АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли...
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Владивостокский
филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»
Тема: АТЭС как механизм диалога и согласования позиций
государств по ключевым вопросам экономики, торговли, инвестиций, активизации
экономического и технического сотрудничества, подготовки кадров.
Слушатель: П.А.Пятов
2 курс очной формы обучения
факультета таможенного дела.
Группа 121
Руководитель:
М.В.Терский
Владивосток
Оглавление
Введение....................................................................................................................... 3
Глава 1 – О структуре АТЭС....................................................................................... 5
1.1. История............................................................................................................... 5
1.2. Структура............................................................................................................ 6
1.3. АРЕС MEANS BUSINESS................................................................................. 7
Глава 2 – Результаты деятельности АТЭС................................................................ 9
2.1. Восемь саммитов............................................................................................... 9
2.2. Проблемы моря................................................................................................ 11
2.3. Подготовка кадров........................................................................................... 12
2.4. Инвестиции и торговля................................................................................... 13
2.5. Терроризм......................................................................................................... 14
Глава 3 – Россия и АТЭС.......................................................................................... 16
3.1. Отделение «Проблем АСЕАН, АТЭС и АТР» РАЕН.................................... 17
3.2. РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС В АТЭС................................................................. 19
3.3. РОССИЯ В АТЭС: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ............................ 20
Заключение................................................................................................................. 22
Список литературы.................................................................................................... 24
Сегодня, в начале
ХХI века, Азиатско-Тихоокеанский регион переживает этап сложных и неоднозначных
перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре азиатских
обществ, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение региона
к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному
информационному пространству - все это заставляет с большой степенью
уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в
предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых
будет для мировой цивилизации определяющим.
Возможности этого
региона впечатляют - в его пределах расположены страны, в которых в
совокупности проживает более половины населения планеты. На долю АТР приходится
примерно 60 процентов мирового ВВП, свыше половины планетарного торгового
оборота, более 60 процентов морских и почти 25 процентов воздушных перевозок. В
АТР сосредоточены крупнейшие финансовые резервы, там находят применение
наиболее передовые технологии.[1]
Форум
"Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован
в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская
встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и
правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна
(экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая),
Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия,
Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины,
Чили, Япония.
Диапазон решаемых
АТЭС задач простирается от либерализации торговли и инвестиционных режимов,
электронной торговли, гармонизации стандартов и таможенных процедур до
противодействия терроризму, отработки систем социальной защиты населения и
гендерной проблематики.
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по
следующим направлениям:
1.
Достижение
выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению
экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных
планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения
цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития
человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.
2.
Продвижение
либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов
упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется
работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по
поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров
в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей
Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.
3.
Поддержание
устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение
сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической
политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран
региона, содействие структурным реформам в интересах развития
конкурентоспособных отраслей промышленности.
Формально сохраняя
консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки
глобальных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, а также
налаживания экономического сотрудничества на уровне Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР). Форум, охватывающий широкий круг областей и сфер деятельности,
связанных в первую очередь с экономикой, имеет значительный потенциал для того,
чтобы не только оказывать существенное влияние на экономическую ситуацию в АТР,
но и способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом.
Даже беглый и
далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается АТЭС, показывает,
насколько полезно для России активное участие в работе этого Форума,
нацеленного на объединение усилий крупнейших мировых держав в деле
строительства глобальной экономики 21 века.
Формирование
форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча
министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Впрочем, правильнее
сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона,
имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать региональное
экономическое сотрудничество.
США, Япония,
Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке
этой встречи, ближе других государств подошли к пониманию того, что в регионе
необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам
международных экономических отношений. Была утверждена и программа
сотрудничества, основу которого составили либерализация торговли и привлечение
инвестиций, передача технологий, подготовка людских ресурсов, развитие туризма
и др. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут участвовать
международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН,
Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и
Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на
ранних этапах существования форума. Было решено, что все решения в АТЭС (в том
числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса. Большую
роль в организационном укреплении форума сыграли последующие встречи министров
иностранных дел АТЭС в Сингапуре (1990 год), в Сеуле (1991 год) и в Бангкоке
(1992 год).
