p> Годы существования МВФ показали, что путем частичной
интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему
международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для
того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в
нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими
странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных и
развивающихся стран. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых
МВФ с мая 1963 года.|Время | |
|Пользования |Сумма кредитов в процентах и квоте |
|Кредитом | |
| |от 0% до 50% |от 51% до 100% |от 100% и более |
|До 3 месяцев |Проценты |не |взимаются |
|От 3 до 6 мес. |2,0 |2,0 |2,0 |
|От 6 мес. до 1г. |2,0 |2,0 |2,5 |
|От 1 до 1,5 лет |2,0 |2,5 |3,0 |
|От 1,5 до 2 лет |2,5 |3,0 |3,5 |
|От 2 до 2,5 лет |3,0 |3,5 |4,0 |
|От 2,5 до 3 лет |3,5 |4,0 |4,5 |
|От 3 до 3,5 лет |4,0 |4,5 |5,0 |
|От 3,5 до 4 лет |4,5 |5,0 |-- |
|От 4 до 4,5 лет |5,0 |-- |-- | Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с
1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год. В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7
млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125,
Голландии- 52 млн. Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который
возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы
Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли
погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах. Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не
может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-
финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при
создании фонда. Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая
страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на
пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в
МВФ обладают: “США- 17,7% Германия- 5,5% Япония- 5,5% Великобритания- 4,9% Саудовская Аравия- 3,4% Италия- 3,1% Россия- 2,9% Доля стран ЕС- 26,2% 24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю
остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится
лишь 40,4 голосов”. Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его
заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ). На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и
особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной
деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет
специальных фондов. МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им
получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных
банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных
коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на
частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы
удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее
гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран
было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате
двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг.
развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые
посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности. Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными
факторами. 1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к
сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило
платежные балансы ряда стран. 2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам,
приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился
в урегулирование внешнего долга этих стран. 3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР
в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к
рыночной экономике. Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и
стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение
многих лет.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание
специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они
различаются по целям, условиям и стоимости кредита. 1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для
кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса
обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные
бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение
протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-
заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента: 1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,
особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в
результате падения мировых цен на сырье; 2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря
1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов
и природного газа: 3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для
помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до
30% квоты). Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о
выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая
может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных
трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь
снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых,
лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При
использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных
одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт
зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов
механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный
лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда
компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его
компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны. 2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов
для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов
сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это
ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты. 3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по
сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью
МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.
При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам
часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях
сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации
процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при
обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более
низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх
резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992
г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита
определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с
учетом “степени радикальности” программы макроэкономической стабилизации и
структурной перестройки соответствующей страны. 4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных
преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к
рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.
Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение
поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на
рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение
стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-
третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном
случае обусловливается выполнением страной - заемщицей набора более
“мягких” макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано
получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены
могут получать средства в рамках “промежуточного”, или “переходного”,
кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями
по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован
главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в
условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять
обычные жесткие требования МВФ. Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это
дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных
фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее
национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для
получения кредитных долей. Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически
создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем
международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные
средства из различных внешних официальных источников. К временным
специальным фондам относятся: 1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976
гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных
расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.
Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры
нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей
кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми
государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были
жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);
обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной
энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся
стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они
покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти; 2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--
-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части
золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее
развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-
заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной
валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти
условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55
стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была
передана развивающимся государствам пропорционально их квотам: 3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени
директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фонда
— предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,
испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и
исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8
млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-
членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого
фонда получили 26 стран: 4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда
дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда
предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы
неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами
их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в
средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех
кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более
продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при
большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись
собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у
других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд
прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной
перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим
развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в
целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной
перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны,
имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,
или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение
10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты.
Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных
доверительным фондом; 6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г.
предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда
структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.
СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является
преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения
кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,
включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993
г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет
возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при
исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в
дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.). В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки
— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7
млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.
СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим
займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании
этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут
осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания
социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных
расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки —
до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут
предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г. Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем
заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений
процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного
регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль
посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных
стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах.
Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран
- заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами
своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой
валютной системы.
Страницы: 1, 2, 3
|