Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения
Высшая школа международного бизнеса Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ РЕФЕРАТ тема: «Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения».
Факультет Международного бизнеса, VII поток, вечернее отделение преподаватель: Баутина Н.В. студентка: Смирнова Э.А. Москва, 1999 г. Содержание стр. I. Что такое Европейский союз. 3 1. Формирование ЕС – этапы развития. 3 2. Управление ЕС: структура, полномочия, порядок принятия решения. 5 3. Расширение ЕС. 10
II. ЕС – член мирового сообщества. 12 1. ЕС как стимулятор интеграционных процессов. 16 2. ЕС и страны центральной и восточной Европы. 18 3. Отношения ЕС и России. 19
III. Региональная политика ЕС. 21 Список использованной литературы 23 ЧТО ТАКОЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ? Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и
процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе
общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо
привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому
прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без
внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и
учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для
более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей,
товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях,
как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана
окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю
торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на
международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по
вопросам безопасности. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. Для обретения нового понимания проблемы единства своего континента
европейцам понадобилось пережить две мировых войны. Демократические
западноевропейские правительства, всячески стремясь избежать ошибок,
совершенных после I Мировой войны, выбрали новый путь развития –
экономическую и политическую интеграцию.
Ее подготовительным этапом стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для
регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была
создана Организация европейского экономического сотрудничества,
впоследствии – Организация экономического сотрудничества и развития. В том
же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия,
Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей
возможные формы и результаты международного сотрудничества в экономической
сфере. Наконец, в 1949 г. был основан Совет Европы.
Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты благодаря Жану Монне,
государственному чиновнику высокого ранга, который в описываемый период
возглавлял Национальный совет по планированию Франции. Жан Монне предложил
передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии
наднациональному органу.
План создания Европейского объединения угля и стали был обнародован 9 мая
1950 г. Р. Шуманом, занимавшим в то время пост министра иностранных дел
Франции. Этот план, получивший название по фамилии своего создателя – «план
Шумана» – положил начало новой странице в истории Европы. Он предусматривал
установление международного контроля над ключевыми отраслями военной
промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для
его участников. Тем самым становилось невозможным резкое наращивание
вооружений в целях подготовки к войне.
Осознавая важность плана Шумана, к нему быстро выразили желание
присоединиться Италия и страны Бенилюкс. План стал первым шагом в
направлении интеграции. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией,
Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен Парижский Договор,
в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали.
ЕОУС приступило к выполнению своих функций 10 августа 1952 г.; его первым
председателем стал Жан Монне.
29 мая 1956 г. 6 стран-участниц ЕОУС одобрили доклад бельгийского
государственного деятеля П.-Г. Спаака, посвященный проблемам экономического
союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях.
Результатом стало подписание «Шестеркой» 25 марта 1957 г. Римских
договоров, учреждавших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и
Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом,
возникли уже три союза западноевропейских государств.
Целью всех перечисленных договоров было ускорение экономического роста и
повышение жизненного уровня населения стран-участниц, предотвращение войны,
укрепление мира и «упрочение союза европейских государств».
Первоначально управление ЕОУС и ЕЭС-Евратом осуществлялось двумя различными
руководящими органами. В 1967 г. произошло слияние Высшего руководства
органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. Новый орган заложил институциональную
основу современного Европейского сообщества. План создания ЕОУС, провозглашенный Р. Шуманом в мае 1950 г., стал первой
ступенькой долгосрочного процесса развития Европейского Сообщества. Одним
из необходимых условий участия страны в Сообществе является пребывание у
власти демократического правительства, деятельность которого построена на
принципах плюрализма. Это условие длительно отсутствовало в Греции (период
военной диктатуры), а также – до начала 70-х гг. – в Испании и Португалии. Основные этапы развития сообщества «вширь»:
1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и
Евратоме вступают в действие.
Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном
членстве.
Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с
Турцией.
Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
Число членов Сообщества выросло до 9.
Январь 1981 г.: Вступление Греции.
Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь
насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с
Кипром и Мальтой.
Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП)
вступает в силу, распространяя многие преимущества единого рынка ЕС на
страны ЕАСТ.
Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения об
ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за
подписавшими их государствами право стать полноправными членами Союза, как
только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам
ЕС.
Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о
вступлении.
Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к Европейскому
Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на
национальных референдумах. Таким образом, ЕС довел число своих членов до
15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в
ЕС ввиду отрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994
г.
Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской
республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.
Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале 1998
года к переговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей,
Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром. Краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский
Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый
- это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное
сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в
правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил
рамки для единой валюты и большей политической интеграции.
Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение
новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы.
ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих
институтов: . Европейская Комиссия . Совет министров . Европейский Парламент . Суд . Счетная палата
Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской
Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в
рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского
Союза и определения общих политических принципов.
Европейский Совет не следует путать с расположенным в Страсбурге Советом
Европы
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
ЕВРОПЕЙСКАя КОМИССИя - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. Её ДВАДЦАТЬ
чЛЕНОВ НЕЗАВИСИМЫ В СВОЕЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, ХОТя И
НАЗНАчАЮТСя ИМИ. В КОМИССИЮ ВХОДяТ ПО ДВА ПРЕДСТАВИТЕЛя ОТ КАЖДОЙ ИЗ 5
КРУПНЫХ СТРАН-чЛЕНОВ - ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИСПАНИИ
- И ПО ОДНОМУ ОТ КАЖДОЙ ИЗ 10 МАЛЫХ СТРАН - БЕЛЬГИИ, ДАНИИ, ГРЕЦИИ,
ИРЛАНДИИ, ЛЮКСЕМБУРГА, НИДЕРЛАНДОВ, АВСТРИИ, ПОРТУГАЛИИ, ФИНЛяНДИИ И
ШВЕЦИИ. СОСТАВ КОМИССИИ, НАЗНАчАЕМОЙ СРОКОМ НА ПяТЬ ЛЕТ, УТВЕРЖДАЕТСя
ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ. С яНВАРя 1995 Г. ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ
КОМИССИИ яВЛяЕТСя ЖАК САНТЕР.
Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и
возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС,
направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с
законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их
претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет
право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях
политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной,
региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также
управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза,
такими как ФАРЕ, Тасис.
Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и
немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и
публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском,
французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском,
финском и шведском.
Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия. СОВЕТ МИНИСТРОВ
СОВЕТ МИНИСТРОВ яВЛяЕТСя ОСНОВНЫМ ОРГАНОМ ПРИНяТИя РЕШЕНИЙ, В ЕГО РАМКАХ
чЛЕНЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ПРОВОДяТ ПЕРЕГОВОРЫ, ОБСУЖДАЮТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СООБЩЕСТВА И ПРИНИМАЮТ (ЛИБО ОТВЕРГАЮТ) ИХ ПУТЕМ
ГОЛОСОВАНИя. ОН СОБИРАЕТСя НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, И
ЕГО СОСТАВ МЕНяЕТСя В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ (СОВЕТ МИНИСТРОВ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ, СОВЕТ МИНИСТРОВ ЭКОНОМИКИ И Т.Д.)
Законодательные акты Сообщества издаются в виде постановлений и директив.
Постановления носят обязательный характер и включаются в национальные
законодательства стран-участниц. Обязательными к исполнению являются и
директивы. Однако выбор методов их реализации является прерогативой стран-
участниц. Большинство вопросов включается в повестку дня лишь после
обсуждения на официальном уровне. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе
постоянное представительство, где работают не только дипломаты, но и
чиновники всех национальных министерств. Главы этих представительств
проводят еженедельные совещания в рамках Комитета постоянных
представителей, который по заглавным буквам своего французского названия
обычно именуются КОРЕПЕР. В ходе данных совещаний послами и национальными
чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы, требующие
решения на уровне Совета Министров.
В соответствии с договорами об учреждении Сообществ, решения Советов
Министров принимаются в зависимости от их профиля – либо единогласно, либо
на основании квалифицированного большинства. Количество голосов каждой
страны-участницы зависит от масштабов ее экономики. Германия, Франция,
Великобритания и Италия располагают 10 голосами каждая. Испании принадлежит
8 голосов, Бельгии, Греции, Португалии и Нидерландам – по 5, Дании и
Ирландии – по 3, Люксембургу – 1 голос.
Таким образом, ни одна из стран самостоятельно не может заблокировать то
или иное решение: для этого необходимо совместное действие по меньшей мере
трех стран.
Пост Председателя Совета Министров занимают по очереди представители всех
стран-участниц. Для каждого из них срок пребывания на этом посту составляет
6 месяцев; обязанности Председателя выполняют министры иностранных дел. Порядок ротации стран-председателей на ближайшие 5 лет: |Нидерланды |1 января - 30 июня 1997|
|Люксембург |1 июля - 31 декабря |
| |1997 |
|Великобритания |1 января - 30 июня 1998|
|Австрия |1 июля - 31 декабря |
| |1998 |
|Германия |1 января - 30 июня 1999|
|Финляндия |1 июля - 31 декабря |
| |1999 |
|Португалия |1 января - 30 июня 2000|
|Франция |1 июля - 31 декабря |
| |2000 |
|Швеция |1 января - 30 июня 2001|
|Бельгия |1 июля - 31 декабря |
| |2001 | ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ яВЛяЕТСя СОБРАНИЕМ ИЗ 626 ДЕПУТАТОВ, НАПРяМУЮ
ИЗБИРАЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ СТРАН-чЛЕНОВ ЕС, СРОКОМ НА ПяТЬ ЛЕТ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ЕВРОПАРЛАМЕНТА ИЗБИРАЕТСя НА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА. ЧЛЕНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО
ПАРЛАМЕНТА ОБЪЕДИНяЮТСя НЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ, А В СООТВЕТСТВИИ С
ПОЛИТИчЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ. В НАСТОяЩЕЕ ВРЕМя В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ СОЗДАНО 9
ДЕПУТАТСКИХ ГРУПП, СРЕДИ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ШИРОКО ПРЕДСТАВЛЕНА ГРУППА
ЕВРОПЕЙСКИХ СОЦИАЛИСТОВ (217 ДЕПУТАТОВ).
Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают
совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и
контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Депутаты также
самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России, в частности в таких
сферах, как приграничное сотрудничество и инициативы по укреплению прав
человека и демократии, взаимодействие в области высшего образования, а
также в рамках проектов по охране окружающей среды и содействию свободе
печати.
До принятия Единого Европейского Акта 1986 г. Европарламент имел право
блокирования бюджета и внесения изменений в отдельные его статьи. Но в
целом он обладал лишь правом совещательного голоса, и Совет Министров мог
не учитывать его мнение.
С принятием вышеназванного акта мероприятия в целях создания Единого рынка
стали проходить так называемую «процедуру сотрудничества», что значительно
укрепило полномочия Европарламента. В случае если Европарламент отклоняет
законопроект при его повторном чтении, Совет Министров может одобрить его
только единогласным решением.
Таким образом, для блокирования законопроекта, Европарламенту требуется
лишь 1 большой или малый союзник в Совете министров.
Влияние и значение Европарламента проявляется и в ряде других аспектов.
Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем,
он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в
Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об
ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Парламент назначает омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению
жалобы, касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты
Парламенту.
Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и
Брюсселе (Бельгия).
Страницы: 1, 2, 3
|