Компетенция ЕС и основные направления деятельности.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на
следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная,
транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная,
промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и
здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав
потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей,
исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в
целях содействия развитию, экономического, финансового и технического
содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности,
и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три
основополагающих направления («три опоры»):
- «первая опора» - Экономический и валютный союз (ЭВС);
- «вторая опора» - Общая внешняя политика и политика
безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая
- Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);
- «третья опора» - сотрудничество государств-членов в
области внутренних дел и правосудия.
Экономический и валютный союз. До создания Экономического и
валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов
осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики
или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов
деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х по
решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств,
включая инструментарий макроэкономического регулирования.
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие
критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро,
регулирующие предельные уровни:
- инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на
1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
- процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых
не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний
показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
- дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
- государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
- в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее
обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные
Европейской валютной системой.
Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию
правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя
обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита
предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые
наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось
введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные
денежные знаки.
Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции
органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая
политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое
экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не
может функционировать при существенно различающихся национальных темпах
инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.
Со времени создания ЕЭС между Сообществом и Европейской
ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), созданной под эгидой Великобритании,
шла скрытая борьба. ЕАСТ в этой борьбе проиграла еще на ранних стадиях,
поскольку эта организация не ставила перед собой задачи создания единого
европейского рынка. В 1972 г. к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия и
Великобритания, позже - Греция, Испания и Португалия. В 1997 г. ЕС принял
решение о приеме Польши, Венгрии, Чехии, Словении и Эстонии. Желание вступить в
ЕС изъявила Украина.[10]
На Римской сессии 1 декабря 1975 г. Европейский совет
принял окончательное решение об организации прямых всеобщих выборов в
Европейский парламент в соответствии с принципами, получившими одобрение на
предшествующем Парижском саммите глав государств и правительств Сообщества.
Тогда же и была определена дата проведения первых выборов — весна 1978 г.
Правда, они были перенесены на 7-10 июня 1979 г. Таким образом, хотя прямое
избрание Парламента было предусмотрено первыми договорами о Сообществе, наделе
понадобилось 25 лет для осуществления намеченного проекта. Столицей
Европейского парламента стал Страсбург.
29 декабря 1975 г. премьер-министр Бельгии Л. Тиндеманс в
соответствии с поручением, полученным им на Парижском саммите, представил на
обсуждение правительств - членов ЕЭС доклад о будущем развитии Сообщества.
Ключевые идеи Тиндеманса - необходимость упрочения Экономического и валютного
союза, осуществление общей внешней политики, европейской социальной и
региональной политики, общей промышленной политики в секторах роста,
существенное усиление регулирующей роли руководящих органов Сообщества.
Европейский совет, однако, не торопился с обсуждением этих проблем и лишь на
своих сессиях с апреля по декабрь 1979 г. решил вопрос о создании Европейской
валютной системы (ЕВС). На Парижской сессии 9-10 декабря 1979 г. Европейский
совет принял решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС) в действие.
В 1984 г. Европейский парламент предпринял крупный шаг,
направленный на дальнейшее развитие Сообщества - был принят проект о Европейском
союзе (ЕС). На этой основе Комиссия Сообщества, которой тогда руководил Ж. Делор,
разработала Белую книгу - конкретную программу завершения строительства внутреннего
рынка в масштабах Сообщества. В 1986 г. государства — участники ЕЭС подписали
Единый европейский акт, который существенно дополнил Римский договор целым
блоком конкретных соглашений. В них содержались конкретные меры по реализации
поставленных задач по созданию обширного, свободного и не имеющего границ
общего рынка в Западной Европе, а Белая книга стала составной частью Единого
акта. Отметим, что в Белой книге содержится 279 конкретных директивных
предложений, многие из которых находятся в стадии осуществления на программной
основе, имея соответствующие механизмы реализации и контроля.
Важным аспектом соглашений, вошедших в Единый европейский
акт, явилось и то, что Сообщество уделило большое внимание решению процедурных
вопросов, имеющих громадное значение там, где речь идет о принятии решений в
рамках международных организаций. Так, была значительно расширена сфера
принятия решения квалифицированным большинством.
Важнейшей стороной успешного развития ЕЭС-ЕС всегда
являлась законодательная база, включая своевременную ратификацию национальными
парламентами и Европарламентом тех договоров и соглашений, которые требовали
парламентского утверждения. На Родосской сессии Европейского совета, которая
проходила 3-4 декабря 1988 г., было зафиксировано, что 50% необходимой
законодательной базы, которая требуется для создания единого рынка (до конца
1992 г.), уже подготовлено. Почти 90% предложений, внесенных в программу
Комиссии, были представлены на рассмотрение Совета, и 40% из них Совет принял.
Из этого числа 70% предложений имели характер «технических барьеров», т. е.
