3.2. Кризисные
моменты в отношениях России с Евросоюзом.
Говоря о
проблемах отношений России и Евросоюза то, здесь прослеживается двоякость.
Евросоюз и партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Сейчас
просто возник кризисный момент, потому что скопилась целая группа проблем, в
которых стороны никак не могут прийти к согласию, и возникла атмосфера жесткого
противостояния по этим проблемам. Это экспорт польского мяса – точнее, мяса из
Польши, потому что это может быть не только польское мясо. Это проблема
вступления в ВТО, где остаются разногласия. Это проблема, условий доступа
европейских компаний на энергорынок России. Это ограничений в доступе
российских компаний, развертывавших транснациональную деятельность в Европе, и
не только энергетических, но и металлургических и целого ряда других -
химических, электроэнергетических. Это проблема Косово. Это проблема
замороженных конфликтов в Молдове и в Грузии. Есть противоречия экономического
характера, но дело в том, что экономическое сотрудничество развивается, в
общем, довольно интенсивно. Очень высокие темпы прироста. Россия вышла на
третье место как торговый партнер Европейского союза. 8% торговли ЕС приходится
теперь на Россию, не говоря о том, что больше 50% нашей торговли - на Евросоюз.
Растут капиталовложения иностранные в экономику России, причем на 75-80% это
инвестиции, идущие из Европы, из государств-членов ЕС, особенно
западноевропейских [18, с.32]. Развиваются образовательная сфера, культурная
сфера, где колоссальные масштабы сотрудничества, которые никем даже не могут
быть подсчитаны, потому что нет данных, которые могли бы дать общую, обобщающую
картину. Сотрудничество развивается. Все-таки проблемы в большей степени
связаны с политикой. Это проблема демократии и прав человека. Но Евросоюз, на
мой взгляд, искусственно выдвигает эту проблему на первый план как критерий
сотрудничества. А Россия просто не в состоянии стать демократической страной ни
в пять, ни в десять лет. В общем, это все-таки политическая сфера. Есть еще
один вопрос, очень сложный, - это неспособность самого Европейского союза сейчас
выработать единую стратегию. Там же идут жесткие споры по поводу того, как
строить отношения с Россией, надо ли заключать новые соглашения. Вот это
отсутствие единства мнений в Европейском союзе, оно тоже, конечно, препятствует
в какой-то степени, в существенной даже степени, решению ряда вопросов. Сегодня
не приходится говорить, о том, чтобы Россия стала членом Европейского Союза.
Несмотря на то, что Евросоюз сейчас готовится к расширению, включению в свой
состав новых государств, процесс вступления в ЕС очень сложен. Евросоюз ставит
перед государствами, желающими к нему присоединиться ряд требований, касающихся
политической системы государства, экономики, признания государства правовым,
участия государства в Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод (1950 года). Часть требований для России реально исполнима. Но все-таки
главным требованием по своему значению является экономика. Именно
взаимовыгодная экономическая заинтересованность стран участниц Евросоюза дала
возможность объединения. Присоединение к Евросоюзу не несет автоматических
выгод, кажущихся очевидными, особенно в области общего рынка, таможенного союза
и др. Поэтому для вступления в Евросоюз требуется время для достижения
экономического роста. Долгосрочный рост зависит от структурных реформ, которые
сложнее чем регулирование инфляции или макроэкономическая стабилизация
каким-либо другим способом, поскольку структурные реформы связаны с
политическими. Последовательность адаптации должна быть тщательно выверенной,
здесь нельзя избежать компромиссов, в противном случае страны будут брать на
себя обязательства, которые не смогут выполнять, или будут выполнять их ценой
потери стабильности. Вступление в Евросоюз связано с большими материальными
затратами, как для государств, желающих вступить, так и для самого Евросоюза.
Исследователи отмечают, что в связи с этим на первое место ставятся вопросы
институциональных реформ в сфере финансовых рынков. Россия же не имеет
свободных средств для того, чтобы заниматься вступлением в Евросоюз. Российская
экономика к этому не готова. Но с другой стороны, Россия и Евросоюз имеют общие интересы. Известно, что международный
бизнес выбирает страны с политической стабильностью, обходя «дальней дорогой»
нестабильные государства. Таким образом, макроэкономический процесс
свидетельствует о том, что политическая стабильность и либеральный для
иностранных инвесторов климат привлекают наиболее динамичные прямые иностранные
инвестиции.
