Геополитика и геоэкономика Норвегии
Санкт-Петербургская
государственная
инженерно-экономическая академия.
Кафедра «Государственного и муниципального
управления»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.
Геополитика и геоэкономика Норвегии.
Руководитель: Выполнил:
Санкт-Петербург
1997
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
3
ГЛАВА
1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций. 3
1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии. 3
1.2. Анализ геополитической ситуации в
Норвегии. 7
1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность? 9
ГЛАВА
2. Норвегия сегодня: современный взгляд.
12
2.1. Основные экономические
ресурсы. 12
2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция
холодной войны.
14
2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы. 16
ГЛАВА
3. Норвежско-Российский диалог. 18
3.1. Соседи по
северу.
18
3.2. Географический
фактор.
19
3.3. Экологическая безопасность
Норвегии. 20
3.4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях
между Россией и
Норвегией. 21
3.5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон
континентального
шельфа.
23
3.6. Нефтегазовая промышленность
Норвегии. 25
3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на
современном
этапе.
25
ГЛАВА
4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона.
27
4.1. Российско-Норвежское
взаимодействие-важнейшая
движущая сила баренцева
сотрудничества. 27
4.2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления
сотрудничества в регионе. 28
4.3. Совет государств Балтийского
моря. 31
Заключение.
33
Приложения.
36
Литература.
37
ВВЕДЕНИЕ.
Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2)
посвящён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым
прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии.
Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а
точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в
1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес
при рассмотрении геополитической ситуации в стране.
Второй блок (глава 3 и глава 4) посвящён норвежско-российским отношениям.
Касательно российско-норвежского сотрудничества представлены такие аспекты как
историко-географическая справка о взаимоотношениях России и Норвегии,
размещение и создание военных ядерных баз вблизи норвежско-российской границы.
Освещена чрезвычайно важная и волнующая не только Россию проблема утилизации
ядерных отходов, увеличивающихся каждый год. Интересная ситуация сложилась на
архипелаге Шпицберген (Свальбард). По договору от 9 февраля 1920 года архипелаг
передан под "полный и абсолютный суверенитет Норвегии». Но и до настоящего
времени он остаётся предметом многих дискуссий. В отношениях с Норвегией
досталось неурегулированное наследство - предстоит решить застарелую проблему
разграничения экономической зоны и шельфа(155 тысяч кв.км.) в Баренцевом море.
Норвежцы придерживаются принципа медианой линии, тогда как россиянам ближе
принцип арктических границ. Этот вопрос не урегулирован до сих пор. В этом
свете понятна инициатива норвежского министра Т.Столтенберга по организации
многостороннего органа- Совета Баренцева/Евро-арктического региона, который был
создан в Январе 1993 года. В его формировании приняли участие представители Финляндии,
Швеции, России, Дании, Исландии и ЕС. Целью нового образования является сотрудничество
в сфере экономики, охраны окружающей среды и безопасности. Россия может извлечь
из создания Совета определённую пользу. Речь идёт о привлечении инвестиций северных
стран, а может быть, даже фондов ЕС для разработки полезных ископаемых в Арктике,
развитии необходимой инфраструктуры в проведении экологических программ.
В заключении представлен сценарий развития российско-норвежских отношений.
Глава 1. Геополитика и геоэкономика Норвегии.
1.1. Анализ
геоэкономических особенностей развития Норвегии.
Северную Европу объединяют многие
социально-экономические характеристики: близость производственых и фирменных
структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это
крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации
производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере
услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам
по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по
многим показателям на душу населения. Если доля стран Северной Европы в капиталистическом
мире составляет по населению менее 1%,то по внутреннему валовому продукту и
промышленному производству - примерно 3% , а по экспорту около 5%.
