Как следует
из недавно проведенного Центральным плановым бюро (ЦПБ)
Нидерландов исследования состояния и развития голландского экспорта, его рост будет
отставать от темпов мировой торговли, если существенно не улучшить структуру
экспортного пакета. Промышленность должна быть больше ориентирована на выпуск
высокотехнологичных товаров. В то же время Центральное плановое бюро с тревогой
указало на тот факт, что, начиная с конца 80-х годов, многие предприятия стали
тратить меньше средств на исследования и развитие.
Сокращение
расходов на промышленные исследования и развитие имеет прямое влияние на
состояние экспорта, причем негативное, поскольку Нидерланды и без того
экспортируют много товаров, спрос на которые фактически приблизился к пределу
возможностей дальнейшего роста. Это относится, например, к сырью и
полуфабрикатам (базисные химические продукты и сталь), на которые в
нидерландском экспортном пакете приходится весьма большая доля. Ослабление
спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем, что из-за налогов на энергию и
охрану окружающей среды промышленность совершенствует технологию и потребляет
все меньше химикалий, горючего и т.д. для производства единицы продукции.
Следует
отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры иногда не совпадает с
общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции Нидерландов в 1994 г.
возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические предприятия использовали то
благоприятное для них обстоятельств во, что
американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на
собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики. На
долю Западной Европы пришлось 70% всех
поставок голландских химикалий.
Озабоченность
в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В то время как рост
нидерландского экспорта должен был бы идти за счет высокотехнологичных товаров,
как раз эти отрасли переживали в последние годы не лучшие свои времена.
То, что в
Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта промышленных товаров
по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется активным реэкспортом, т.е. речь
идет об импортных товарах, которым в Нидерландах добавляется стоимость в форме,
например услуг по распределению, торговле, перевозкам, страхованию, и которые
затем вывозятся.
Таблица 3.1
Структура
и основные показатели внешней торговли Нидерландов
ПОКАЗАТЕЛЬ
|
1985г.
|
1990г.
|
1993г.
|
1994г.
|
Импорт, млрд. гульд.
|
Весь импорт
|
216
|
230
|
235
|
246
|
Пищевые товары, напитки, табачные изделия
|
26
|
25
|
30
|
32
|
Сырьевые материалы
|
15
|
13
|
13
|
16
|
Минеральное топливо
|
48
|
24
|
23
|
20
|
Химические продукты
|
22
|
24
|
28
|
29
|
Машины и оборудование
|
34
|
51
|
53
|
56
|
Промышленные товары
|
57
|
72
|
68
|
71
|
Транспортное оборудование
|
14
|
20
|
21
|
22
|
Доля стран ЕС, %
|
56
|
64
|
61
|
59
|
Экспорт, млрд. гульд.
|
Весь экспорт
|
226
|
239
|
258
|
265
|
Пищевые товары, напитки, табачные изделия
|
41
|
46
|
53
|
53
|
Сырьевые материалы
|
14
|
15
|
17
|
18
|
Минеральное топливо
|
52
|
23
|
23
|
21
|
Химические продукты
|
37
|
41
|
41
|
45
|
Машины и оборудование
|
28
|
42
|
51
|
53
|
Промышленные товары
|
46
|
57
|
60
|
61
|
Транспортное оборудование
|
8
|
14
|
14
|
14
|
Доля стран ЕС, %
|
73
|
77
|
74
|
73
|
Индекс цен (1985 г.-100)
|
Импорт
|
100
|
82
|
75
|
76
|
Экспорт
|
100
|
82
|
75
|
76
|
Ведущими
конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются судостроение
(особенно в области специализированных судов), электротехническая, нефте- и газодобывающая
промышленность, пищевая промышленность и другие сектора агропромышленного
комплекса.
Общую
картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты исследований
Мирового экономического форума относительно конкурентных позиций всех стран в
мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции Нидерландов по отношению с
другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е место в мире, впереди из членов ЕС
только Дания и Германия. Имеется отставание в области высоких технологий,
научных разработок и интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды
спустились с 6-го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го
на 8-е место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому
показателю, как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан
шаг назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды
поднялись с 14-го на 11-е место в мире.
Помощь
национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из
основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие
инструменты такой политики:
·
прямое
и косвенное субсидирование экспортеров;
·
кредитование
экспорта;
·
страхование
экспорта;
·
содействие
в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;
·
содействие
в обеспечении экспортеров необходимой информацией;
·
внешнеполитическая
деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных
производителей на внешних рынках;
·
моральное
поощрение экспортеров.