Несмотря на существующие
политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными
экономическими партнерами. Экспорт сырья, прежде всего, энергоресурсов в Европу
составляет базу наших торговых отношений с главными партнерами-странами
Европейского Союза. Поэтому от надежности и стабильности поставок энергоресурсов
во многом зависит благополучие российско-европейских отношений и имидж России
как надежного экономического и политического партнера.
Однако
энергетическое сотрудничество не может подменить политические ориентиры
дальнейшего развития отношений. В связи с этим, исследователи
российско-европейских отношений отмечают недостаток политической воли в
переговорах о дальнейшем совместном будущем России с европейскими коллегами.
Россию устраивает нынешний уровень отношений энергетической взаимозависимости,
а Европейский Союз не слишком доверяет реформам Президента России В.Путина и
не видит дальнейшего совместного будущего без разделения общих ценностей [11,
с. 48]. При этом не стоит забывать, что экономическая взаимозависимость не
гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика
является сильным оружием в разрешении политических споров, но не является
панацеей. А использование природных ресурсов в политическом давлении - не самый
выгодный и, скорее, обманчивый для России козырь. Как и некоторые другие
страны, богатые ресурсами, Россия начинает страдать от «голландской болезни», а
это может означать нежелание предпринимать какие-либо структурные реформы в
экономической сфере, довольствуясь природной рентой и благоприятной
конъюнктурой рынка.
Подводя итоги
данной главы, следует отметить, что перспективы отношений России и Евросоюза
весьма неоднозначны. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные
национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми
конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть. Евросоюз и
партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Несмотря на
существующие политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются
постоянными экономическими партнерами. Но экономическая взаимозависимость не
гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика
сильное средство урегулирования политической нестабильности, но она не может
быть вечным «камнем преткновения», необходимо какое-либо решение. Энергетическое
сотрудничество не может подменить политические ориентиры дальнейшего развития
отношений. Более тесное российско-европейское экономическое сотрудничество
наталкивается на политические преграды.
Заключение
Развитие
сотрудничества с Евросоюзом и его государствами-членами занимает одно из
центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Отношения
между Россией и Европейским союзом можно характеризовать в терминах
энергетической взаимозависимости. Поэтому неудивительно, что энергетическая безопасность
является предметом общей озабоченности. Европейские лидеры боятся попасть в
зависимость от одного поставщика, а их российские коллеги не хотят полагаться
лишь на один рынок. Вероятно, каждая из сторон постарается избежать такой
ситуации, однако практические проблемы производства и поставок энергии легче
решать совместными усилиями. ЕС столкнулся с тем, что в международные отношения
возвращается логика силы, и оказался не готов к тем изменениям в своем
окружении, которые не вписываются в рамки общеевропейских ценностей и не
оправдывают надежд переходного периода. Такая ситуация приводит европейцев к
осознанию необходимости срочно пересмотреть отношения с Россией. Сближение со
странами Европейского Союза требует от России разделять общие ценности политической
культуры или хотя бы стремиться к их развитию. Несмотря на то, что общепринятая
парадигма в международных отношениях нацелена на поиск общих интересов, они
подвержены изменениям, и в случае их несовпадения именно общность ценностей
действует как связующая основа. При формировании позитивного
внешнеполитического имиджа следует учитывать и различия в восприятии истории
Россией и странами Евросоюза.
Построение
правового государства на основе демократических ценностей, развитие
гражданского общества должны стать базой для развития отношений с Евросоюзом,
их стабильности и предсказуемости. А благоприятному внутриполитическому имиджу
государства будет соответствовать позитивный внешнеполитический имидж России.
Укрепляя свои
позиции за рубежом, российским представителям власти стоит больше внимания
уделять не только разъяснению сути происходящих в России политических реформ,
но и способствовать привлечению внимания к России с помощью некоммерческих
организаций, и таким образом создавать равные стартовые возможности в
конкурентной борьбе за влияние.
