"Функционализм"
Теория "функционализма" в значительной
степени отличается от федералистского подхода к исследованию и анализу
межгосударственной интеграции. В своем классическом виде она представлена в
работах Д. Митрани, ратовавшего за трансформацию и обновление сложившихся за
многие десятилетия представлений о системе международных отношений и
предлагавшего так называемую "функциональную альтернативу", имеющую
своей конечной целью всеобъемлющее мировое единство. Необходимо отметить, что
появление этой теории не только в значительной степени повлияло на все
последующее развитие интеграционной теоретической мысли (в особенности это
касается "неофункционализма"), но и существенно активизировало
практические действия, направленные на реальное сближение европейских государств.
Одна из основополагающих идей
"функционализма" состоит в том, что международная интеграция должна
быть в максимальной степени деполитизирована, а эффективное сотрудничество
государств и избежание конфликтов могут и должны быть достигнуты путем
концентрации усилий в первую очередь на общих для всех вопросах благосостояния
(как во всемирном масштабе, так и на национальном уровне). Согласно
"функционализму", интеграционная динамика приводит к появлению
функциональных организаций, располагающих определенными полномочиями,
предоставленными непосредственно самими государствами. Конечным продуктом
интеграции становится образование "функциональной системы, элементы
которой могут начать работать и без общей политической надстройки...".
Представители "функционализма" рассматривают международную интеграцию
как процесс постепенного перехода от традиционной межгосударственной системы
отношений к некоему функциональному сообществу, процесс перераспределения
властных полномочий отдельных государств в пользу создаваемой надгосударственной
структуры, обладающей функциональной эффективностью.
Некоторые специалисты, критически относящиеся к данной
теории, отмечают, что в целом последующее развитие европейского интеграционного
процесса серьезно разочаровало представителей "функционализма". К
глубокому сожалению последних, те функциональные организации, на которые ими
возлагались особые надежды, так и не смогли избавиться от чрезмерной
политизированности и сконцентрировать свои усилия на решении исключительно
функциональных задач. Вместе с тем, некоторые из фундаментальных идей Д.
Митрани были впоследствии существенно переработаны и легли в основу создания
одной из наиболее влиятельных теорий международной интеграции —
"неофункционализма".
"Неофункционализм"
Появление "неофункционализма" было связано с
периодом так называемого "евроэнтузиазма" в 60—70 гг. XX столетия,
когда неизбежность дальнейшей интеграции государств — участников Европейских
сообществ представлялась все более очевидной. Наибольший вклад в становление и
развитие этой теории внесли такие известные личности, как Э. Хаас, Л. Линдберг,
A. Этзони.
Последовательность и структура интеграционного
процесса предполагают, согласно "неофункционализму", создание системы
мощных центральных институтов и постепенную передачу государствами-участниками
принадлежащего им суверенитета на уровень Сообщества в целом. При этом и
государства-участники, и их правительства рассматриваются неофункционалистами
как играющие в этом процессе весьма пассивную роль и не выделяющиеся из общей
массы действующих лиц. Комиссия ЕС, напротив, выступает в качестве активного
организатора и вдохновителя интеграционного процесса, а организованные группы,
партии, политические элиты выполняют роль своеобразного
"катализатора" интеграции.
"Неофункционализм", в отличие от других
теорий политической интеграции, абсолютно не стремится предсказать, каков будет
ее (интеграции) конечный результат, уделяя гораздо большее внимание
исследованию самого процесса, механизма интеграции. Вместе с тем, представители
данной теории отстаивают точку зрения о неизбежности появления некоего
наднационального образования — "нового политического сообщества",
находящегося, с точки зрения иерархии, как бы над государствами. Стоит
отметить, что именно с "неофункционализмом" связывают появление идеи
"наднациональности" в международном праве.
Некоторые авторы отмечают, что по сравнению с
"функционализмом" Д. Митрани "неофункционализм" в гораздо
большей степени представляет собой теорию региональной политической интеграции,
ибо предметом его исследования являются интеграционные взаимоотношения
государств, относящихся к отдельному региону планеты. Более того, обращает на
себя внимание непосредственная и существенная взаимосвязь между взглядами
неофункционалистов и практикой Европейских сообществ: весьма часто
"неофункционализм" характеризуют как "метод интеграции в рамках
ЕС".
