·
Соглашение
об участии РФ в деятельности Европола 2003г.,
·
Соглашение
об участии РФ в деятельности Европейской полицейской миссии 2004г.
Помимо
этого в стадии подготовки находятся соглашения в области фармацевтики,
ветеринарии, рыболовства. На ближайшую перспективу уместным и актуальным считается
заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о
совместной деятельности в правоохранительной сфере в рамках Евроюст, по
торговле ядерными материалами.
Третий блок.
Четыре
“дорожные карты” по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе
встречи на высшем уровне между представителями ЕС и РФ 10 мая 2005г. воплощают
в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах
положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему
дню. Идея "четырех общих пространств" была выдвинута лидерами России
и стран ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Это - общее экономическое
пространство, общие пространства внутренней и внешней безопасности, а также
науки, образования и культуры. Их "дорожные карты" предполагалось
принять в прошлом году на ноябрьском саммите Россия-ЕС в Гааге. Однако
подготовить их к сроку не удалось. Брюссель настаивал на едином пакете, в
котором торгово-экономические отношения были бы увязаны с проблемами прав
человека, ситуацией в Чечне, "замороженными конфликтами" в Молдавии и
Закавказье. Москва предлагала принять сначала те "карты", к
реализации которых уже готовы обе стороны, оставив согласование других на более
позднее время. В итоге были приняты:
1.
“Дорожная
карта” по общему экономическому пространству,
2.
“Дорожная
карта” по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, в основе
которой лежат следующие принципы: равенство между партнерами и взаимное
уважение интересов; приверженность общим ценностям, в частности демократии и
верховенству права, а также их гласному и эффективному применению независимыми
судебными системами; уважение прав человека, в том числе прав лиц,
принадлежащих к меньшинствам; уважение и соблюдение общепризнанных принципов и
норм международного права, включая гуманитарные положения; уважение основных
свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации
(в сфере свободного пространства). Совершенствование сотрудничества для
противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также
другим видам незаконной деятельности (в целях обеспечения безопасности).
Содействие повышению эффективности судебной системы России и государств -
членов ЕС и независимости суда, а также развивать судебное сотрудничество между
Россией и ЕС (в сфере правосудия).
3.
“Дорожная
карта” по общему внешнему пространству,
4.
“Дорожная
карта” по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты.
В этой сфере был заключен договор об упрощении государствами ЕС визовых
процедур в отношении ученых из России.
“Дорожные
карты” содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на
ближайшую перспективу взаимоотношений сторон, однако не закрепляют сроков
реализации этих мероприятий и четких механизмов контроля и ответственности.
“Дорожная
карта” не является юридически обязательным источником, это политический акт,
акт мягкого права (soft law), но она определяет ряд задач и областей
сотрудничества на краткосрочные и среднесрочные перспективы. В частности,
ставится задача содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и
ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и
пребывание на законных основаниях на их территориях. Однако, ни учредительные
договоры Союза, ни вторичное законодательство ЕС нигде не предусматривают, что
Сообщества и Союз строят свои отношения с третьими странами, основываясь на
подобных документах, поэтому по отношению к европейскому праву – это акт sui
generis. Соответственно, прочной юридической основы для развития отношений сторон
в рамках четырех пространств “дорожные карты” создать не могут, что служит
предметом их справедливой критики.
Итак,
анализируя современный этап взаимоотношений между РФ и ЕС, можно говорить о
достаточно крепком и тесном партнерстве и взаимозависимости сторон. Однако
наряду с явными положительными тенденциями в отношениях есть немало слабых
сторон. Аналитики склонны выделять так называемую «проблему 2007». Ее суть
сводится к следующему: Россия и Европейский союз в начале XXI века уже совсем
не те партнеры, которые договорились в 1993г. о партнерстве и сотрудничестве и
подписали в 1994г. СПС.
Во-первых,
Европейский союз – это уже не 15 государств Европы, а 25, и скоро это
количество возрастет до 27. Вместе с тем, политический и экономический
потенциал Союза возрос многократно по сравнению с периодом начала 1990-х гг.,
не последнюю роль в этом сыграло и введение евро.
Во-вторых,
Россия уже давно не просто “самый крупный осколок Советской империи” с
регулируемой экономикой, находящейся в стадии упадка, а признанная держава с
растущей рыночной экономикой, безальтернативно доминирующая на энергетическом
рынке объединенной Европы, в самом уязвимом секторе экономики развитых стран.
В-третьих,
совместное развитие партнерства и сотрудничества между Россией и ЕС вывело это
партнерство и сотрудничество на качественно новый уровень, выразившийся в
формулировании концепции и согласовании т.н. “дорожных карт” по четырем
пространствам между РФ и ЕС.
Учитывая
вышеизложенное, вполне вероятно, что именно к 2007г. состояние современных
отношений между ЕС и РФ достигнет “критической массы” и потребует нового
современного, модернизированного оформления не в мягких источниках, какими
являются “дорожные карты”, а в полноценном юридически обязательном для Сторон
договоре.
Впервые
о “Проблеме 2007” на высшем уровне заговорили в ходе саммита Россия–ЕС,
проходившего весной 2005г. Проблема была поставлена в связи с истечением
первоначального десятилетнего срока действия СПС и необходимостью обновления
договорной основы наших отношений с ЕС.