Сила стран Северной Европы не в количестве, а в
качестве и производимой продукции, в основном экспортируемой. Норвегия входит в
число экономически наиболее развитых государств мира. Располагая передовой
производственной базой и высококвалифицированной силой, Норвегия с её
зависимостью от внешних рынков длительное время шла преимущественно по пути
поиска и закрепления своих «ниш», относительно узкой специализации на
производстве определенных продуктов, систем, компонентов, узлов.
При этом экономике Норвегии всегда была присуща
способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике.
Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом
положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством,
рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и
бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной
Европе.
Последние десятилетия на первый план вышли отрасли,
использующие современные технологии. В настоящее время все больше усиливается
ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника,
промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей
с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит
основа современной специализации экономики Норвегии.
Экономический кризисы середины 70-х начала 80-х годов,
переплетение циклических спадов и структурных сдвигов едва не свели на нет те
выгоды, которые извлекала Норвегия из специализации, затруднили лавирование за
счет асинхронности, разновременности экономического цикла, как это было раньше.
Во второй половине 70-х годов по ряду важных показателей Норвегия держалась
только за счет нефти.
С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу
воспроизводства, современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных
потребностей и возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной
перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта,
всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.
В этой связи представляет интерес анализ дальнейшего
поиска специализации нового типа, судьбы «нишевой специализации», характера
структурной модернизации. Решение этих проблем вызывает острую борьбу мнений,
сопровождается дискуссией на уровне экономической теории и государственной
политики. При этом нынешний этап отмечен не только спорами, но и апробированием
различных теоретических положений на практике: неокейнсианство и неолиберализм,
но в духе прагматического подхода к конкретным задачам. В общей картине
происходящих изменений переплелись подчас противоположные тенденции. С одной
стороны - к обострению конкурентной борьбы между северными странами, а с другой
- к объединению ресурсов для укрепления позиций региона в мировой экономике,
чтобы вписаться с наибольшей выгодой в меняющееся международное разделение
труда, воспользоваться достижениями научно-технического прогресса. По мере углубляющейся
интернационализации хозяйственной и общественной жизни наблюдается и другая
важная тенденция- утрата исторически присущих странам черт обособленности и
провинциализма, но с сохранением в каждой из них своей самобытности.
Определенным своеобразием отличалась в Норвегии
формирование капиталистических экономических структур: более поздние сроки
индустриализации, её значительная обусловленность потребностями внешнего рынка,
возможность добиться выгодного положения на нем своих товаров и услуг.
Почти не участвуя в территориальном разделе мира,
Норвегия и без колоний благодаря производственно-финансовым связям к прибылям
крупных держав, стала частью мировой хозяйственной системы. Уже в конце
прошлого - начале нынешнего века на базе концентрации и централизации
производства и капитала возникли крупные компании, преимущественно экспортного
направления, стали складываться финансовые группы.
В Норвегии низкая экономическая конъюнктура и
кризисные явления наблюдаются с 1986 года, когда резко упали цены на нефть, в
связи с переходом на энергосберегающие технологии. На протяжении одного года
вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%.В последующие годы
сильное увеличение добычи нефти подняло эту цифру до 16 % ВВП, но, как
утверждают специалисты в ближайшем будущем добыча нефти снова начнет падать.
Доходы от природного газа будут восполнять пробел, по крайней мере, несколько
лет. Но будет ли относительно слабая нефтяная часть экономики страны, в которой
преобладает государственный сектор, достаточно сильной, чтобы компенсировать
нехватку средств, когда начнется сужаться нефтяной сектор? Эти тревоги
усугубляются в последние годы резким ухудшением состояния государственных
финансов. Щедрая бюджетно-налоговая политика, принятая правительством Рабочей
партии после 1990г. с целью смягчить трудности спада, привела к росту дефицита
государственного бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные трудности,
правительство в 1993г. представило парламенту программу на 1994-1997гг., в
которой изложило стратегию их устранения. Она основана на значительном
ужесточении бюджетно-налоговой политики, сдерживания трансфертных платежей в
пользу инвестиций в инфраструктуру и общий перенос упора с государственного
сектора на частный.
