Европейский союз в интеграционных процессах
ВВЕДЕНИЕ
Экономический
союз можно рассматривать как высшую интеграционную форму. Она включает, кроме
построения общего рынка, также: углубленную гармонизацию всей экономики
стран-участниц, включая сферу производства, введение общей расчетной, а затем и
реальной единой валюты, гармонизацию социальных условий жизни, образования,
внутренних гражданских, административных порядков, вплоть до проведения общей
бюджетной, налоговой и внешней (не только торговой) политики и совместной
обороны. Все это невозможно осуществлять без ограничения, по крайней мере
частичного, национального суверенитета стран-участниц. По существу,
экономический союз есть своего рода экономический федерализм, логически ведущий
и к общему федерализму.
Исследователи расходятся во мнениях: сможет ли ЕС стать
"Сверхдержавой Европа" с пятисотмиллионным населением и потенциалом,
сравнимым с США, или же Евросоюз ждет усиление внутренних противоречий и
возрождение идеи трансатлантического сообщества с доминирующим влиянием США.
С
другой стороны, центростремительные и центробежные тенденции в рамках ЕЭС в
Евросоюзе наблюдались и ранее, сохраняются и ныне, но полувековой опыт
свидетельствует о постепенном и неуклонном продвижении стран Евросоюза в
направлении все большего единения как экономического, так, хотя и в гораздо
меньшей мере, - политического.
Для раскрытия
данной темы необходимо дать характеристику Евросоюза и экономической интеграции.
Данная
тема интересна со стороны отношений России с ЕС. Какие преимущества нас
ожидают, и какие недостатки, при официальном вступлении в Союз.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Европейский союз, ЕС (European
Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе
европейской интеграции.
Предшественниками ЕС были:
1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС,
Евратом, ЕОУС); c ноября 1993г. – Европейский Союз. Название «Европейские
Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
Официальными языками ЕС являются
государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский
(каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский,
фламандский, французский, шведский.
ЕС имеет собственную официальную
символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее
полотнище в форме прямоугольника. Хотя ЕС не имеет официальной столицы
(страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода
согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в
Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге,
Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.
В целом Европейский Союз
поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он
участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН.
Интересы европейцев на
международном уровне представляются рядом общих институтов. Главными органами ЕС являются:
• Европейский совет
(Совет Европейского Союза) —
орган глав правительств
государств-членов, в состав, которого входит также президент Комиссии. Единый европейский акт
юридически закрепил положение Совета
как верховного политического органа ЕС;
• Европейская комиссия
(Комиссия Европейских Сообществ —
КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает
законодательство ЕС как по инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета. По своей
структуре Европейская комиссия
состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных
правительств, поскольку она (вместе с
Европейским парламентом) является наднациональным
органом;
• Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС
и осуществляет контроль за
деятельностью Европейской комиссии;
• суд Европейского союза (Европейский
суд) — состоит из 15 судей (по одному от каждого
государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также 9 юридических советников.
Суд урегулирует разногласия стран —членов ЕС
между собой и ЕС, между институтами
ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по
международным соглашениям; выносит предварительные
постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его
постановлений.
Кроме
центральных в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие
соблюдение интересов различных экономических и социальных
категорий граждан и регионов; Европейский инвестиционный банк, задачей
которого является кредитование проектов,
связанных со структурным переустройством
в странах — членах ЕС; Европейский центральный банк, созданный
в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.
1.2. ЦЕЛИ И
НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС.
Европейский Союз объединяет 15
европейских стран с целью обеспечения мира и процветания
своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических,
политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены
сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В
частности, это достигается путем создания пространства без внутренних
границ, укрепления экономического и социального единства и
учреждения экономического и валютного союза.
Основные провозглашенные цели Союза:
– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и
законности;
– содействие экономическому и
социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире.
Образование в 1957 г. Общего
рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического
комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый
европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного
движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в
силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество
сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а
также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического
союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов
получают также право на Европейское гражданство.
Выполнение
целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы
движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики
во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части
суверенитета государств-членов европейским институтам.
Внутри Европейского Союза
разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство,
телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для
отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и
коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на
международной арене путем проведения единой внешней политики
и политики безопасности.
1.2. СТРАНЫ В
СОСТАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В число пятнадцати государств,
образующих Европейский Союз, входят:
Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания,
Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция,
Финляндия, Франция.
Эти страны объединяют огромные
территории, людские и материальные ресурсы, и нельзя не оценивать той роли,
которую играет ЕС в жизни всех европейских стран. Поэтому я и заинтересовалась
созданием, развитием и перспективами Европейского союза и соответственно
попытаюсь передать эту заинтересованность через эту работу.
Члены ЕС (кроме
Великобритании, Дании и Швеции) имеют единую валюту – евро.
