Кредитно-финансовые отношения между Россией и мировым сообществом
РЭА имени Г.В. Плеханова
МИРБИС
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И МИРОВЫМ
СООБЩЕСТВОМ.
ВЫПОЛНЕНА:
СТ-КОЙ
1-ГО КУРСА
ШИРОКОВОЙ
Г.А.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Бельчук
Е.В.
Москва 1998 г.
План работы.
I Кредитно-
финансовые отношения как форма внешнеэкономических связей.
II Региональные
особенности кредитного потенциала России.
III Распределение
инвестиций по отраслям народного хозяйства России.
1)
приоритетные отрасли
2)
отрасли, нуждающиеся в
инвестировании
IV Размещение
инвестиций по районам России.
V Тенденции
дальнейшего инвестирования с учётом структурно-территориальных особенностей.
VI Заключение.
I кредитно-финансовые
отношения как форма внешнеэкономических связей.
Сегодня
Россия переживает экономический, демографический, формационный,
государственный, идеологический, национальный, структурный, финансовый и
моральный кризисы, и в этих тяжёлых условиях ей необходимо осознать свое место
в международном обществе и в мировом хозяйстве. Огромная страна необычайно
богатая природными ресурсами имеет все предпосылки для экономического роста.
Для этого требуется незаменимый компонент - финансовый капитал, которого не
совсем достаточно в нашей стране. В сложившейся ситуации России необходимы
иностранные кредиты и инвестиции, которые, как известно, могут оказывать
значительное воздействие на развитие национальной экономики. Ввоз капитала
сопровождается передачей технологий, организационного и управленческого опыта,
результатов научно-технических исследований и разработок, что стимулирует
экономический рост. Получение кредитов у мирового сообщества позволяет России
занять более высокое место в иерархии развитых государств и влиться в процесс
интеграции, без чего не возможно её дальнейшее полноценное экономическое
развитие. Кредитно-финансовые отношения как форма внешнеэкономических связей
широко используются в мировой практике как одна из наиболее действенных мер
влияния на процессы, происходящие внутри страны. Распад мировой
социалистической системы и особенно развал Советского Союза завершили «холодную
войну», существенно изменили геополитическую конфигурацию современного мира.
Вместо триады «Запад» (развитые капиталистические страны, «первый мир»),
«Восток» (социалистические страны, «второй мир») и «Юг» (развивающиеся страны и
территории, «третий мир») на экономической и политической карте мира
консолидируются развитый богатый Север и развивающийся бедный Юг. Вместо трёх
миров остаётся два мира. Если раньше страны делились по формационному признаку
(социализм и капитализм), то сейчас на планете утверждается почти глобальное
многовариантная рыночная система с целой палитрой моделей капитализма. Мировую
политику в нарастающей степени будут определять противоречивые взаимоотношения
между богатым Севером и бедным Югом. Ранее единый геополитический, а сейчас
распадающийся Восток поглощается Западом, быстро трансформирующимся в богатый
Север, но одновременно усиливается за счёт притока «свежей крови» и бедный Юг.
Хотя свою лепту в консолидацию мира вносят бывшие социалистические страны
Восточной Европы, а также новые индустриальные страны и территории вместе с 41
наименее развитой страной, новая геополитическая конфигурация мира складывается
преимущественно за счёт развала СССР. Правопреемники СССР стоят перед
ответственным выбором между Севером и Югом на геополитическом пространстве
бывшего СССР нет вакуума, здесь идут фундаментальные процессы реформирования 15
новых постсоциалистических государств, имеющих слишком много общего, чтобы
быстро и безболезненно разбежаться по своим национальным квартирам.
Геополитическое положение России двойственно: она расположена на огромных
просторах евразийского континента, в прямом широком контакте с развивающимся
Югом и - в меньшей степени- с развитым Севером. Труднодоступность мореплавания
в Северном Ледовитом океане и неосвоенность прибрежных районов Сибири и
Дальнего Востока на Тихом океане подчёркивают континентальный характер
российского государства, хотя оно и имеет прямой выход к трём океанам из
четырёх мировых. Разнонаправленность притяжения России к Северу и Югу сейчас
убедительно демонстрируется «дрейфом» части бывших союзных республик на Юг, а
другой части – на Север. По уровню экономического развития нынешняя Россия
занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. Это
двойственность может быть преодолена либо динамичным экономическим
возрождением, и тогда Россия станет развитой страной, либо хроническим
экономическим кризисом, т.е. переходом России в мировую зону слаборазвитости и
отсталости, либо сохранением нынешнего промежуточного положения ещё в течение
какого-то исторически короткого периода, в конце которого неизбежен подъём или
упадок.