Теория "сообщества безопасности"
Еще одним подходом к исследованию и анализу
европейской интеграции, имевшим достаточно широкое распространение и
значительное влияние в рамках политической науки, является теория
"сообщества безопасности", в основе которой лежит изучение
последовательности исторических событий в контексте достижения и обеспечения
мирного сосуществования и дружественных отношений между государствами. K. Дойч,
являющийся основателем этой теории, выдвинул тезис о необходимости создания так
называемого "сообщества безопасности", представляющего собой
"группу государств, достигших значительного уровня интеграции друг с
другом и осознавших необходимость определенной общности (единства)".
Межгосударственная интеграция, по мнению представителей данного направления, —
это многовекторный, многоаспектный процесс, и для того, чтобы получить о нем
максимально полное представление, необходим достаточно большой набор методов и
средств познания. В этой связи K. Дойч предлагает использовать определенную
систему критериев для выяснения того, как далеко продвинулись государства в
реализации их интеграционных инициатив, насколько быстро может осуществляться
их взаимодействие в той или иной сфере, что мешает активизации их усилий в этом
направлении и т. д.
Теория "сообщества безопасности"
обнаруживает динамику политической интеграции, прежде всего во
взаимоотношениях, складывающихся между отдельными личностями, элитами,
социальными группами, культурными общностями и т. п. Интеграция рассматривается
как процесс непрерывного движения к определенному единству, регулируемый
взаимодействием людей. Конечный продукт интеграции и есть создание самого
"сообщества безопасности".
В целом стоит отметить, что данное направление, хотя и
относится к числу многочисленных теорий политической интеграции, тем не менее,
имеет много общего с социологическим подходом к изучению европейского
интеграционного процесса (см. далее) и, по мнению некоторых специалистов, "тесно
переплетается с общесоциологическим анализом".
Социологический подход к изучению европейской
интеграции
Как уже было отмечено выше, политическая наука
оказалась далеко не единственной академической дисциплиной, уделившей
значительное внимание европейскому интеграционному процессу. Ознакомление с
социологическим подходом к изучению и анализу рассматриваемого явления
представляется в связи с этим не только интересным, но и весьма полезным делом,
прежде всего с точки зрения получения максимально полного, целостного
представления о движущих силах и направлениях европейской интеграции. По мнению
A. Этзони, "для социолога представляет, вероятно, наибольший интерес
образование новых союзов, участниками которых выступают нации и
государства".
Согласно социологическому подходу, в первую очередь
широкие народные массы должны были бы стать основной движущей силой интеграции.
Однако они так и не оказались в достаточной степени вовлеченными в этот
процесс. В результате отдельные личности, различные социальные элиты, политические
и экономические группировки становятся главными действующими лицами на
интеграционной сцене. Именно от характера их взаимоотношений, от их
принципиальных позиций и существа принимаемых ими решений непосредственно
зависит интеграционная динамика.
В целом можно выделить несколько наиболее важных
аспектов (идей), лежащих в основе социологического подхода к изучению
европейского интеграционного процесса. Прежде всего, это идея
"политического объединения", которая, пожалуй, в наибольшей степени
разработана в трудах A. Этзони. Данная идея акцентирует свое внимание на таких
вопросах, как степень вовлечения главных действующих лиц в процесс объединения,
отработка механизма и определение пространственных пределов объединения и т. п.
Другой фундаментальной основой социологического подхода к исследованию и
анализу европейской интеграции является коммуникативная теория, выдвигающая на
первый план различные формы социального общения, а также необходимость развития
коммуникативных навыков и способностей у субъектов, участвующих в таком
общении. Наконец, значительную роль в становлении и развитии социологического
подхода к изучению европейской интеграции сыграл и такой весьма важный и
существенный элемент, как общая политическая культура.
Экономико-теоретический подход к изучению европейской
интеграции
Не осталась в стороне от проблем европейского
интеграционного процесса и экономическая теория, хотя фактически вплоть до
конца 70-х гг. XX столетия в среде представителей данной науки наблюдался
определенный скептицизм относительно явных экономических преимуществ более
тесного сотрудничества между государствами. Тем не менее последующее
прогрессивное развитие экономической политики Европейских сообществ, в
особенности создание единого рынка, а затем экономического и валютного союза в
рамках ЕС, послужило мощным импульсом к дальнейшему развитию
экономико-теоретического подхода к изучению европейской интеграции.