1 мая 2004 г. 10 государств (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения,
Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта) становятся полноправными членами
Европейского Союза. Еще две страны - Болгария и Румыния получили приглашение
присоединиться к ЕС в начале 2007 г. Кстати, у многих приглашенных стран
Восточной Европы ключевые параметры (население, объем ВВП, ВВП на душу
населения, доля промышленности, сельского хозяйства и услуг в ВВП, уровень
безработицы, доля экспорта в ЕС из общего экспорта), да и некоторые критерии
присоединения к ЭВС (соотношение государственного долга и ВВП, уровень
инфляции, бюджетный дефицит) значительно уступают аналогичным показателям
России. В ближайшие 5-7 лет вхождение России в ЕС маловероятно или почти
исключено.
Восемь новых членов — бывшие социалистические
страны — в результате присоединения к ЕС решают историческую задачу «возвращения
в Европу», провозглашенную ими в самом начале трансформационных реформ. Сам Европейский
Союз осуществляет амбициозный план превращения западноевропейской интеграции в
европейскую, поскольку впервые выходит за пределы своего западного региона и создает
огромный внутренний рынок, вмещающий 450 миллионов жителей.
Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых
стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического
развития, занимая по величине ВВП на душу населения от 2 до 44-ro места среди стран мира.
По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической
деятельности страны Союза делятся на несколько групп.
*
Основная экономическая мощь региона приходится на четыре
крупные высокоразвитые страны — ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено
свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие
тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.
Остальные государства относятся к малым промышленно развитым
странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется
высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной
продукции, Важную роль в развитии процессов международного разделения труда играли
небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление
крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.
*
Малые страны сильно различаются по величине
ВВП. К первой группе можно отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию.
Они уступают крупным державам региона в 3 — 5 раз и на их долю приходится 17% ВВП.
Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция,
Финляндия, Португалия. Их значение в западноевропейском хозяйстве относительно невелико
— около 7,5% ВВП.
Третья группа стран — Ирландия, Люксембург.
Их доля незначительна — около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам
производства они играют заметную роль.
Страны существенно различаются по уровню экономического
развития. Например, в Греции, Португалии национальный доход на душу населения не
превышает 70% среднего показателя для всех стран ЕС. Не менее значительны
различия в структуре хозяйства. В Греции, Португалии достаточно высок удельный
вес сельского хозяйства.
Страны ЕС выделяют материальную помощь развивающимся странам 0,33 — 0,4%
от их совокупного ВВП.
От имени ЕС, ЕОУС и Евратома
заключалось множество международных договоров, в том числе и Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве с Россией 1994 г. ЕЭС как полноправный участник
выступает в переговорах (раундах) в рамках ГАТТ и в ВТО.
2. ЗНАЧЕНИЕ ЕС В
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Серьезное влияние на экономическое
развитие западноевропейских стран оказывают интеграционные процессы, происходящие
на межгосударственном уровне.
ИНТЕГРАЦИЯ - это форма интернационализации хозяйственной
жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс развития
устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств их
переплетения и проведения согласованной межгосударственной экономической
политики. Охватывает внешнеэкономический обмен и сферу производства, включает
развитие производственной и научно-технической кооперации,
торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных
межгосударственных объединений политического и экономического характера,
региональных экономических группировок — зон свободной торговли, таможенных
союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.).
На
характер и движущие силы интеграции влияют особенности стран. Основная причина
интеграции - требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки
национальных хозяйств. Экономическая интеграция развивается в региональном
аспекте.
Межгосударственные
интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли. Их цель
заключается в ликвидации препятствий во взаимной торговли входящих в них стран.
Или как таможенные союзы, в которых принимаются меры таможенной и налоговой
защиты своих внутренних рынков от конкуренции третьих стран.
В
своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий. Создание
единого рынка с благоприятными условиями для торговли и движения капитала и
рабочей силы, образование экономического и валютного союза.
В
промышленно развитых странах интеграционный процесс более всего развит в ЕС и в
Северной Америке (НАФТА).
В
развивающихся странах в основе интеграционного процесса лежит стремление
правительств объединить усилия для преодоления экономической отсталости. В
развивающихся странах создаются клиринговые союзы в целях экономии иностранной
валюты. Ликвидация тарифов способствует развитию регионального замещения
импорта.
Охватывает
макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Государственное
вмешательство носит лишь косвенный характер, его основной инструмент - общий
бюджет ЕС. Основной инструмент воздействия - доминирование общих условий
функционирования различных секторов хозяйства в сообществе (аграрная, валютная,
внешнеэкономическая, социальная). Проводится разработка программ по созданию
единых рынков капитала, товаров и услуг. Институциональная структура ЕС
сложилась в 60-х гг.
Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая
взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения
единой политики в основных сферах экономики, что приводит к созданию единого механизма
регулирования хозяйственной жизни. Национальные государства постепенно отказываются
от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.
Страницы: 1, 2
|