Прямое
субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе
сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные
контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому
ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование
экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие средства,
как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и
материалов.
В 1976 г.
страны-члены ОЭСР, в которой состоят
Нидерланды, достигли договоренности об ограничении льготности
экспортных кредитов с целью выравнивания условий торговли. Они
согласились предоставить кредиты на срок не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет
для бедных и средне-обеспеченных государств, устанавливая при этом минимальные
процентные ставки, а также требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости
кредитуемого контракта. Соглашение, однако, не распространяется на кредитование
экспорта аграрной продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных
электростанций, военного оборудования.
Важным
средством государственной поддержки экспорта является также страхование и
гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными финансовыми
институтами.
Наиболее
эффективными инструментами внешнеторгового регулирования являются квотирование
и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам свободы торговли Нидерланды
поддерживают благоприятный торговый режим.
Большинство
экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо ограничений. Однако
согласно Закону о внешней торговле, введенному в действие с 1 января 1963 г.
(последние изменения в этот Закон были внесены 24 марта 1988 г.),
соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым в рамках ЕС, все
внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты государственному
контролю.
Единственным
товаром, подпадающим под государственную монополию на экспорт и импорт в
Нидерландах, является природный газ. Только компания "Газюни",
в которой государству принадлежит 50% капитала, может его транспортировать,
хранить, добывать и продавать.
Для основной
части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного
разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о
выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной
экспортно-импортной службе в Гронингене, а по
сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам".
Как правило,
лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные
ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на
экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения
искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования
отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли
запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.
В систему
внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые меры. С 1977 г.,
когда вступило в силу антидемпинговое регулирование, главная роль контроля над
его выполнением принадлежит странам ЕС. Это означает, что голландские компании
могут обращаться напрямую в Брюссель с просьбой защитить их от демпинга. Однако
большинство обращаются непосредственно в
Министерство экономических дел, которое выступает в роли их официального адвоката.
Подавляющее
большинство государств мира руководствуются в своей таможенной политике
принципами Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и конвенциями,
заключенными на основе данного соглашения. Целью ГАТТ является осуществление
свободной торговли товарами в мировом масштабе. В настоящее время ведутся
переговоры о распространении положений ГАТТ на торговлю услугами.
Важнейшим
требованием является предоставление всем странам - членам ГАТТ режима
наибольшего благоприятствования (РНБ) в
торговле. Это означает, что товару, ввозимому из какой-нибудь одной страны,
должны предоставляться условия не менее благоприятные, чем товару, ввозимому из
любой другой страны. Исключения могут делаться в случае создания зон свободной
торговли в мировом масштабе. Страны - члены ГАТТ договариваются о взаимном
снижении таможенных пошлин и отказе от нетарифных ограничений торговли. Чтобы
различие национальных таможенных процедур не препятствовало свободному международному
товарообмену, страны - члены ГАТТ держат курс на их постепенную унификацию.
Основные
принципы унификации национальных таможенных
систем разрабатываются в рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС). Данный
Совет, действующий с 1952 г., в настоящее время включает 132 страны (Россия
стала его членом в 1992 г.). В рамках Совета разработана и с 1988 г. введена в
действие Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и
кодирования товаров. Страны-члены СТС
осуществляют классификацию товаров для таможенных целей в соответствии с
утвержденной данной конвенцией Гармонизированной системой (ГС), на основе
которой составлены национальные таможенные тарифы. ГС включает 21 раздел, 97
товарных групп, 1241 позицию и более 5 тыс. субпозиций. Она предусматривает
присвоение каждому товару шестизначного цифрового кода. Однако за применяющими
ее странами оставлено право более детальной классификации товаров. Так, в
Едином таможенном тарифе Европейского Сообщества (ныне Союза) используется
Комбинированная номенклатура с восьмизначным
кодом. Отдельным странам-членам ЕС при ее введении было разрешено
классифицировать товары более подробно вплоть до четырнадцатого знака. (Россия
использует 9-значную товарную номенклатуру
внешнеэкономической деятельности, до восьмого знака идентичную Комбинированной
номенклатуре ЕС. Девятый знак пока является нулевым, что оставляет в дальнейшем
возможность более детальной классификации.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|