были связаны с необходимостью гармонизации стандартов товаров и услуг, включая
таможенные правила и финансовые услуги. Полная либерализация рынка капитала
для восьми государств ЕС была провозглашена 1 июля 1990 г. - это был решающий
шаг на пути создания экономического союза, в то же время он стал мощной
предпосылкой для формирования единой финансовой зоны Сообщества, где действуют
общие правила, законодательные акты, стандарты, таможенные пошлины, сборы и
т.п.
Одной из важнейших сущностных сторон деятельности органов
ЕС, и в частности Комиссии, является разработка сложных процедур по взаимному
признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласование законодательства,
общих подходов по защите потребителя, создание одинаковых условий для вложений
инвестиций, в области налогообложения, свободного передвижения рабочей силы,
оплаты труда, условий найма и т.д.
Особое внимание Союз уделил региональной политике.
Известно, что 15 стран ЕС имеют разный уровень развития, в масштабах многих
стран существовали и поныне существуют экономически отсталые, слаборазвитые
или депрессивные районы, нуждающиеся в особых подходах с целью их подтягивания
к общеевропейскому уровню развития.[11]
С учетом этих обстоятельств в январе 1989 г. были приняты новые структурные
правила, которые преследовали задачи выравнивания уровней экономического
развития разных стран и регионов Сообщества, устранения территориальных диспропорций.
Ключевая роль в такой региональной политике отводилась фондам Сообщества -
Европейскому фонду регионального развития, Европейскому социальному фонду,
Европейскому фонду ориентации и гарантий сельского хозяйства, Средиземноморским
интеграционным программам. Тогда же было согласовано распределение ассигнований
на эти цели - цели выравнивания развития регионов. Наибольший объем средств
направлялся в средиземноморские страны и Ирландию, что, кстати, вызывало
недовольство крупных стран — основных доноров, но, тем не менее, всякий раз
удавалось решать возникающие противоречия, поскольку при любом споре ни одна
страна - участница ЕЭС-ЕС не ставила под сомнение свое пребывание в Сообществе.
Даже М. Тэтчер не делала заявлений этого типа - слишком очевидными являются для
большинства европейцев выгоды, получаемые от экономически объединенной Европы.
Население Европейского Союза и присоединяющихся к нему
стран превышает 450 миллионов человек.[12]
В январе 2004 года Евростат - статистический комитет Европейского
Союза (ЕС) - опубликовал предварительные данные о демографическом развитии
стран, входящих на той или иной основе в состав союза, которые основываются на
данных помесячной отчетности, прогнозных расчетах и экспертных оценках.
Согласно этим оценкам, численность совокупного населения пятнадцати
стран-членов ЕС на начало 2004 года составила 380,8 миллиона человек, а десяти
стран, проходящих процедуру вступления в ЕС2, - 74,1 миллиона человек (рис. 1 и
2 и табл.1).
Среди стран-членов Европейского Союза по численности
населения выделяется Германия (82,5 миллиона человек, или почти четверть
совокупного населения ЕС), а также Франция, Великобритания (почти по 60
миллионов человек), Италия (свыше 57 миллионов человек) и Испания (около 41
миллиона человек), а среди стран, проходящих процедуру вступления в Европейский
Союз, - Польша (более 38 миллионов человек), Венгрия и Чехия (примерно по 10
миллионов человек).
Рисунок 1. Соотношение стран-членов ЕС по численности населения
на начало 2004 года
Рисунок 2. Соотношение
стран, присоединяющихся к ЕС, по численности населения на начало 2004 года
По оценкам, число родившихся в Европейском Союзе в 2003
году слегка увеличилось, составив 4,03 миллиона против 3,99 в 2002 году. Также
немного возросло число умерших - с 3,68 миллиона человек в 2002 году до 3,74
миллиона человек в 2003 году. В итоге естественный прирост населения (число
родившихся за вычетом числа умерших) сократился с 309 тысяч человек в 2002 году
до 294 тысяч человек в 2002 году. Заметно сократился и миграционный прирост
(число прибывших минус число выбывших), составив в 2003 году 983 тысячи человек
против 1260 тысяч человек в 2002 году. Соответственно, общий прирост населения
составил около 1,3 миллиона человек, или 3,4‰ против 1,6 миллиона человек, или
3,6‰ в 2002 году.[13]
В 2000-2001 годах в большинстве стран ЕС были проведены
переписи населения. Их результаты оказались ниже, чем ожидалось по данным
текущего учета, особенно значительно в Италии и Великобритании. Поэтому ряды
данных о численности населения были нарушены, что обусловило расхождение в
показателях прироста населения и чистой миграции. Численность населения на
годы, пришедшиеся между переписями, будет пересчитана в ближайшее время.
По данным текущего учета, в прошлом году замедлилось
сокращение совокупного населения десяти присоединяющихся к Европейскому Союзу
стран. За 2003 год его численность уменьшилась на 60 тысяч человек, или 0,8‰, в
то время как за предшествующий 2002 год - на 135 тысяч человек, или на 1,8‰.
