цех, по производству швейной продукции, оснащен современным технологическим оборудованием отечественного производства.

Производственная площадь предприятия составляет 270 кв.м, число работающих 42 человека.

Высшим органом управления предприятием является собрание учредителей, которое определяет основные направления деятельности предприятия, утверждает бизнес план предприятия на текущий год, следит за выполнением программы развития предприятия и т.д.. Собрание учредителей назначает директора фирмы, который руководит её работой, подбирает персонал фирмы, от имени фирмы подписывает договора на закупку сырья и продажу товара. В прямом подчинении директора фирмы находятся главный менеджер и финансовый директор фирмы. В подчинении главного менеджера фирмы находятся заместитель по производству, который руководит работой отдела материального снабжения и цехов по пошиву одежды, и коммерческий директор фирмы, который руководит работой отдела сбыта и отдела маркетинга. (см. Рис 4 ).

Швейный цех имеет в своем составе две смены, специализирующиеся на выпуске определенных видов изделий:

Смена № 1 - пошив верхней детской одежды (куртки, комбинезоны, комплекты) и пошив мужской верхней одежды

( куртки, рубашки, брюки, плащи и т.д.).

Смена № 2 - пошив женской верхней одежды (куртки, плащи, платья, халаты, юбки, блузки, шорты, брюки и т.д.);

Ассортимент изделий, предлагаемых предприятием, меняется в зависимости от спроса потребителя. Продукция, выпускаемая предприятием, распространяется не только по Российской Федерации, но и экспортируется в страны содружества. Закупка необходимого сырья производится по России, но и в Казахстане. Предприятие имеет коммерческий магазин для реализации готовой продукции.

Для увеличения прибыли и поиска новых путей развития, предприятие участвует в выставках, где предлагает свою продукцию, чтобы найти новые рынки сбыта и выйти на новых поставщиков сырья, которые предлагают свою продукцию по выгодной цене.

ООО “Золушка ЛТД” принимает участие и в общественной жизни, занимается благотворительной деятельностью. Обеспечивает детские семейные дома: детскими куртками, одеждой, пастельным бельем и подарками к Новому Году.

Предприятие осуществляет свою производственно - хозяйственную деятельность в условиях полной самостоятельности и экономической ответственности. Оно планирует свою работу основываясь на заключаемых договорах, исходя из общих интересов работников и совладельцев. Предприятие создает благоприятные социальные условия для работы и участвует в общественной жизни. Основные направления производственно - хозяйственной деятельности являются: производство и реализация товаров народного потребления. Материально - техническое снабжение осуществляется посредством оптовой торговли. ООО “Золушка ЛТД.” реализует свою продукцию и услуги по договорам, через оптовую и розничную торговлю, а так же непосредственно населению. Оно может организовывать фирменные магазины. Предприятие самостоятельно определяет формы организации и системы оплаты труда в своих подразделениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.