Мировое хозяйство: тенденции и перспективы
Министерство
Образования Российской Федерации
Татарский Институт
Содействия Бизнесу и Инвестициям
КУРСОВАЯ
РАБОТА
тема: Мировое хозяйство: тенденции и
перспективы
Выполнила:
Руководитель:
г. Казань
План.
Введение........................................................................................................... 3
1. Современные тенденции в развитии международного
разделения труда. 5
2. Усиление экономической и технологической ориентации
взаимного сотрудничества. 7
3. Укрепление материально-технической базы качественного
преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ.................................................................... 18
4. Развитие международной кооперации производства................................ 28
Заключение..................................................................................................... 37
Литература...................................................................................................... 40
В современной публицистике и
научной литературе прочное место заняли работы, посвященные проблемам,
связанным с экономическими и социальными последствиями крупнейшего
технологического переворота, основные черты которого отчетливо просматриваются
уже сегодня. Для оценки этих последствий, видимо, недостаточно ограничиваться
простым суммированием тех результатов, которые можно ожидать в обозримой
перспективе от реализации тех или иных открытий, внедрения принципиально новых
технологических решений, возникновения новых сфер хозяйственной деятельности.
Не менее важно и то, что,
решая научно-производственные задачи, страны обеспечивают все более тесную
взаимозависимость экономического и духовного прогресса общества, вносят
растущий позитивный вклад в решение глобальных проблем современности. Россия
кровно заинтересованы в мире. Во имя этой цели мы будем стремиться к расширению
сотрудничества со всеми странами. Всемерно развивая и углубляя сплоченность и
сотрудничество со странами содружества — во всех сферах, включая, конечно, и
такую важную сферу, как экономическая,— мы тем самым вносим большой вклад в
дело мира, прогресса и безопасности народов. Крупные дополнительные
возможности ускорения технического прогресса заложены в модернизации системы
международного разделения труда, дальнейшем усовершенствовании его структуры
и конкретных форм реализации.
Завершая введение, следует отметить,
что затрагиваемые в монографии экономические и социальные проблемы современного
технологического переворота исключительно сложны и многообразны. Их
фундаментальное исследование может быть осуществлено лишь коллективными
усилиями специалистов различного профиля. Задача данной работы ограничивается
в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих
воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития международного
разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных
тенденций в мировой экономике и политике в условиях перерастания научно-технической
в научно-производственную революцию.
1. Современные
тенденции в развитии международного разделения труда
Важнейшая внешнеэкономическая
предпосылка повышения отдачи крупнейшего научно-технического и производственного
потенциала стран СЭВ заключается в последовательном согласовании национальных
структурных и научно-технических политик, в выработке и реализации в конечном
счете их согласованной экономической политики в целом.
На основе согласованной
долгосрочной политики можно, в частности, рациональнее использовать национальные
научно-технические и производственные потенциалы путем дальнейшего развития
устойчивого разделения труда и кооперации в решении задач по ускоренному
созданию и внедрению в производство передовых технологий, техники и новых
материалов; повысить согласованность действий заинтересованных стран СЭВ в
области внешних научно-технических связей.
Это будет содействовать
предотвращению не только чисто коммерческих потерь, но и возникновению своего
рода «импортируемого параллелизма» — организации в ряде стран однотипных
производств на базе разнородной техники и технологии, разных стандартов,
затрудняющих развитие авангардных направлений технического прогресса коллективными
усилиями стран содружества.
Координация
патентно-лицензионной политики — это в конечном счете одна из предпосылок
решения более общей проблемы — упрочения технико-экономической неуязвимости
содружества. Такого рода неуязвимость не имеет ничего общего с
научно-технической автаркией, экономической автаркией вообще. Речь здесь идет о
таком развитии производственного и научно-технического потенциала содружества,
который, обеспечивая потребности стран в новейшей технике, позволял бы одновременно
повышать надежность и эффективность их участия в мировом экономическом и
технологическом обмене.
Согласованная экономическая политика,
как и отдельные ее компоненты (научно-техническая, структурная политика и т.