Снижение численности населения происходит, главным образом, из-за естественной
убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), хотя в некоторых
странах определенную роль играет и миграционный отток населения (превышение
числа выбывших над числом прибывших в страну).
Таблица 1. Изменение численности населения ЕС за 2003 год,
тысяч человек
(по предварительной оценке)[14]
|
Числен-ность населения на 01.01.03
|
Число родив-шихся
|
Число умерших
|
Естест-венный прирост
|
Мигра-ционный прирост
|
Общий прирост
|
Численность населения на 01.01.04
|
EC-15
|
379 482,50
|
4 033,30
|
3 739,70
|
293,6
|
982,6
|
1 276,20
|
380 758,80
|
Австрия
|
8 067,00
|
77
|
77,3
|
-0,3
|
25,3
|
24,9
|
8 091,90
|
Бельгия
|
10 355,80
|
111,2
|
105,3
|
5,9
|
35
|
40,9
|
10 396,70
|
Великобритания
|
59 328,90
|
690
|
603,9
|
86
|
103
|
189
|
59 517,90
|
Германия
|
82 536,70
|
709,8
|
861,6
|
-151,8
|
160,2
|
8,4
|
82 545,10
|
Греция
|
11 018,40
|
102,5
|
104
|
-1,5
|
30
|
28,5
|
11 046,90
|
Дания
|
5 383,50
|
64,9
|
57,8
|
7,1
|
7
|
14,1
|
5 397,60
|
Ирландия
|
3 963,60
|
62,1
|
29,1
|
33
|
28
|
61
|
4 024,60
|
Испания
|
40 683,00
|
438
|
368,4
|
69,6
|
225
|
294,6
|
40 977,60
|
Италия
|
57 321,10
|
542,2
|
589,3
|
-47,2
|
207,7
|
160,5
|
57 481,60
|
Люксембург
|
448,3
|
5,2
|
3,8
|
1,4
|
1,1
|
2,5
|
450,8
|
Нидерланды
|
16 192,60
|
204,2
|
142
|
62,2
|
2,8
|
65
|
16 257,60
|
Португалия
|
10 407,50
|
112,3
|
103,4
|
9
|
63,3
|
72,3
|
10 479,80
|
Финляндия
|
5 206,30
|
56,5
|
48,1
|
8,4
|
5,5
|
13,9
|
5 220,20
|
Франция
|
59 629,10
|
759,3
|
552,8
|
206,5
|
60
|
266,5
|
59 895,50
|
Швеция
|
8 940,80
|
98,2
|
92,9
|
5,3
|
28,8
|
34,1
|
8 974,90
|
Исландия
|
288,5
|
4,1
|
1,8
|
2,2
|
-0,3
|
2
|
290,5
|
Лихтенштейн
|
33,9
|
0,4
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,4
|
34,3
|
Норвегия
|
4 552,30
|
54,8
|
42,8
|
12
|
11,3
|
23,3
|
4 575,60
|
Швейцария
|
7 324,10
|
71,2
|
62,4
|
8,8
|
44
|
52,8
|
7 376,90
|
Присоединяющиеся
к ЕС страны
|
74 200,90
|
683,1
|
774,9
|
-91,8
|
32,1
|
-59,7
|
74 141,10
|
Венгрия
|
10 142,40
|
96,5
|
136
|
-39,5
|
12,4
|
-27,1
|
10 115,20
|
Кипр
|
715,1
|
8
|
5,6
|
2,4
|
10,2
|
12,6
|
727,7
|
Латвия
|
2 331,50
|
20,5
|
32,7
|
-12,1
|
-0,8
|
-12,9
|
2 318,50
|
Литва
|
3 462,60
|
30,4
|
40,9
|
-10,5
|
-4,9
|
-15,4
|
3 447,10
|
Мальта
|
397,3
|
4
|
3,3
|
0,7
|
1,6
|
2,3
|
399,6
|
Польша
|
38 218,50
|
350,7
|
360,2
|
-9,5
|
-15,3
|
-24,8
|
38 193,70
|
Словакия
|
5 379,20
|
51,5
|
51,5
|
0
|
1,5
|
1,5
|
5 380,70
|
Словения
|
1 995,00
|
17,2
|
19,2
|
-2
|
3,6
|
1,6
|
1 996,70
|
Чехия
|
10 203,30
|
91,2
|
107,5
|
-16,3
|
24
|
7,7
|
10 211,00
|
Эстония
|
1 356,00
|
13
|
18
|
-5
|
-0,1
|
-5,1
|
1 350,90
|
Болгария
|
7 845,80
|
65,6
|
112,2
|
-46,5
|
-
|
-46,5
|
7 799,30
|
Румыния
|
21 772,80
|
208,7
|
264,5
|
-55,8
|
-0,9
|
-56,8
|
21 716,00
|
Страницы: 1, 2, 3
|