Представители данного подхода утверждали, что одна из
главных причин появления Европейских сообществ лежит именно в экономической
плоскости. По их мнению, желание создать таможенный союз во многом явилось
первоначальным импульсом к осуществлению вообще политики интеграции, а
установление единого таможенного тарифа и необходимость его постоянного
изменения привели к возникновению общей торговой политики. Более того,
конкурировать с США и Японией, оставаясь в рамках полузамкнутых национальных
экономик, европейские страны были уже не в состоянии. Гораздо больший потенциал
и жизнеспособность демонстрировали как раз региональные, а не национальные
экономики.
Идея экономической интеграции достаточно быстро
охватила различные секторы экономики западноевропейских государств: сельское
хозяйство, промышленность, энергетику, сферу услуг, транспортную отрасль.
Непосредственно сама интеграционная динамика стала ассоциироваться с
последовательным достижением определенных стадий экономической интеграции, а
именно с созданием зоны свободной торговли, таможенного союза, единого
внутреннего рынка, экономического и валютного союза и т. д. В рамках
экономико-теоретического подхода особую актуальность приобрели вопросы влияния
различных экономических соглашений на динамику и условия традиционного
межгосударственного сотрудничества, вопросы дальнейшего совершенствования
интеграционных механизмов. В центре внимания оказалась проблема разумного и
справедливого распределения между всеми участниками интеграционного процесса не
только выгод, получаемых в результате интеграции, но и определенных издержек,
которые государства вынуждены нести, интегрируясь друг с другом. Острота данной
проблемы была во многом обусловлена появлением точки зрения о том, что, хотя
интеграция государств рассматривается в целом как весьма положительное,
прогрессивное явление, тем не менее, более развитые страны неизбежно теряют,
интегрируясь с менее развитыми, в то время как последние только приобретают от
такого сближения.
Стоит отметить, что среди представителей данного
подхода так и не сложилось единство взглядов на природу и цели
межгосударственной интеграции. Некоторые из них отождествляли региональную
интеграцию прежде всего с возвращением к идеалам свободной торговли, а сама
интеграция, по их мнению, непосредственно должна сводиться лишь к отмене
различного рода ограничений, препятствующих свободному перемещению товаров и
услуг. Другие же являлись активными сторонниками интенсификации интеграционного
процесса, причем в самых различных областях, и рассматривали создание
европейского рынка как единственный путь к достижению всеобщего благосостояния
в рамках всей Европы.
Правовой подход к изучению европейской интеграции
В традиционном восприятии межгосударственная
интеграция, как правило, ассоциируется с определенными политическими или
экономическими процессами либо с их совокупностью. Вместе с тем, нельзя
забывать и о той важной роли, которую играет право в области регулирования
интеграционных взаимоотношений государств. По мнению M. Каппеллетти, M.
Секкомбе и Дж. Уэйлера, именно право определяет статус и сферу деятельности
главных действующих лиц в условиях интеграции, контролирует, а при
необходимости и ограничивает их действия, выполняет роль своеобразного
нормативного регулятора во взаимоотношениях между участниками интеграционного
процесса. Именно право осуществляет функцию "упорядочения и стимулирования
интеграционного процесса, консолидации его содержательных и организационных
структур". Наглядным примером тому является деятельность Европейских
сообществ, чьи основополагающие цели и задачи (создание основ для все более
тесного союза европейских народов, экономический и социальный прогресс,
непрерывное улучшение условий жизни и труда, устойчивое развитие, процветание и
стабильность и т. д.) не могут быть достигнуты и реализованы вне рамок
правового поля, без реального и эффективного регулирующего воздействия со стороны
правовых норм. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, интеграция в
Западной Европе, начавшись с права, и на всех последующих своих этапах
характеризовалась достаточно высоким уровнем правового регулирования.
