рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Глобальные проблемы мирового хозяйства: социальные, экологические, демографические, продовольственны...

Как предполагают эксперты ООН, «вклад» развивающихся стран в атмосферных выбросах углекислого газа увеличится с теперешних 28 до 40% к середине XXI века. Подобные и многие другие загрязнения среды обитания (почв, воздушного и водного пространства), как правило, не ограничиваются национальными пределами, а затрагивают близлежащие и не редко более отдаленные страны. В результате возникает не простая экономико-правовая проблема выявления причин и источников трансграничного загрязнения пространства, определения ответственности за него, порядка и способов возмещения нанесенного ущерба. Другими словами, даже в таких случаях требуется международный уровень решения соответствующих вопросов. Тем более это касается экологических угроз, затрагивающих многие страны, все мировое сообщество.

Не случайно поэтому, еще в 1983 г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, а в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена представительная конференция (ЮНСЕД) по развитию и окружающей среде, обозначившая задачи мирового сообщества в данной области в принятом документе: «Повестка дня на XXI век». Основные тезисы указанного документа сводятся к следующему:

·        все внимание и усилия мирового сообщества должны быть обращены на людей, имеющих полное право на здоровье и плодотворную деятельность в гармонии с природой;

·        обязательной составляющей процесса развития человечества, всякой жизнедеятельности является охрана окружающей среды;

·        задачи поддержания окружающей среды должны определяться интересами настоящего и будущих поколений;

·        устойчивое развитие стран и всего мирового сообщества не может быть обеспечено без изменения методов производства и потребления.

Влияние на развитие экологической ситуации оказывают три основных компонента:

·        общество (население, его состав и распределение, уровень и условия жизни);

·        жизнедеятельность в хозяйственной и бытовой сфере;

·        окружающая природная среда, с одной стороны, как объект жизнедеятельности, с другой, как важный фактор последней и человеческого существования вообще.

Совершенно очевидно, что современные экологические проблемы не только технологические, экономические, правовые и нравственные, но и политические. Это подчеркивает необходимость международного сотрудничества в создании и обеспечении экономико-правовых, организационно-институциональных условий решения экологической и других глобальных проблем, механизмов реализации соответствующих мер и контроля за их осуществлением. Нельзя, к тому же, не учитывать, что необходимые ограничения в области окружающей среды часто оказываются в противоречии с национальными интересами отдельных стран.

В условиях рыночной экономики основные уровни решения экологических проблем (предприятие, государство, международные или наднациональные структуры) не в полной мере состыкованы, их интересы далеко не всегда совпадают. Чисто рыночные принципы оказываются неприемлемыми для решения глобальной экологической проблемы, как, кстати, и других проблем глобального характера. Практически на всех уровнях оказывается необходимым государственное и международное регулирование с использованием прямых административных (запреты, ограничения, стандарты и нормативы, обязательные экспертизы и разрешения, санкции) и косвенных (платежи и штрафы, специальные налоги и сборы, природоохранные фонды).

Это дополняется экономическими мерами регулирования, включающими: продажу прав (квот) на загрязнение природы, субсидии, льготные кредиты и целевые займы на деятельность по охране окружающей среды, налоговые льготы и поощрительные тарифы предприятиям и структурам, обеспечивающим экологическую чистоту продукции, сферы своей хозяйственной деятельности, поощрение ускоренной амортизации экотехники и т.д.

Конференция в Рио-де-Жанейро, последующий период дальнейшего обострения экологических проблем, серьезные природные катаклизмы недавнего времени предопределили концентрацию усилий отдельных стран и мирового сообщества на обеспечении национальной и международной экологической безопасности.

Этому должны способствовать:

·        осознание особой сложности и остроты, исключительной масштабности и глобального характера экологической проблемы;

·        последовательное осуществление на всех уровнях адекватных этому экономико-финансовых, правовых, организационно-институциональных, кадровых, психологических и политических мер по ее решению;

·        обеспечение структурной перестройки экономики с ориентацией на экологическую безопасность;

·        установление действительной ответственности всех природопользователей за нарушение природоохранного законодательства и международных соглашений по соответствующим вопросам;

·        налаживание систематического мониторинга и контроля за состоянием природной среды; создание и поддержание специально охраняемого биосферного фонда;

·        организация обязательной, в том числе международной, независимой экспертизы объектов потенциальной экологической опасности;

·        создание действенной правовой среды обеспечения охраны окружающей среды;

·        формирование эффективной системы экологического воспитания и профессиональной подготовки в этой области.