д.), должна опираться на систему внутрихозяйственных мер, обеспечивающих
единство экономических и технологических задач, неразрывность цикла «наука—техника—производство»
(включая тиражирование нововведений), органическую увязку планов развития
науки и техники с другими разделами народнохозяйственных планов. Понятно, что
если заблаговременно не предусмотрены соответствующие средства, не подготовлены
необходимые производственные мощности, не согласованы конкретные мероприятия
по научно-техническому и производственно-экономическому сотрудничеству, то это
скажется на эффективности практического использования его конечных результатов.
Изменение положения в данной
области предполагает повышение действенности «внедренческих» стимулов как в
отдельных странах, так и на международном уровне в интересах роста
эффективности производства и технического совершенствования продукции,
усиление дифференциации внутренних цен на «рядовые» изделия и изделия, воплощающие
новейшие научно-технические достижения. Речь идет в конечном счете о том, чтобы
на деле превратить долгосрочную научно-техническую политику в узловое звено
экономической интеграции, в фактор, определяющий важнейшие структурные и
качественные сдвиги в экономике содружества стран СЭВ и в системе разделения
труда между ними на перспективу. Реализация этого принципиального положения,
предусмотренного Комплексной программой, стала в условиях перерастания
научно-технической в научно-производственную революцию неотложной практической
задачей.
2. Усиление экономической и технологической
ориентации взаимного сотрудничества.
При анализе направлений
углубления разделения и кооперации труда стран — членов СЭВ в области науки,
техники и производства в интересах решения выдвигаемых на каждом этапе
экономических задач необходимо учитывать ту конкретно-историческую обстановку,
которая обусловила состояние взаимного сотрудничества на данный момент.
Последнее характеризуется, естественно, не только крупнейшими достижениями, но
и определенными проблемами, инерционными моментами, необходимость преодоления
которых диктуется потребностями дальнейшего развития экономики.
С содержательной (а не с
формальной) точки зрения этапы развития научно-технического
сотрудничества могут быть определены укрупненно следующим образом: этап обмена
имеющимися в отдельных странах научно-техническими достижениями; этап
формирования системы разделения и кооперации труда в области науки и техники, а
также практического внедрения их результатов в производство; этап,
характеризующийся постепенным переходом к единой (согласованной)
научно-технической политике в соответствии с долговременными направлениями
развития и изменяющейся структурой экономических и технологических
потребностей содружества.
При выделении этапов
научно-технического сотрудничества, как и сотрудничества стран СЭВ в целом,
нужно учитывать те конкретные социально-экономические цели, которые решаются
на их протяжении. Применительно к современному этапу речь должна идти, видимо,
не только о коллективном управлении техническим прогрессом, но и о коллективном
предвидении ближайших и отдаленных последствий фронтального технологического
переворота.
Учет социально-экономических
факторов и последствий технического прогресса осуществлялся в той или иной мере
и ранее. Достаточно отметить, что сотрудничество некоторых стран в области
науки и техники на всех этапах своего развития строилось на качественно иной по
сравнению с капиталистическим хозяйством экономической основе. Конкретными
проявлениями новых принципов взаимодействия в этой сфере стали ее планомерное
развитие, обеспечение равного и беспрепятственного доступа всех стран СЭВ к
современной технологии, которой располагало их содружество в целом, отказ от
любых форм монополизации научно-технических достижений, эффективное содействие
менее развитым странам в формировании собственного научно-технического
потенциала.
В то же время конкретные
формы использования этих принципов не могли быть неизменными на различных этапах
развития содружества.
Как известно, в послевоенные
годы страны СЭВ располагали крайне неблагоприятными внутренними и внешними
предпосылками для формирования рациональной системы взаимного разделения труда
в области науки и техники. Речь идет как о крайней слабости научно-технической
базы большинства из них, так и о технологической блокаде со стороны развитых
капиталистических государств.
