3. При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе (рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД, Основной классификатор продукции - ОКП, товарные словари).
Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции.
4. Определение товаров - заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.
Теоретически одним из наиболее точных критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса, исчисляемая по формуле:
процентное изменение спроса (реализации товара х)
Е ху = ------------------------------------------------------
процентное изменение цены товара у
В условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.
При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года.
Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров.
На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.
Критериями взаимозаменяемости являются также:
а) функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно;
б) сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.
В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.
В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости. Например:
а) товар имеет преимущества перед заменителями в системе распределения (торговля по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом и т. п.);
б) товар имеет преимущества перед заменителями в условиях продажи (без нагрузок, с запчастями и т. п., предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих гарантий покупателям) и эксплуатации (обеспечение послепродажным обслуживанием) и т. п.
Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо:
- выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);
- определить технологические возможности переключения производственных мощностей с производства товаров для другого рынка на выпуск продукции рассматриваемой товарной группы (например, предприятия - производители кормов для птицеводства или крупного рогатого скота имеют мощности, позволяющие переключиться на производство кормов для свиноводства.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Опытное хозяйство «Восточное» является опытно - производственным Государственным хозяйством Трудового Красного Знамени Дальневосточного НИИ сельского хозяйства, именуемое в дальнейшем опытное - производственное хозяйство (ОПХ), организовано на основании Приказа Министерства сельского хозяйства СССР № 499 от 20 сентября 1960г. как государственное сельскохозяйственное предприятие.
«Восточное» является опытно - производственным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием и осуществляет свою деятельность на рынке молочных продуктов.
ОПХ «Восточное», используя закрепленные за ним земли, основные и оборотные фонды, а также другое имущество в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, силами собственного коллектива под руководством ДВНИИСХ осуществляет на принципах хозяйственного расчета опытно - производственную деятельность, всецело отвечает за свою деятельность и выполняет обязательства перед заказчиками, бюджетными организациями и банками, входит в систему агропромышленного комплекса РФ и АПК Хабаровского края.
ОПХ «Восточное» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и Устав, утвержденный ДВНИИСХ, круглую печать с обозначением своего наименования и изображением государственного герба Российской Федерации, штампы со своим наименованием, товарный или фирменный знак собственной продукции, созданный без участия ДВНИИСХ, расчетно - рублевые и валютные счета в государственных и коммерческих банках страны и за рубежом.
Юридический адрес ОПХ «Восточное»: 682321, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, село Восточное, улица Клубная, 7.
Задачи опытного хозяйства:
· обеспечение необходимых условий для проведения исследований, предусмотренных тематическим планом ДВНИИСХ;
· осуществление первичной проверки в производственных условиях прогрессивных технологий, системы машин, новых технических средств, новых форм удобрений, средства защиты растений и других законченных научных разработок;
· производство и реализация семян высших репродукций зерновых, масличных, технических, комовых, овощных культур, картофеля, родительских форм гибридов сельскохозяйственных культур, выращивание и реализация молодняка и сельскохозяйственных животных;
· обеспечение высокой культуры земледелия и животноводства, рациональной организации труда, специализации производства, комплексной его механизации;
· производство и реализация сельскохозяйственной продукции зерновых, сои, картофеля, овощей, молока и мяса предприятиям, фирмам и жителям Хабаровского края;
· рост доходов работников, обеспечение их материальных и духовных потребностей улучшение социальных и бытовых условий;
· обеспечение высокорентабельной работы и получение максимальной прибыли от осуществляемой деятельности.
ОПХ «Восточное» самостоятельно формирует свою производственную программу, определяет перспективы развития хозяйства, исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги, необходимости обеспечения производственного и социального развития. При самостоятельном планировании и деятельности в выборе потребителей своей продукции, работ и услуг в обязательном порядке выполняются работы и оказываются услуги, связанные с выполнением научно - исследовательских работ, заданий по производству и реализации семян высших репродукций и выращивание племенного скота.
Анализируемое предприятие реализует следующие функции:
· организует и осуществляет переработку, хранение продукции и реализацию через продовольственные рынки товары, в том числе через собственную торговую сеть;
· осуществляет деятельность по торговле и закупкам продовольственных и непродовольственных товаров, продукции производственно - технического назначения, в том числе горюче - смазочные материалы по бартерным сделкам, оказывает посреднически услуги;
· ведет работы по строительству и ремонту производственного, жилищного, культурно - бытового и социального назначения;
· оказывает транспортные, транспортно - эксплуатационные и другие услуги предприятиям, государственным и общественным объединениям, другим формированиям и гражданам;
· осуществляет внешнеторговую деятельность, в том числе экспорт и импорт товаров, продукции, работ и услуг;
· реализует свою продукцию, производит работы и оказывает услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, если законодательством не предусмотрено иное.
Производственная деятельность осуществляется на основе тематического плана ДВНИИСХ, доведенных заданий по производству элитных семян, договоров с юридическими и частными лицами в стране и за рубежом.
Имущество предприятия находится в государственной собственности РФ и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения в соответствии с Частью 1 Гражданского Кодекса РФ и на основании договора, заключаемого с Комитетом по имуществу.
