рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ценообразование в мировой торговле

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на между­народном уровне норм. К ним, в частности, относятся некото­рые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ. (с 1996г. - Всемирная торговая организация - ВТО) .

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимо­действует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на им­порт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действую­щие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Количественное регу­лирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

Количественные ограничения импорта и экспорта - пря­мая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоя­тельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и но­менклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экс­порта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнетор­гового регулирования. Этим в значительной мере и объясняет­ся тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств торгового регулирования подавляю­щего большинства стран мира.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основ­ном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности /2/ установлено, что количественные ог­раничения могут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обес­печение национальной безопасности РФ, выполнение междуна­родных обязательств. РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:

·         товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пре­делах установленных квот (в основном, товары, экспорти­руемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

·         товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойно­го применения, лекарственное сырье и др.).

В контексте упорядочения мер административного регу­лирования можно рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок прове­дения расследования, предшествующего введению защитных мер». Он предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и ком­пенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут рас­пространятся не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых могут существенно подорвать по­зиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит в случаях ввоза товаров по занижен­ным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характе­ристикам товаров в России.

В последнее десятилетие широкое распространение полу­чила практика заключения соглашений о «добровольном» огра­ничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государства­ми более слабым в экономическом или политическом отно­шении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглаше­ние о «добровольном» ограничении экспорта представляет со­бой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортиру­ющую страну. Аналогичным образом установление минималь­ной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с им­портерами страны, установившей такие цены. В случае сниже­ния экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, при­менение которой может привести к уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промыш­ленности, черной металлургии, молочными продуктами, быто­вой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабаты­вающими станками и т. д. Проблемы возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установ­ленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуация имела место, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайско­го производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

Импортные квоты не обязательно предназначены для за­щиты отечественных производителей. Япония, например, со­храняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет из­бегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отно­шении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политичес­ких условий.

Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспече­ния отечественных потребителей достаточными запасами то­варов по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям та­кие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Специфический тип квотирования, который полностью зап­рещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эм­барго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкрет­ные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в поли­тических целях, последствия могут быть, по существу, эконо­мическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с сандинистской партией, находящейся у власти. Но для Ника­рагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа ис­пытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбы­вать урожай бананов в США как раньше.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандар­ты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населе­ния. Однако недавно автомобилестроительные фирмы «Боль­шой Тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого автомобилестроителя увеличения эко­номии, усредненной но всем моделям, на одинаковую процент­ную долю. Такое предложение в случае его принятия будет обременительным для японских производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже сегодня намного превосходит показатели моделей «Большой Тройки».

Среди методов нетарифного регулирования следует упо­мянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содер­жание товарно-материальных запасов. Например, во Франции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный дале­ко от крупных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японс­кие магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о добровольной экспортной квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникно­вение на рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, со­ставляющей значительную долю стоимости импорта.

Специфическим методом регулирования внешней торгов­ли являются импортные депозиты, представляющие собой фор­му залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность. Определяющим моментом в современном развитии ми­ровой экономики и международных экономических отноше­ний является международное движение капитала. Так, например, за период с 1914 г. до конца Второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3, достиг­нув с учетом потерь лишь уровня 1913 г. В послевоенный пе­риод они удваивались каждое десятилетие, затем за 6-7 лет. В 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов. В 1996 г. мир вступил с 2,6 трлн. долл. зарубежных инвести­ций. Высокий динамизм движения капитала превращение их в объект острой международной конкуренции сделали настоя­тельно важным выработку международных стандартов и пра­вил в этой области.

На национальном уровне административное регулиро­вание движения капитала осуществляется в основном в рам­ках двусторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска ин­вестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и не дискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегу­лирования споров.

У России имеется ряд соглашений о защите капиталовло­жений. Они содержат принятые в международной практике положения. В частности, предусматривается режим наиболь­шего благоприятствования. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных случаях и в установленном законом порядке при условии незамедлитель­ной выплаты компенсации капиталовложений по рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от иностранных вло­жений, а также сами инвестиции могут беспрепятственно пе­реводиться за границу в иностранной валюте. Спорные вопросы могут быть рассмотрены в иностранном суде. Стороны обязу­ются поощрять функционирование иностранных капиталовло­жений на своей территории, воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могут помешать их содер­жанию, управлению и пользованию.

11.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО И ВЭД.


Классическим методом регулирования ВЭД и, в том чис­ле внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим ме­тодам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф . это систематизированный перечень таможенных пошлин, ко­торыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случа­ях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогооб­ложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспо­собность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на кото­рые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является неже­лательным.

Существуют два основных вида таможенной политики го­сударства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле - протекционизм и «свободная тор­говля». Протекционизм предусматривает установление высо­кого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направ­лена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров пу­тем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

·         Тарифы примышлено развитых государств;

·         Тарифы развивающихся стран.


11.4 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню по­шлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошли­ны, распространяется на государства, не пользующиеся режи­мом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международ­ных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государ­ствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отно­шении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприят­ное положение по сравнению с аналогичными товарами из дру­гих стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику стра­ны, прежде всего, промышленно развитые государства догово­рились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регули­ровало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на про­мышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уро­вень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.

По способу взимания различают следующие пошлины:

·         адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

·         специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.