Но реализация этих задач требует консолидации ресурсов как на национальном, так и на международном уровне. Именно этим вопросам и была посвящена международная конференция под эгидой ООН, состоявшаяся в дек. 1997 г. в Киото с участием более 120 стран. Здесь обсуждались практические меры и рекомендации по привлечению средств отдельных стран для решения наиболее острых экологических проблем, в частности, был определен уровень отчислений на эти цели в группах стран (ЕС) и в некоторых странах. «Договор Киото», подготовленный участниками конференции, предусматривал меры по уменьшению парникового эффекта с помощью, в частности, установления лимитов выброса углекислого газа для отдельных стран, что позволило бы сократить такие выбросы к 2010 г. на 7% против нынешнего уровня.

Страны, укладывающиеся в эти лимиты, могли бы продавать часть своих квот другим странам, превышающим их. Тем самым было положено начало международному экономическому механизму ограничения вредных воздействий на окружающую среду. Не по всем указанным вопросам было достигнуто полное согласие. Тем не менее мировое сообщество намерено последовательно и скоординированно бороться за решение этой приоритетной глобальной проблемы современности.

3. Основные характеристики демографической проблемы

 

Очень серьезна демографическая проблема. Рост численности населения мира и масштабов производства в сочетании с нерациональными структурами потребления ложится все более тяжелым бременем на жизнеобеспечивающий потенциал биосферы. Среднегодовые темпы прироста численности населения мира в 1993-2010 гг. оцениваются в 1,38%,8 в то время как за предыдущие двадцать лет темпы составляли 1,8%.

В развитых индустриальных странах народонаселение практически не увеличивается, а в ряде европейских стран коренное население даже сокращается. По прогнозам, темпы прироста населения в промышленно-развитых странах составят в 1995-2020 гг. 0,43% (в период 1996 – 2000 рост составлял примерно 0,58%). В развивающихся странах, где проживает почти 4,5 млрд.чел., число жителей в период 1995-2020 гг. будет расти со скоростью 1,94% в год (в 1995-2000 гг. – 2,16%). По многим прогнозам численность населения мира вырастет с 5 млрд.чел. в середине 90-х гг. до 7 млрд.чел. в 2010 г. При этом население развивающихся стран составит около 78% от всего населения мира.

Росту населения на Земле способствовали экономические факторы: пропорциональный рост трудоспособного населения. Это закономерно для периода экстенсивного роста экономики. В настоящее время наблюдается резкое возрастание антропогенного воздействия на биосферу. Достижение 7 миллиардного рубежа почти вдвое увеличит антропогенное давление на планету, даже при условии введения ресурсосберегающих технологий. Хотя в некоторых анализах указывается, что якобы рост народонаселения в развивающихся странах – не главная угроза стабильности биосферы, ибо четыре пятых населения, а это развивающиеся страны, потребляют менее 20% всех ресурсов и в четыре раза меньше загрязняют окружающую среду, чем развитые страны. Однопроцентный рост населения в США представляется для окружающей среды большей угрозой, чем двухпроцентный в развивающихся странах. Один миллиард населения Индии оказывает на биосферу такое же влияние, как 50 млн. американцев.

С целью объяснения процессов роста населения мира была разработана концепция демографического перехода. Согласно этой концепции, в традиционном обществе рождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно. Демографический переход начинается почти одновременно с формированием индустриального общества. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства (низкая рождаемость – низкая смертность – невысокий естественный прирост) завершился в индустриальных странах Западной Европы и Северной Америке в 50-х гг. ХХ в., а в последней четверти века он начинался в ряде развивающихся стран и регионов (Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка).

В первой фазе снижение смертности (вследствие улучшения качества питания и здравоохранения) происходит быстрее, чем снижение рождаемости, а результате чего резко увеличивается естественный прирост населения. В этой фазе – «демографический взрыв».

Во второй фазе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает еще быстрее, вследствие чего прирост населения постепенно замедляется.

Для третьей фазы характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысоком уровне. К завершению этой фазы в настоящее время близки промышленно развитые страны.

Наконец, в четвертой фазе показатели смертности и рождаемости становятся почти одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается.

Ожидается, что процесс демографического перехода продлится примерно до 2100 г., когда произойдет стабилизация численности населения на уровне 10,5 млрд. человек.

4. Проблема преодоления бедности и отсталости


В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии – около 43% и в Индии – примерно 48%.

Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса «обходят стороной» многие развивающие страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.

Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения во многих развивающихся странах. Так, оно формирует в широком общественном сознании в этих странах негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) во второй половине 90-х гг. в мире насчитывалось более 150 конфликтов различного происхождения. Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся стран, невозможно предугадать всю возможную катастрофичность подобного развития событий.

Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.

Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в Ом числе для стран Тропической Африки – даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год (1996 г.).

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. По данным МВФ, в 90-е гг. чистый приток всех финансовых ресурсов (то есть за вычетом платежей по ним) в развивающиеся страны составлял ежегодно от 114 до 229 млрд. долларов. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.