Статистика товарооборота розничной торговли
34
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Статистический анализ розничной торговли…………………………………5
1.1 Динамика показателей за последние несколько лет………………..11
2. Индексный анализ…………………………………………………………….17
3. Корелляциаонно-регрессионный анализ…………………………………….31
4. Сущность и понятие товарных запасов и товарооборачиваемости………..34
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Введение
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.
В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как
статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и
оборачиваемость товаров.
Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана
розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся:
получение статистической информации о товарообороте розничной
торговли"
анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети;
анализ динамики товарооборота розничной торговли;
расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли;
анализ организационной и территориальной структуры товарооборота
розничной торговли.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.
Методология статистики товарооборота розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.
Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров.
1. Статистический анализ розничной торговли
Розничный товарооборот представляет собой послед-нюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отража-ют экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народно-го хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рента-бельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Розничный товарооборот -- сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя склады-вается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления -- пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.
Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной вы-ручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:
определение объема розничного товарооборота по тор-говым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;
контроль за ходом выполнения плановых показателей;
определение товарной структуры розничного товаро-оборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;
изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;
исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
исследование закономерностей развития товарооборо-та в целом и по отдельным товарным группам;
изучение региональных особенностей развития това-рооборота в целом и по торговым системам;
анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения и анализа розничного това-рооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется боль-шое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные резуль-таты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем рознич-ного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми пред-приятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного то-варооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кон-чая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: рас-чет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выяв-ление влияния отдельных факторов на изменение величины рознич-ного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и из-держками обращения, численностью торговых работников, разме-ром торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры ана-лиза розничного товарооборота.
В соответствии с действующим законодательством каждое тор-говое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в банк
Ки = ------------------------------------------------ * 100 (1)
Объем розничного товарооборота
Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различ-ных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.
Выполнение плана розничного товарооборота должно рассмат-риваться как по предприятиям и организациям, так и в терри-ториальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, кото-рый равен:
у * 100
V= -------- (2)
Y
Средний процент выполнения плана (Y) равен 104,6%. Сред-нее квадратическое отклонение (у) рассчитаем по формуле
2
?(Y- Y) 48803,48
у = ---------- = ---------- = ?567,4 = ± 23,8% (3)
?m 86
Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следо-вательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100--22,9).
Таблица №1
Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Квартал
|
План розничного товарообо-рота, млн. руб. (m)
|
Фактически выполнено, млн. руб.
|
Процент выполнения (Y)
|
Y - Y
|
(Y - Y)
|
2
(Y - Y) m
|
|
I
II
III
IV
|
20
21
23
22
|
16
18
28
28
|
80,0
85,7
121,7
127,2
|
-24,6
-18,9
+17,1
+22,6
|
605,16 357,21 292,41 510,76
|
12103,20 7501,41 6725,43 11236,72
|
|
И т о г о
|
?m = 86
|
90
|
Y = 104,6
|
--
|
--
|
48803,48
|
|
|
Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, по-скольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико-- 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана роз-ничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступле-ния товаров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале
Группы магазинов по уровню выполнения плана, %
|
Число
магазинов
|
Розничный
товарооборот, тыс. руб.
|
Розничный
товарообо-рот в расчете на один магазин, тыс. руб.
|
Поступление товаров в расчете на один магазин
|
|
|
|
план
|
фактически
|
|
тыс. руб.
|
отклонение от товарооборота
(+. -), %
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
До 80
|
5
|
280
|
210
|
42
|
36
|
-14,3
|
|
80--84,9
|
6
|
590
|
492
|
82
|
72
|
-12,2
|
|
85--89,9
|
10
|
2800
|
2490
|
249
|
^229
|
-8,0
|
|
90--94,9
|
2
|
450
|
430
|
215
|
229
|
+6,5
|
|
95--99,9
|
7
|
2320
|
2268
|
324
|
344
|
+6,2
|
|
100--104,9
|
46
|
19700
|
19883
|
432
|
435
|
+ 0,7
|
|
105 и выше
|
24
|
9070
|
9802
|
408
|
411
|
+0,7
|
|
Итого
|
100
|
35210
|
35575
|
356
|
--
|
--
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|