рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировая экономика


Вопрос 6.

Демографическое развитие мира в 60- 90-е гг.


Общая тенденция к увеличению численности населения.  50-е гг. - 2,5 млрд. чел, 96 г. - 5,7 млрд. чел. Быстрые темпы роста - 2% ежегодно. При таких темпах население планеты удваивается каждые 35 лет. Умеренные темпы роста - меньше 2% ежегодно, низкие темпы - 1% и меньше. Для традиционного типа воспроизводства характерны высокие  темпы рождаемости, высокие темпы смертности, средняя продолжительность жизни 45 лет. За период 50-7--х гг. прирост населения достигался в основном за счет Среднего Востока и Африки (около 3% в год).   В развитых странах произошло снижение уровня смертности и снижение рождаемости.  Показатель воспроизводства населения: Брутто-коэффициент - число девочек, которых рожает одна женщина в среднем с 15 до 50 лет. Нетто-коэффициент - сколько девочек доживут до возраста матери, в котором она родила. Брутто-коэффициент должен быть не меньше 2. В среднем в мире 3,1, в развитых странах - 1,7, в развивающихся - 3,5.  Динамика населения зависит от возрастной структуры населения. Основной прирост населения обеспечивают развивающиеся страны. Доля промышленно развитых стран сократилась с 22% в 50-х гг. до 14% в 90-х гг. Огромная разница между размещением населения и развитием производительных сил. В развивающихся странах сосредоточено 80% населения, приходится всего 40% ВВП мира.  До 1970-х гг. темп прироста населения повышался, достигнув в 1965-1970 годы отметки 2,06%. Затем темпы роста населения снижались (1985-90 - 1,74%, 1995-2000 - 1,63). Из 47 миллионов людей, появившихся в период 1950-1955 гг., 23% - развитые страны, 77% - развивающиеся. Резкое увеличение ежегодного прироста населения в 1950-70-х гг. было связано со снижением уровня смертности (с 20 до 13 смертей на тысячу человек) и очень незначительным понижением уровня рождаемости - с 37 до 34 человек на тысячу. С 19890 г. специальный коэффициент рождаемости (количество деторождений на одну женщину) снижался и в развитых и в развивающихся странах. Наиболее сильное снижение в Восточной и Юго-Восточной Азии, Китае, Центральной, Южной и Северной Америке.   В 1990 г. в мире проживало 1,7 млрд. детей и 328 млн. пожилых людей - возможность создания подростковых обществ, где молодежь до 20 лет будет составлять половину населения (Кения). В конце 80-х гг. произошло вновь усиление потоков иммигрантов. Больше всего в Германию и США. Заметно сократилась рабочая миграция в Южную Африку , Западную Азию, страны персидского залива.  Увеличение потоков беженцев.  С 1980 г. по 1990 г. мировое население, имеющее статус беженцев увеличилось с 9,5 до 17 млн.


Вопрос 7.

Качество рабочей силы в основных подсистемах.


В основе всего лежат физические свойства человека. На процессы воспроизводства населения и мировой экономики влияние оказывают обеспеченность продовольствием, инфекционные заболевания. Все это оказывает влияние на работоспособность. Второе качество рабочей силы - способность населения привести в действие производительные  силы и их совершенствование. Уровень развития общего и специального образования оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей силы. Имеет важность способность к усваиваю технических средств, принятию решений.  Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение  образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%.  После второй мировой войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть региональные разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25% от мирового). Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке,  где в 90-м г. начальное образование  получили только 50% детей. Однако снижение уровня образования происходит и в развитых странах (с 93% до 91,8%). Во всем мире около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному  образованию. В целом в мире уровень неграмотности понизился, а число неграмотных возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных (890 млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21% - в Китае.  В промышленно развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной Европе). Среднее образование в мире получает 55% подростков. 36% населения западных стран имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и качество обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим образованием. Уровень высшего образования повысился в основном за счет развитых стран. По уровню образования первое место занимает Канада, далее США, Франция, Германия, Бельгия.  Если в развитых странах произошло увеличение доли молодежи в высшем образовании (с 9% до 17%), то в развивающемся мире - сокращение.


Вопрос 8.

Продовольственная безопасность.