Усилиями
самой России снимается формационное противоречие с мировым сообществом, однако
не до конца, поскольку она только вступила в переход от социализма к
капитализму. Российская экономика длительное время останется смешанной и окончательный
итог приватизации в многоукладной экономике представить сейчас невозможно,
особенно в том случае, если мировая рыночная экономика не окажет России
поддержки.
Структура
российской экономики страдает острыми диспропорциями, причём главной из них остается
явная несбалансированность между производством средств производства и предметов
потребления, осложняемая к тому же особой ролью военно-промышленного комплекса
в 1 подразделении. Структурная перестройка экономики России практически ещё не
началась, и это создаёт перенапряжение и в экономике, и в обществе.
Федеративное
государство Россия сегодня ослабляется межнациональными противоречиями и
распрями. Подъем национализма реально угрожает сокращением территорий под
российской юрисдикцией. На периферии, да и в центре России, кроме того,
сформировалось несколько крупных экономических регионов, которые при ослаблении
федеральной власти встали на путь сепаратизма и возможного отделения.
Двойственность,
противоречивость в политике и экономике унаследована Россией от СССР, и она
будет преодолевать противоречия уже на пути демократического развития.
В
глазах всего мира Россия стала главной правопреемницей Советского Союза. Мир
взвешивает Россию на своих взыскательных весах. Разброс оценок очень велик - от
«одной из двух сверхдержав» на одном полюсе до «Верхней Вольты с ракетами» на
другом полюсе с множеством промежуточных вариантов.
Хотелось
бы подчеркнуть в связи с большой разноголосицей в оценках статуса России, что
она своим геополитическим положением, экономическим потенциалом, арсеналом
обычных и ракетно-ядерных вооружений, культурным и научным наследием, возвратом
к демократическим ценностям, конфессиональной терпимостью и готовностью к
интеграции в мировое сообщество прочно гарантирует себе статус великой державы,
хотя сейчас она переживает отнюдь не лучший период в своей многовековой
истории.
Одним
из объединяющих и мобилизующих российское общество мотивов может и должно стать
не просто возрождение России, а подтверждение её мирового статуса великой державы
со своими самостоятельными интересами, сферой влияния, долей ответственности в
новом мировом порядке и достойным качеством жизни её граждан.
Сейчас
многие, в том числе и среди бывших республик Союза, хотели бы служить
"мостом" во взаимодействии России с остальным миром. Но, несмотря на
заметно ухудшившееся геополитическое положение России, она, тем не менее,
сегодня в состоянии поддерживать необходимый уровень прямых связей со всеми
членами международного сообщества к обоюдной выгоде. Более того, она способна
выполнять самостоятельную и конструктивную роль во взаимодействии Севера и Юга
и всего международного сообщества и не намерена упускать свои шансы в
международном сотрудничестве. Стабильность России важна для всего мира, поэтому
она всегда может рассчитывать на поддержку мирового сообщества.
На
экономическое развитие России огромное влияние оказывает её членство в ООН.
Хотя финансовые возможности ООН и ограничены она
может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к
нему доноров. Кроме того, в Россию ежегодно по каналам ООН поступает
научно-техническая и социально-экономическая информация, ноу-хау, документы и
материалы на десятки миллионов долларов. Многосторонние валютно-финансовые и
торговые учреждения, входящие в состав ООН, выполняют важнейшую регулирующую
роль в торговле и валютно-кредитной области. Их значение для российской
экономики в контексте её перехода к рынку трудно переоценить. Так, например,
процесс либерализации торговли в рамках ГАТТ имеет ключевое значение для
российского экспорта, соглашения с МВФ рассматриваются как своего рода
международные свидетельства платёжеспособности страны и необходимое условие её
долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.
Рассмотрим
подробнее финансовые учреждения, являющиеся основными кредиторами России. Международный валютный фонд (МВФ) –
международная финансово-кредитная организация. В МВФ входит 178 стран, в том
числе Россия (с июня 1992 г.). Уставный капитал МВФ составляет 144,6 млрд.
долларов. Квота России составляет 4 313,10 млн. СДР (6026 млн. долларов), т.е.
3% уставного капитала МВФ. Основные направления деятельности – регулирование
платёжных балансов стран-членов (включая предоставление валютных средств на
финансирование временных дефицитов платёжных балансов), внешней задолженности.
