рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Модель экономического развития Южной Кореи на современном этапе

Модель экономического развития Южной Кореи на современном этапе

Минестерство общего и профессионального образования РФ

Хабаровская государственная академия экономики и права

 

Кафедра внешнеэкономических связей

 

 

 

 

Контрольная работа                                                        на тему: Модель экономического развития                                            Южной Кореи на современном этапе

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2001

ПЛАН РАБОТЫ


Глава 1  Краткая характеристика экономики страны _____________


Глава 2  Роль государства в формировании устойчекого

             диномичного развития Ю.Кореи  __________________________


Глава 3 Основные факторы экономического

            роста Ю.Кореи                           __________________________


Глава 4 Перспиктивы : стратегия глобализации _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика экономики страны    


 В течение многих лет Южная Корея отличалась исключительно высокими темпами роста промышленного экспорта. Чтобы выйти на западные рынки с конкурентоспособной продукцией, потребовались огромные капиталовложения. Финансово-промышленные конгломераты (вроде Samsung и Daewoo) привыкли вкладывать большие деньги в разработку новых товаров, рекламу своих торговых марок на Западе и поддержание относительно низких экспортных цен. Инвестиции требовали, естественно, крупных кредитов. Западные кредиторы считали южнокорейские предприятия и банки выгодными заемщиками - просто потому, что видели, как хорошо развивается южнокорейский экспорт.

В итоге к октябрю 1997 года предприятия и банки Южной Кореи набрали, по приблизительным оценкам, около $66 млрд. краткосрочных долгов (причем чуть ли не $20 млрд. из них должны были быть выплачены до конца года). Между тем золотовалютные резервы Банка Кореи составляли около $30 млрд. Среди западных кредиторов и инвесторов возникла паника -- они решили, что долларов в стране не хватит для уплаты долгов. Южнокорейские должники также стали опасаться нехватки долларов. Все бросились скупать иностранную валюту, пользуясь тем, что курс национальной валюты (вона) был фактически зафиксирован по отношению к доллару. Одновременно все стали избавляться от акций местных предприятий. Падение фондового индекса за июнь--декабрь 1997 года составило 50%. В стране начался тяжелый валютный кризис.

Чтобы остановить панику среди кредиторов и предотвратить падение национальной валюты, 3 декабря 1997 года МВФ договорился с правительством Южной Кореи о предоставлении самого большого кредита в своей истории - $57 млрд (из них $21 млрд выделил сам фонд, а остальные - Мировой банк, Банк азиатского развития, Япония и другие ведущие мировые страны-кредиторы). Было решено, что кредит будет поступать в страну в течение трех лет.

Однако известие о кредите не прекратило панику. И 16 декабря 1997 года Банк Кореи, который к тому времени расстался с большей частью своих резервов, отказался от фиксированного курса вона. Национальная валюта стала быстро падать (к февралю 1998 года она упала на 80%). МВФ пришлось ускорить выделение обещанного кредита и перечислить Южной Корее $10 млрд. 29 января 1998 года южнокорейское правительство договорилось с группой ведущих западных банков о реструктуризации краткосрочного долга местных банков и предприятий (точнее, об отсрочке платежей на один-три года).

Так развивались события, когда в Южной Корее осталось мало долларов. Однако уже к середине 1998 года долларов вновь стало много. Во-первых, доллары дали международные финансовые организации и западные правительства. Во-вторых, иностранные частные инвесторы покупали специальные облигации, выпущенные для финансирования долгов южнокорейских предприятий и банков. В-третьих, валюта поступала от внешней торговли. Экспорт товаров и услуг в 1998 году вырос на 13,3%, а импорт упал на 22%. В результате положительное сальдо текущего платежного баланса составило $40 млрд. (в 1997 году наблюдалось отрицательное сальдо в $8 млрд.). К концу года южнокорейские долларовые резервы возросли до $52 млрд.

Уже в марте 1998 года курс вона перестал падать. Инвесторы снова покупали акции южнокорейских предприятий, тем более что под давлением МВФ правительство либерализовало доступ иностранного капитала на местный рынок. Банк Кореи перешел от жесткой кредитной политики к мягкой -- ставка банковского процента снизилась с 22% в марте до 14% в июне 1998 года.

Правда, по итогам 1998 года, несмотря на быстрый рост экспорта, ВВП упал на 5,8%. Однако уже в первом полугодии 1999 года приток долларов позволил вернуться к привычному для Южной Кореи быстрому экономическому росту. Темпы роста ВВП достигли 7,3%. Долларовые резервы выросли до $62 млрд. Теперь из-за изобилия долларов Банку Кореи приходится сдерживать рост курса вона. В 2000 году несмотря на мрачные прогнозы, судостроительная промышленность Южной Кореи добилась беспрецедентных успехов, получив рекордное число заказов. Согласно заявлениям представителей деловых кругов, в течение 2000 г. этой отраслью были получены заказы на общую сумму 15 миллиардов 700 миллионов долларов, благодаря оживлению на рынке морских перевозок и относительному ослаблению конкуренции со стороны Японии и европейских стран. Таким образом рост заказов составил 62% по сравнению с 1999 г.

В общем, сейчас в экономике Южной Кореи все обстоит так же, как до кризиса. Финансово-промышленные конгломераты получают огромные доходы от экспорта, являются привлекательным объектом для западных инвестиций и усиленно вкладывают деньги в производство. Западные инвесторы и кредиторы чувствуют себя спокойно: пока что долларов в стране много. Но никто не гарантирует, что южнокорейские экспортеры снова не потратят слишком много долларов на развитие производства. Тогда кредиторы снова забеспокоятся. И кризис может повториться.[1]


Глава 2. Роль государства в формировании устойчивого                                                        динамичного развития Ю.Кореи.


Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП.

Государственные кредиты такого рода составляли:

15% от ВНП -1962-1966гг.

39% от ВНП- 1932-1936гг.

46% от ВНП- 1977-1981гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:

-машиностроение

-электроника

-текстильная промышленность

-черная металлургия

-цветная металлургия

-нефтехимия

-кораблестроение

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2.

Видя сильное влияние государства на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов:

1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств.

2. под контролем гос-ва находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях. Государство добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые.

3. каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.

4. государство жестко контролировало рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд".

Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986гг. составляют менее 2% от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Таким образом мы имеем " трехсторонний альянс": государство местный капитал- иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.

Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабо развитости и занять достойное место в мировой цивилизации.


Глава 3.  Основные Факторы экономического роста Ю.Кореи.

 

Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали 5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.

В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений (табл. 1).

Таблица 1.

Сбережения и капиталовложения, % к ВВП

1976

1980

1985

1990

1995

Сбережения

24, 0

25, 6

32, 2

35, 0 3

36, 2

Накопления

27, 1

32, 8

30, 3

6, 2

37, 5

Источник: Balassa В., Wlliamson J. Adjusting to Success: Balance of Payments Policy in the East Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9.

Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.