Продовольственная безопасность - постоянная доступность достаточного количества продовольствия для поддержания активной, здоровой жизни людей. В основе - достаточность продовольствия и физическая возможность населения получить его. Существуют различные уровни продовольственной безопасности: мировой, региональный, национальный, местный, уровень домашних хозяйств. Смысл продовольственной безопасности - в целом в мире должно производиться достаточное количество продовольствия для удовлетворения  растущих потребностей. Продовольственная безопасность измеряется количеством дней, в течение которых потребление может быть осуществлено за счет имеющихся в стране запасов. ФАО считает минимальным уровнем для надежного обеспечения продовольственными товарами мировые запасы от прошлого урожая в 17% от мирового потребления или достаточные для потребления в течение около 2 месяцев. Мировой запас зерна опускался за последние годы до 40 дней только в 1974 г. и 1975 г. Концепция продовольственной безопасности на национальном уровне предполагает, что страна должна произвести достаточно продуктов для собственных нужд, но если этому не способствуют сравнительные преимущества, то она должна быть способна импортировать его. Индекс продовольственной безопасности был рассчитан для 113 развивающихся, в 37 странах в 1988 г. уровень продовольственной безопасности был низким, причем из них 22 находятся в Африке. Существует несколько способов определения обеспеченности продовольственными продуктами населения: обеспеченности продуктами для поддержания необходимой физической активности, роста, веса, содержания в продуктах питательных и минеральных веществ, способность населения приобрести необходимые продукты питания, потребности в калориях (наиболее часто). В к. 80-х гг. необходимые энергетические потребности человека в развитых странах были 3400 калорий в день, а в развивающемся мире - 2700 калорий. Рубеж недоедания - в среднем 1784 калории. За последние десятилетия произошли положительные изменения в обеспеченности продовольствием в мире. За 70-8--е гг. доля населения развивающегося мира, не получающая необходимого минимума питания, сократилась с 36% до 20%.  60% голодающих живут в Азии, 30% - в Африке, 10% - в Западной Азии и Лат. Америке. Существенный прогресс был достигнут в КНР, где доля недоедающих сократилась с 40% до 20%, улучшения ситуации наблюдались в странах Ближнего Востока, Северной Африки. В странах Карибского бассейна и Лат. Америки ситуация, наоборот, резко ухудшилась. В странах Тропической Африки число голодающих увеличилось вдвое. Отрицательные тенденции наблюдается и в республиках бывшего СССР. Однако ежегодно в развивающихся странах умирает от голода 20 млн. человек. Недоедание включает также недостаток в пище микроэлементов и витаминов.  Около 6 млн. человек страдает в мире от кретинизма (Южная и Восточная Азия). Коэффициент самообеспеченности продовольствием в промышленно развитых странах поднялся с 99% до 113%, однако в развивающихся странах он понизился до 98%. В связи с этим продовольствие является важной частью внешней торговли. Мировой экспорт зерна =11% общего объема его производства. Основные поставщики - развитые страны Запада. Производя 30% с/х продукции, они обеспечивают 70% мирового экспорта с/х товаров и 40% импорта. Из чистых импортеров продовольствия развитые страны превратились в неттоэкпорторов. Из развитых стран экспортируются даже сахар, рис, цитрусовые. Доля развивающихся стран, стран Восточной Европы сократилась. Перепроизводство продовольствия в развитых странах понизило мировые цены на продовольствие, что привело к невыгодности  увеличения производства в развивающихся странах. Большая часть развивающихся стран является нетто-импортерами зерна (133).


Вопрос 9.

Развитие человека: понятие, показатели.


  Важнейшая цель экономического роста - увеличение возможностей развития человека. Доход - важный, но не единственный компонент в жизни человека. Здоровье, образование, хорошая окружающая среда - важные компоненты благосостояния.  Рост национального дохода создает возможности для расширения потребностей и является необходимой предпосылкой развития человека. Развитие человека предполагает, что каждое общество должно вкладывать материальные средства в образование, здравоохранение, питание и социальное обслуживание его членов. Экономическое развитие должно приводить к удовлетворению потребностей каждого и обеспечению возможностей для всех. При расширении выбора человека необходимо соблюдать 2 правила: не делать это за счет других людей и улучшая жизнь нынешнего поколения, нельзя приносить в жертву жизни будущих поколений. С 1990 г. был введен индекс развития человека, включивший в себя показатель национального дохода на душу населения, грамотность взрослых и ожидаемая продолжительность жизни. Образовательный уровень определяется сочетанием грамотности и лет обучения в среднем. Индекс развития человека показывает, что среди промышленно развитых стран лидирующее положение занимали Япония, Канада, Исландия. Среди развивающихся стран наиболее высокие места - Барбадос, Гонконг, Кипр. Низшую группу составляли Буркина Фасо, Нигер, Мали, Афганистан.  Безработица - серьезное препятствие на пути развития человека.  В промышленно развитых странах уровень безработицы возрос, за последние десятилетия произошли структурные изменения в безработицы (50% безработных в европейских странах не могли найти работу более года).  В развивающихся странах при значительном росте населения не наблюдалось увеличения занятости. Официальная безработица в Нигере составляет 50%. В Индии в 1990 г. численность безработных составляла более 34 млн. человек. Официальные данные не включают скрытую безработицу и не полностью занятых. высокие темпы экономического роста не обязательно воплощаются в высоком уровне развития человека. Процесс развития человека во многом определяется политикой государства. Снижение темпов роста в мировой экономике в последние годы снизило возможность увеличения социальных расходов на развитие человека. В промышленно развитых странах для поддержания социальной безопасности перераспределяется 15-22% ВВП (социальное обеспечение). Средства необходимо распределять на наиболее насущные нужды. Необходимым условием развития человека является свобода (в индекс человека пока не входит). В высшую группу (свобода гарантируется) вошли Швеция, Дания, Нидерланды. В низшую - развивающиеся страны и страны бывшего соц. лагеря.