В 90-х гг. Россия
сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными
интеграционными группировками по различным направлениям экономического
сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в 90-х
гг. были страны Западной Европы, и прежде всего страны ЕС. Поэтому развитие
экономических отношений между Россией и Европейским Союзом является одной из
многочисленных актуальных для России темой.
Тема дипломного
проекта звучит как: «Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со
странами Евросоюза с 1992 по 2007годы». Целью работы является освящение
эволюционных изменений внешнеполитического курса России по отношению к странам
Евросоюза с 1992 по 2007 годы. Для реализации данной цели были поставлены
следующие задачи:
·
Выявление
предпосылок направленности вектора внешней политики России на страны Евросоюза;
·
Освятить
эволюционные изменения экономического сотрудничества России и ЕС в период с
1992 по 2007 годы;
·
Показать
трансформацию сотрудничества России и Евросоюза в политической сфере в
рассматриваемые временные рамки;
·
Охарактеризовать
наличие проблем и перспектив российско-европейского сотрудничества на примере
Евросоюза с 1992 по 2007 годы
В рамках раскрытия
цели и задач дипломного проекта, мы пришли к некоторым выводам. Россия и
Евросоюз обладают довольно стабильной база взаимоотношений, доставшей ся
России от Советского союза. Но вместе с тем кроме развитых отраслей
сотрудничества, необходимо помнить и о проблемах имевших место быть в
отношениях с Советским Союзом. Если говорить о
военном сотрудничестве с Евросоюзом, как об организации в целом, наблюдается
трансформация сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера
связей. А если рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках
отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается
некоторые различия. Хотя военное сотрудничество и развивается, но вот характер
его эволюционирования не везде одинаков. Так в одном случае, это изменение
явилось следствием изменения характера международных отношений. В другом
отношении сотрудничество военного характера является лишь составляющей на фоне
других видов сотрудничества. Говоря об эволюции внешней политики России
по экономическим вопросам в отношении Евросоюза, как организации в целом.
Следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без
учета обстановки в мире. Сотрудничество России со странами, входящими в
Евросоюз, представляет собой долгосрочные перспективы. Этот вид сотрудничества
развивается весьма динамично. Что касается эволюционных изменений
экономического сотрудничества, то можно сказать, что в условиях современной
мировой торговли, оно имеет достаточно стабильное развитие. Отношения России и
Евросоюза как организации в целом, то в рамках
политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система
консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же
посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами
Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны
эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно
уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами
участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны
Евросоюза ведет к кардинальным изменениям политических отношений с российской
стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене,
которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию
отношений со странами Евросоюза. Что касается эволюции в области
культурно-гуманитарного сотрудничества, то отношения России и Евросоюза
представляются весьма перспективным и продолжительным. Если рассматривать культурно-гуманитарное
сотрудничество в контексте отношений между России и стран, входящих в Евросоюз.
Данный вид сотрудничества видится как прочное и перспективное направление
сотрудничества. Перспективы отношений России и Евросоюза весьма
неоднозначны. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные национальные
интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными
стратегическими преимуществами, которые у нее есть. Евросоюз и партнер, и
конкурент, и в этом вся сложность отношений. Несмотря на существующие
политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными
экономическими партнерами. Но экономическая взаимозависимость не гарантирует
полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика сильное средство
урегулирования политической нестабильности, но она не может быть вечным «камнем
преткновения», необходимо какое-либо решение. Энергетическое сотрудничество не
может подменить политические ориентиры дальнейшего развития отношений. Более
тесное российско-европейское экономическое сотрудничество наталкивается на
политические преграды.
Список использованной литературы
1.
Кузьмин
Ю.С. Общая Ассамблея Европейского сообщества угля и стали (1952-1958 гг.):
партийный и институциональный аспекты начального этапа европейской интеграции
// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1997. Сер. 6.
Вып. 3. С. 138-150.
2.
Россия и
основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. П./р. Д.Тренина.
М., 2000.
3.
Ткаченко
С.Л. Некоторые аспекты экономических отношений России и ЕС в 1990-1995 гг.
//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Серия 6. №1. С. 103-113.
4.
Топорнин
Б.Н. Европейское право. М., 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|