Одной из наиболее характерных особенностей Европейских
сообществ, по мнению представителей правового подхода, является уникальность их
юридического статуса, которая заключается в том, что, с одной стороны,
Сообщества созданы государствами и функционируют на основе
международно-правовых норм, а с другой, в рамках ЕС сформировался собственный
специфический автономный правопорядок, существенно отличающийся от
национального правопорядка какого-либо из государств-участников. В числе
наиболее важных и серьезных вопросов, исследуемых и анализируемых представителями
данного подхода, в первую очередь стоит отметить следующие: какова роль и
значимость основополагающих институтов (органов) ЕС в процессе Европейской
интеграции и как осуществляется их взаимодействие; существует ли юридическая
перспектива у Евросоюза и каково его нынешнее место в рамках Европейского
континента, а также в системе всего мирового сообщества; в чем специфика
автономного правопорядка ЕС и какова его роль в углублении интеграционных
взаимоотношений между отдельными государствами; в чем важность и значение
фундаментальных принципов права Европейских сообществ и какова роль Суда ЕС в
их развитии и нормативном закреплении?
Другим важнейшим аспектом, который на протяжении
нескольких десятилетий дискутируется в среде представителей правового подхода к
исследованию и анализу европейской интеграции, является проблема соотношения
права Европейских сообществ и национальных правовых систем
государств-участников. Необходимо отметить, что очевидной и несомненной
заслугой Суда ЕС как раз и стало создание им такой системы, в центре которой
находится именно норма права и которая является наглядной иллюстрацией того,
сколь эффективной может быть деятельность международного судебного органа в
реальном закреплении и практической реализации правовых норм, регулирующих
взаимоотношения между суверенными, независимыми государствами. Некоторые
представители данного подхода в связи с этим рассматривают Суд Европейских
сообществ в качестве одного из главных действующих лиц (акторов) на
интеграционной сцене. И это неудивительно, ибо сегодня практическая
деятельность Суда ЕС "служит эффективным инструментом для применения
судами стран — участниц "малой" Европы принципа примата права
Сообщества в национальных правопорядках". Столь важная роль Суда ЕС в
рамках интегрирующейся Европы во многом объясняется тем, что с самого момента
учреждения в 1952 г. он был наделен беспрецедентной по своим масштабам и
разнообразию юрисдикцией, выходящей далеко за рамки той, которой традиционно
обладают судебные учреждения. Некоторые специалисты отмечают, что Суду
Европейских сообществ присущи черты и международного, и конституционного, и
административного, и уголовного судов одновременно.
Таковы существующие на сегодняшний день
основополагающие подходы к исследованию и анализу европейской интеграции. При
этом их имеющееся разнообразие вполне закономерно. Необходимость анализировать
интеграционные взаимоотношения государств с самых различных позиций и точек
зрения представляется совершенно очевидной. Безусловно, каждый из представленных
подходов имеет право на существование, каждый по-своему индивидуален и содержит
определенное рациональное начало. Что же касается юристов-международников, то
для них, естественно, наибольший интерес и значимость представляет именно
правовой подход, ибо он закладывает тот необходимый фундамент, который
чрезвычайно важен для осуществления серьезного комплексного исследования,
позволяющего установить собственные внутренние законы, по которым развивается
европейский интеграционный процесс, а также выявить те многочисленные
особенности, которые этому процессу присущи.
Заключение
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать
вывод о существовании нескольких академических дисциплин, уделивших
значительное внимание изучению европейской интеграции. В их числе политическая
наука, социология, экономика, право, история и ряд других. При этом важно
отметить, что представители каждой из упомянутых выше дисциплин исследовали и
анализировали европейский региональный интеграционный процесс, используя свои
собственные, присущие только данной конкретной дисциплине, специфические методы
и приемы. И все же, несмотря на имеющиеся различия, можно говорить о
существовании ряда междисциплинарных связей и подходов, наиболее четко
прослеживающихся в работах таких известных теоретиков европейской интеграции,
как Э. Хаас, А. Спинелли, К. Дойч, А. Этзони, Д. Митрани, каждый из которых
стремился использовать самые различные методологические средства и приемы с
тем, чтобы максимально убедительно аргументировать свою точку зрения.
Список используемой
литературы:
1.
Усенко E. T. Интеграция
как всемирно-исторический процесс и международное право // Московский журнал
международного права. 1992.
2.
Топорнин Б. Н.
Европейское право: Учебник. М.: Юристъ, 1998.
3.
Юмашев Ю. М. Правовая
эволюция Европейских Сообществ: до и после Маастрихта // Московский журнал
международного права.1992.
Страницы: 1, 2
|