Новый этап
развития АТЭС начался в 1993 году, когда после прихода к власти в США администрации
Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению Вашингтона стала неформальная
встреча глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали играть
главенствующую роль в деятельности АТЭС.
Саммиты АТЭС
стали проводиться ежегодно. В их ходе обсуждаются актуальные проблемы мировой
экономики, рассматриваются основные итоги деятельности форума и принимаются
документы, определяющие перспективные долгосрочные направления его
деятельности.
В АТЭС действует
институт страны - председателя, обязанности которого в 2002 году выполняет
Мексика. В 2003 году страной-председателем будет Таиланд, в 2004 году – Чили.1
Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС,
штаб-квартира которого находится в Сингапуре.
Основные
направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на
совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых
министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности
(министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые
другие). К встречам в верхах приурочиваются ежегодные регулярные совещания министров
иностранных дел и министров, отвечающих за вопросы торговли.
Одна из важнейших
основ деятельности АТЭС – заявленная его участниками приверженность принципам
«открытого регионализма», что подразумевает постепенную ликвидацию ограничений
на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри
этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию
закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в
рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от
протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих
экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит
обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего
АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе
многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других
мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами - сотрудниками
министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных
корпораций.
Проблематикой
конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет
по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и
управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству,
подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также
рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям,
телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению
морских ресурсов, рыболовству, туризму.
Главное содержание деловой активности рабочих групп АТЭС состоит в том, чтобы
действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран
АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую
перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп
занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими
рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в
присутствии делегаций всех стран-участниц, обозревателей и гостей.
Желая подчеркнуть
отличие АТЭС от различных международных экономических организаций (САЗСТ, ЕС,
ВТО, ОЭСР), нередко используют один из его основных лозунгов — «АРЕС means
business». Возможный перевод на русский язык: «АТЭС означает дело», но можно
перевести и как «АТЭС означает бизнес». В реальной жизни работа в рамках АТЭС
ориентирована на постоянный диалог с представителями бизнеса, учет интересов деловых
кругов и мнений ведущих предпринимателей.
Очевидно, что в
условиях рыночной экономики предпринимательство служит локомотивом
экономического роста, и его процветание необходимо для создания рабочих мест,
качественного улучшения социально-экономических условий жизни населения.
Можно выделить
следующие основные формы диалога АТЭС с деловыми кругами:1
1. Ведущую роль в
обеспечении взаимодействия между четырьмя государственными структурами и
деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС), который
был создан в соответствии с решением Осакского саммита в ноябре 1995 года.
Члены ДКС назначаются непосредственно главами государств и правительств из
числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От
каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется
для руководителей малого и среднего бизнеса.
Члены ДКС
встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам
улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации
представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах
в форме доклада. Помимо передачи самого текста доклада, члены ДКС осуществляют
также прямой диалог с экономическими лидерами.
Важно, что
одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в
дальнейшем «руководством к действию» для АТЭС в целом. К числу наиболее важных
инициатив можно отнести, в частности, электронные планы индивидуальных
действий, продовольственную систему АТЭС, оценку готовности к электронной
торговле и ряд других.
2. За последнее
время приобрели систематический характер т.н. деловые саммиты АТЭС. Как
правило, в них принимает участие от 300 до 600 лидеров делового мира АТР, а в
качестве докладчиков выступают ведущие представители бизнеса, политических и
академических кругов региона и мира в целом. По итогам Брунейской встречи в
качестве одного из наиболее ярких, насыщенных и запоминающихся обозревателями
был выделен доклад Владимира Путина, что имеет особое значение с учетом
«дебютного» характера открытого выступления Президента России на мероприятии
атэсовского формата.
Страницы: 1, 2, 3
|