Уставный фонд опытного хозяйства составляет 42500000 руб. Увеличение или уменьшение Уставного фонда производится Академией или ДФНИИСХ.
ОПХ «Восточное» владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с договором о закреплении имущества и при обеспечении сохранности имущественного комплекса имеет право:
- списывать с баланса материальные ценности, утратившие производственное значение;
- приобретать имущество за счет собственных средств, амортизационных отчислений, кредитов банка и других источников в соответствии с действующим законодательством;
- арендовать имущество у других юридических лиц и граждан;
- осуществлять владение, распоряжение и пользование имуществом в соответствии с его назначением.
Опытное хозяйство самостоятельно распоряжается полученной в результате его деятельности прибылью после уплаты предусмотренных законодательством налогов и других обязательных платежей и перечислений в централизованный фонд Россельхозакадемии для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям Россельхозакадемии.
Высшим должностным лицом предприятия выступает директор. Прием на работу директора опытного хозяйства осуществляется ДВНИИСХ по согласованию с управлением опытно - производственных хозяйств Россельхозакадемии, при этом между директором и ДВНИИСХ заключается контракт сроком на 5 лет, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия оплаты его труда и освобождение от занимаемой должности.
Директор без доверенности действует от имени опытного хозяйства, представляя его интересы, распоряжается имуществом хозяйства, заключает договора в т.ч. трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами хозяйства, утверждает штатной расписание, издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками хозяйства. Директор является членом ученого совета, отвечает за выполнение тематического плана в хозяйстве. Молочные продукты занимают значительную долю в потребительской корзине среднестатистического потребителя как в России в целом, так и на Дальнем Востоке.
Для молочного рынка характерны, с одой стороны - наличие массового рынка потребления, с другой сегментация потребителей (возраст, доход), сегментация "по противопоказаниям", сегментация по товару (жидкие молочные продукты, кисломолочные продукты и т.п.).
Молочные товары твердо отнести к какой либо одной категории товаров (повседневного спроса, особые, по физическим качествам и т.п.) нельзя, так как клиент употребляет молочные продукты:
- постоянно или периодически;
- дорогие или недорогие продукты аналогичного качества;
требующие быстрого применения или длительного хранения.
Рыночная среда реализации молока и продуктов его переработки, как и рынок любой другой продуктовой группы товаров, характеризуется следующими особенностями:
- высокая степень насыщенности;
- динамичность развития;
- высокий уровень потребительского спроса.
Важнейшей тенденцией на сегодняшний день является тот факт, что
наибольшей конкурентоспособностью на рынке молочных продуктов обладают отечественные производители, что обусловлено следующими факторами:
- высокий подтвержденный уровень качества (низкий процент содержания консервантов в результате малых сроков хранения);
- более приемлемый уровень цен для потребителей;
- возможность получения более достоверных сведений о тенденциях изменения потребительских предпочтений;
- быстрота реакции на изменении требований покупательского сегмента;
- и др.
Так, по данным Статуправления г. Хабаровска на рынке г. Хабаровска
и Хабаровского края производители Дальневосточного региона составляют более 70% от общего объема реализации молока и молочных продуктов в течение 1998 - 2000гг.
Таким образом, для решения задач данной дипломной работы следует обратить внимание, прежде всего, на особенности коньюнктуры рынка молочных изделий, представленных производственными предприятиями.
В табл.2.1. представлены данные о распределении рыночной ниши молочных товаров г. Хабаровска в течение 1999 - 2001гг.
Таблица 2.1
Структурный состав поставщиков - производителей цельномолочной продукции Дальневосточного региона на рынке г.Хабаровска, %
Наименование предприяти
|
1999г.
|
2000г.
|
Изменение
|
3 месяца 2001г.
|
|
Производители Хабаровского края
|
99,6
|
99,8
|
0,2
|
99,5
|
|
Артель старателей «Амур»
|
0,3
|
0,3
|
0
|
0
|
|
ЗАО «Хабмолпром»
|
2,0
|
4,5
|
2,5
|
0
|
|
ОАО Дакгомз
|
47,2
|
46,8
|
-0,4
|
38,5
|
|
ООО «Мясной двор»
|
0
|
0
|
0
|
1,0
|
|
ММУ СМПЦ «Бифидум»
|
0
|
0
|
0
|
1,5
|
|
ОАО «Переяславский м-д»
|
24,5
|
36,6
|
2,1
|
45,8
|
|
ОАО «Вяземский м-д»
|
6,1
|
5,6
|
-0,5
|
7,9
|
|
ООО «Дальпишепром»
|
0,7
|
0,3
|
-0,4
|
0
|
|
ЧП Блохин
|
4,9
|
4,1
|
-0,8
|
4,2
|
|
ЗАО «Валерия»
|
0
|
1,0
|
1,0
|
0,6
|
|
Производители других регионов
|
0,4
|
0,2
|
-0,2
|
0,5
|
|
ОАО «Николаевский мясомолкомбинат»
|
0,4
|
0,2
|
-0,2
|
0,5
|
|
ИТОГО
|
100
|
100
|
-
|
100
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|