Правительство Рабочей партии проводило рестрективную
политику. После сокращения ВВП в 1988 году он возрастал и в 1992г. темпы его
роста приблизились к 3 %. ВВП страны возрос на 1,2% в 1993г. и на 2,3% в 1994г.
Рост валового внутреннего продукта с 1989 по 1992 года показан на рисунке
1.
рис.1.
Личное потребление в 1992г. было ниже уровня 1986г.
почти на 3%. Валовые капиталовложения значительно уступают показателям 1988г.
Импорт в 1992г. был ниже, чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства и
обрабатывающей промышленности - даже ниже уровня 1985г. Эта безрадостная
картина скрадывалась лишь благодаря добыче нефти. Объём валовых капвложений
показан на рис.2.
рис.2.
Уровень инфляции постепенно понижался и в мае 1993г.
составил в годовом исчислении 2,4%, а в 1994г.1,7%. Но уровень издержек на
заработную плату был по-прежнему заметно выше, чем в других странах, хотя
конкурентоспособность норвежских товаров в 1993г. на 11% превысила уровень
1988г.
Дефицит государственного бюджета по-прежнему велик -50
млрд. крон в 1993г. К весне 1993г. заметно снизился уровень процентных ставок,
приостановилось падение занятости.
За первые пять месяцев 1993г. экспорт составил 88
млрд. крон, а импорт 60 млрд. крон. На нефть приходится 43% всего норвежского
товарного экспорта.
Банковский кризис в стране продолжается пятый год,
хотя самое худшее уже позади. Все крупные коммерческие банки, кроме «Ден Норске
банк», оказались в полной зависимости от государства. Банковский кризис начался
с драматического падения цен на нефть и распространился на все другие секторы
экономики.
1994 год положил начало оживлению экономики. ВВП вырос
на 3,5%. Инфляция составила мене 1%. Платежный баланс связан с большим активным
сальдо, превысившим 2,5% ВВП. Безработица утвердилась на уровне 5,5%
экономически активного населения страны. Уровень безработицы с 1989 по 1995
года характеризует рис.3.
рис.3.
1995 год закончился примерно на таком же экономическом
уровне. Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются. Десять лет тому
назад обрабатывающая промышленность давала 20% ВВП, теперь она дает лишь 13%.
Норвегия, долго подкрепляемая североморской нефтью, может вступить в
критическую фазу, которая определит, сможет ли она сохранить своё положение
одной из самых процветающих стран Европы и в ХХI веке. В
следующие несколько лет положение может измениться, и возникает сомнение в том,
удастся ли этот краткосрочный успех превратить в стойкий долговременный рост.
1.2.Анализ
геополитической ситуации.
Норвегия как единое государство сформировалась в конце IX века нашей эры. На
раннем этапе установились контакты с российскими княжествами. Сыновья
норвежских королей росли при княжеских дворах в России, русские принцессы
становились королевами Норвегии. Норвежцы путешествовали по России, служили в
охране российских князей (их называли варягами), осуществлялся активный
товарообмен. Впоследствии, в результате опустошительной эпидемии "черной
смерти" (чумы) приблизительно в 1350 году, экономическая ситуация в
Норвегии ухудшилась, и страна попала под власть датской короны. В 1814 году, в
период завершения наполеоновских войн, союзники-победители вынудили Данию уступить
Норвегию Швеции в порядке компенсации за потерю ею в 1809 году Финляндии.
Норвегия воспользовалась этой возможностью, чтобы провозгласить независимость,
и приняла самую демократичную на тот момент в Европе Конституцию, которая
действует и по сей день, хотя и со значительными поправками. Однако под
давлением военного превосходства Швеции и международной изоляции Норвегия вынуждена
была принять неизбежное. Норвежское руководство добровольно приняло достойное
предложение шведской короны заключить личную унию со Швецией. Норвегия
оставалась отдельным государством и сохраняла свою новую Конституцию. Однако оба
королевства получали одного главу государства и должны были проводить единую внешнюю политику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|