Вопрос 10.

Внешние миграции рабочей силы.


На численность населения оказывают влияние внешние миграции - иммиграция и иммиграция. Виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная, сезонная, маятниковая.  Военные, политические и экономические причины миграции. Постоянный характер носят экономические миграции.  вынужденные миграции вызваны причинами не экономического порядка. В 80-90-е гг. резко возросло число беженцев. Африка - 6 млн., Азия - 10 млн., Югославия - 2 млн. В 1992 г. всего в мире было 18 млн. беженцев (по сравнении с 10 млн. в 80-е гг.). Трудовая миграция играет основополагающую роль в миграциях населения.  Трудовая миграция является типичным социально-экономическим явлением и охватывает все страны.  В 1993 г. насчитывалось 30 млн. трудовых мигрантов. Причины миграции: национальные различия в уровнях зарплаты (более 1/2 международных мигрантов - выходцы из развивающихся стран), диспропорции на рынке труда, безработица. Со второй половины 20 в. мощным центром притяжения мигрантов стала Западная Европа (после Второй Мировой войны). В 70-е гг. усилилась миграция в район Персидского залива. 70% нефтяников - мигранты из более бедных стран. По доле мигрантов в населении выделяется Израиль - 2/3 населения (1/3 из СССР). В Лат. Америке , в Аргентине и Бразилии численность мигрантов дошла до 8 млн. человек. В последние десятилетия увеличилась миграция в Сингапур и Гонконг. В Африке выделяется ЮАР. Основными поставщиками рабочей силы являются Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток из Мексики.

Влияние миграций: демографическое развитие регионов, экономический аспект. Выгодность принимающей стороне состоит в том, что они экономят на подготовке специалистов, получают молодое, трудоспособное население. выделяется группа трудовых мигрантов - “мозги” - работники науки, врачи.  В 50-60-х гг. движение ученых шло между развитыми странами из Европы в Америку. Для 70-х гг. характерна миграция различных специалистов из развивающихся стран в развитые. Около 2/3 “утечки мозгов” приходится на США (инженеры в США - 40% иммигранты). Чистый выигрыш для США от одного инженера в 70-е гг. составил 250 тыс. долларов. Существует также социальное влияние миграции.  В 90-е гг. отток мозгов из СССР составил 150 тыс. человек.  Миграции могут способствовать частичному ослаблению социальных и экономических проблем. В Буркина Фасо 31% валовых поступлений составляют доходы от мигрантов в другие страны. С 70-х гг. стали предприниматься меры для ограничения миграции. Происходит селективность доступа населения в соответствии с экономическими нуждами страны-импортера и ее внешней политикой.


Вопрос 11.

Рост населения и развитие мировой экономики. Демографическая политика в подсистемах.


Демографические перемены являются существенным аспектом социально-экономического развития. Быстрый рост населения приводит к уменьшению сбережений и накоплений. Увеличение рабочей силы создает трудности ее использования.  Падает качество трудовых ресурсов, что приводит к ослаблению качества нововведений, уменьшению количества ресурсов на душу населения, замедлению роста ВВП на душу населения. - подход Мальтуса.

Следующий подход, по которому демографические факторы являются функциями социально-экономического развития.

А.Смит полагал, что увеличение населения может ускорить экономическое развитие, способствовать техническим нововведениям, богатство увеличит число детей, рост рабочей силы, снижение затрат на содержание детей.

В 80-е гг. особенно усилилось влияние второго подхода.

Коэффициент демографической нагрузки (коэффициент зависимости) - соотношение нетрудовых возрастов (до 15 и старше 65) и трудовых возрастов. В мире в среднем на каждые 100 трудящихся приходится 62 нетрудящихся.

В последнее время наблюдается рост приоритетности демографической политики в развивающихся странах, где ведется целенаправленная деятельность по регулированию воспроизводства населения.  Демографическая политика является частью социальной политики, рассчитана на длительный период. Обычно проявляется в рамках проектирования семьи (Индия, Китай). Демографическая политика в промышленно развитых странах не формулируется открыто.  В сентябре 1994 г. состоялась конференция по народонаселению, на которой под давлением развитых стран было принято решение: снижение уровня рождаемости - единственный выход. Против этого решения высказались представители арабских стран и Папа Римский.


Вопрос 12.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.