Требовалось, следовательно,
сконцентрировать усилия па форсированном формировании и развитии научно-технических
потенциалов во всех странах СЭВ на той базе, которой располагает Россия, а
также некоторые другие государства. По сути дела, необходимо было главным
образом расширенное (в географическом плане) воспроизводство наличного научно-технического
потенциала, а не объединение уже сложившихся национальных потенциалов.
Наиболее подходящей формой
широкого распространения уже имевшихся в рамках содружества научно-технических
решений стал безвозмездный обмен соответствующей документацией, дополняемый
содействием в подготовке национальных кадров для системы научно-исследовательских
и проектно-конструкторских организаций.
В итоге использования этой
формы сотрудничества (с некоторыми модификациями она используется и в
настоящее время) были получены важные положительные результаты, выразившиеся в
первую очередь в научно-техническом обеспечении крупнейших структурных
преобразований в народном хозяйстве стран СЭВ и в формировании основ
научно-технического комплекса в тех странах, которые практически не
располагали в прошлом собственной научно-технической базой.
Вместе с тем в силу
отмеченных выше ограничений конкретно-исторического характера эти результаты
оказались далеко не однозначными. Во-первых, совместное использование
результатов научно-технической деятельности не сопровождалось
соответствующей интернационализацией ее базы — системы НИИ, ПКБ, опытных
производств и т. п., поскольку для этого еще не сложились объективные предпосылки
— развитая система разделения и кооперации труда в производстве, науке и
технике.
Во-вторых, возникла
определенная обособленность между сотрудничеством в научно-технической и
производственной сферах как по существу (на базе общего фонда
научно-технических достижений в отдельных странах СЭВ развивались относительно
автономные производства), так и по экономической форме (перемещение между странами
продуктов, произведенных по предоставлявшейся на безвозмездной основе
технологии, осуществлялось на условиях внешнеторговых сделок).
С использованием
безвозмездного обмена научно-техническими результатами были связаны и два
побочных следствия — производственный параллелизм, возникновение которого
облегчалось возможностью использования готовых решений, а также уменьшение
стимулов к собственным разработкам и к их передаче другим партнерам, поощрение
в какой-то мере выжидательной позиции в данной области (в расчете на то, что
кто-то из партнеров получит необходимый результат раньше и его можно будет
использовать без вложений собственных средств).
Кроме того, обмен конечной
(пригодной к непосредственному производственному использованию) продукцией
научно-технической сферы ослаблял стимулы к кооперации на стадии исследований
и разработок, а тем самым к реальному интернациональному обобществлению
научно-технической деятельности.
Все это потребовало
известного уточнения экономических основ сотрудничества, применения наряду с
безвозмездными платных форм, позволяющих строить его на началах экономического
расчета, соизмерения реального вклада отдельных стран со степенью использования
ими полученных результатов.
С середины 60-х годов начал
осуществляться переход от обмена готовыми результатами научно-технической
деятельности к координации важнейших научных и технических исследований,
проводимых странами СЭВ на базе разработки сводных многосторонних планов.
Наряду с этим стала проводиться двусторонняя координация исследовательских планов,
получили развитие непосредственные научно-технические связи министерств и
ведомств, исследовательских организаций и коллективов. Все это привело к тому,
что примерно треть всех исследовательских работ стран СЭВ стала осуществляться
по скоординированным планам и согласованным (естественно, с различной степенью
детализации) программам.
Центр тяжести развития
научно-технических связей СЭВ стал во все большей мере перемещаться из сферы
обмена готовыми результатами в область непосредственного объединения усилий
ученых и специалистов сотрудничающих стран, формирования рационального
разделения труда между ними, концентрации сил и средств на решении наиболее
важных научно-технических проблем.
Следует отметить, что эти новые
направления и обслуживающие их формы сотрудничества не распространились в
равной степени на прикладные и фундаментальные исследования. В области
фундаментальных исследований, по существу, продолжает действовать принцип
фактического международного обобществления (формой реализации которого
выступает безвозмездный обмен). Высокоразвитая система фундаментальных
исследований в Росси, дополняемая вкладом других стран СЭВ (главным образом по
линии сотрудничества институтов академий наук), служит общим источником новых
знаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|