МВФ
предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определённых
изменений в своей экономической политике. Страна-заёмщик обязана согласовать с
фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода
выполнения этой программы стране предоставляются валютные средства. В августе
1992 г. МВФ одобрил первый транш резервного кредита (4,1 млрд. долл.) на сумму
1 млрд. долл. для России, который был полностью использован к январю 1993 г.; МВФ
готов создать фонд стабилизации рубля (6 млрд. долл.). кредиты предоставляются
на условиях гораздо более мягких, чем традиционные резервные кредиты. Россия
получила системный кредит в размере 3 млрд. долл.. Осваивается первый транш в
1,5 млрд. долл..
Соглашения
России с МВФ имеют особое значение, поскольку они служат ориентиром для всех
кредиторов и иностранных инвесторов.
Всемирный банк (МБРР). Целями Банка являются оказание
помощи в развитии экономики стран-членов и её структурной перестройке,
содействие частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или
участия в займах и иных капиталовложениях, предоставляемых частными
инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной
торговли и поддержание равновесия платёжных балансов. Уставный капитал Банка
составляет 142 млрд. долл.. Основные направления его деятельности включают
средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных
отраслях экономики стран-заёмщиков. Он также принимает активное участие в
подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании.
В 1992
г. на Совете директоров МБРР было одобрено решение о выделении России первого
кредита на сумму 600 млн. долл.. Кроме того, с МБРР согласовано предоставление
России под различные проекты в рамках среднесрочной программы кредитного
сотрудничества на 1993-1997 г. около 8 млрд. долл..
Со
Всемирным банком связаны три дочерние организации: Международная ассоциация
развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее
агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Россия вступила во все организации
группы Всемирного банка.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Целями банка являются содействие
переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитие
частной предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной
Европы. Уставный капитал Банка составляет 13 млрд. долл..
В
соответствии со стратегией ЕБРР в отношении России планируется осуществление 39
проектов технического содействия и 38 проектов, предусматривающих финансовое
участие Банка. Общая стоимость проектов ЕБРР- 9,5 млрд. долл.. Россия –
крупнейший получатель технической помощи со стороны ЕБРР. В настоящее время
Консультативным советом Банка одобрено 63 проекта ( объем содействия- порядка
48, 2 млн. долл.). В процентном отношении наибольший объём помощи приходится на
приватизацию (53,5%) и инфраструктуру (36,3%).
В
организациях ООН во многом создаётся правовое пространство, в рамках которого
осуществляются внешнеэкономические связи. В этом смысле система ООН и
бреттон-вудские учреждения имеют важнейшее значение для российской и мировой
экономики.
II региональные особенности кредитного
потенциала России.
Российская Федерация
(РФ)- Россия - самое крупное по размерам территории государство мира. Россия
занимает площадь 17,1 млн. км кв., что почти в два раза больше, чем США или
КНР. Крупные размеры территории предопределяют разнообразие региональных
условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного
потенциала Россия практически не имеет аналогов. Она занимает ведущее положение
в мире по общим геологическим и разведанным запасам большинства полезных
ископаемых. России принадлежит первое место по ресурсам энергоносителей -
нефти, газа и угля, отдельных видов металлургического (железные руды, никель,
кобальт, олово и др.), горно-химического (апатиты и др.) и
минерально-строительного сырья. Первое место принадлежит России и по запасам
древесины (почти 1/4 мировых
ресурсов).
Мощный
природно-ресурсный потенциал позволяет не только практически полностью
удовлетворить потребности отечественного народного хозяйства, но и
экспортировать энергоносители, различное минеральное сырьё и древесину.
При
общей высокой обеспеченности страны природными ресурсами разные районы насыщены
ими далеко не одинаково. Налицо диспропорция, существующая между размещением
основных источников сырья, топлива и энергии, с одной стороны, и размещением
населения и трудовых ресурсов- с другой. Для России характерна значительная
неравномерность в степени экономической освоенности территории, что находит
отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства.
Кредитно-финансовый потенциал европейской части много больше, а структура
хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в
восточных районах.
На
территории России выделяется 11 экономических районов. Экономические районы
различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и
стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами,
специализацией и структурой производства и многими другими признаками. Каждый
из этих районов выполняет определённые функции в общей системе территориального
разделения труда внутри страны. Говоря о кредитном потенциале каждого экономического
района, хочу заметить, что на данный момент определяющим фактором здесь будет в
первую очередь наличие сырьевой базы, развитой инфраструктуры и политическая
стабильность в регионе.
Страницы: 1, 2
|