Однако
на пути создания качественно нового соглашения встает немало сложностей, прежде
всего, в юридической сфере. Заключение нового соглашения порождает проблему
преемственности в отношении реально применяющихся на практике положений СПС,
которые устойчиво могут сохранять свое действие и после 2007г., а также в
отношении практических правовых достижений во взаимоотношениях между РФ и ЕС,
выразившихся в односторонних документах, внутреннем законодательстве и судебной
практике сторон. Прекращение СПС может повлечь за собой слом современной
системы регулирования отношений между ЕС и РФ и потере некоторых значительных
достижений в отношениях между Сторонами, связанных с реализацией норм СПС.
В
любом случае новое соглашение должно будет отражать следующие аспекты:
1.
концепцию
четырех пространств;
2.
дальнейшее
углубление экономической интеграции путем создания зоны свободной торговли;
3.
создание
в перспективе экономического пространства между Россией и ЕС, в рамках которой
будут реализовываться свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов;
4.
новый
уровень политических отношений, основанных на стратегическом партнерстве и
четырех пространствах;
5.
новую
институционную структуру взаимоотношений, состоящую из взаимосвязанных
элементов и максимально приближенную к органам государственной власти РФ и
структурам ЕС.
Новый
договор должен быть наполнен четкими формулировками, а не заверениями о
намерениях сторон.
Итак,
постоянно усложняющиеся условия развития современного мира требуют быстрого
реагирования России и Европейского союза, а также формирования ими
“изменяющейся глобальной политической геометрии”.
Любопытно,
что разные политики и исследователи по-разному оценивают суть взаимоотношений
РФ и ЕС.
По заявлению
главного советника департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ В. В.
Стефанкина, в основе нашего сотрудничества – стратегическое партнерство в
интересах обеспечения безопасности, стабильности и процветания на всем
европейском пространстве и общемирового развития. Стефанкин доказывает, что обе
стороны заинтересованы друг в друге, прежде всего, как в торговых партнерах. В
торгово-экономическом отношении Европейский союз является сейчас главным
внешним партнером России. Это более 450 млн. потребителей и 25 млн. фирм и
компаний, производящих и потребляющих различные товары по единым правилам и
стандартам. И если ранее 37% товарооборота России приходились на страны ЕС, то
после расширения эта цифра составляет более 50%. Для Европейского союза Россия
также является одним из главных коммерческих партнеров, хотя ее доля во внешней
торговле ЕС составляет 5%. В 2003 году товарооборот с учетом новых членов,
тогда еще не вступивших в ЕС, составил 92 млрд. евро с дефицитом в 20 млрд. в
пользу России. За 8 лет он вырос более чем вдвое, ежегодный прирост - около 10
млрд. евро. В общем объеме импорта в страны ЕС Россия на протяжении последних
пяти лет занимала 6-е место, уступая США, Японии, Швейцарии, Китаю и
Норвегии. По последним официальным данным, доля ЕС в российском экспорте
составляет порядка 50%, а в импорте – около 40%. Вместе с тем, порядка 57%
российского экспорта в страны ЕС составляют природные энергоресурсы (нефть и
газ), а большая часть остального экспорта приходится на продукцию сельского
хозяйства (4%) и химической промышленности (4%). Ключевым компонентом
взаимозависимости России и ЕС является в настоящее время энергетика. Россия
остается главным поставщиком энергоресурсов в страны Евросоюза (40% потребления
газа в ЕС, достигающие 100% внутреннего потребления в ряде стран-членов). Стабильные
и предсказуемые поставки представляют очевидный интерес, как для российских
поставщиков, так и для стран Европейского союза в свете политики энергетической
безопасности. В интересах этого между двумя сторонами, начиная с 2001 года,
налажен энергетический диалог, определены проекты, представляющие взаимный
интерес, намечены пути совершенствования правовой базы отношений, производства
и передачи энергии, устранения ограничений со стороны ЕС на импорт ископаемого
топлива, обеспечения надежности долгосрочных поставок, включая надежности сетей
транспортировки, развивается сотрудничество в области технологий и
энергоэффективности. В целях разработки концепции Общего европейского
экономического пространства (ОЕЭП) в мае 2001 года было принято решения о
создании Группы высокого уровня (ГВУ) под председательством Заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко и Комиссара ЕС
по внешней политике К. Паттена. Определены общие принципы и направления работы
ГВУ, включая возможные экономические последствия от создания ОЕЭП, а также
сближение в области законодательства и регулирования в целях содействия
торговле и инвестициям.
В числе других
перспективных направлений сотрудничества Стефанкин называет следующие:
1.
проблема
жизнеобеспечения Калининградской области, то есть обеспечение
беспрепятственного транзита между Калининградом и остальной территорией России,
в первую очередь для российских граждан;
2.
вопросы,
связанные с переходом на безвизовый порядок передвижения между Россией и
странами, входящими в Шенгенскую зону. Здесь хотелось бы сделать небольшое
отступление. Россия и ЕС действительно договорились изучить условия для
безвизовых поездок в долгосрочной перспективе, однако, как отметил президент РФ
В.В. Путин, переход к безвизовому режиму между РФ и ЕС возможен лишь после
выполнения Москвой необходимых условий. "Очень много нужно сделать самой
Российской Федерации", - сказал Путин, отвечая на вопрос РИА
"Новости" о том, когда граждане РФ смогут без виз ездить в страны ЕС.
"Мы не можем предъявлять избыточные требования к нашим партнерам, пока не
решим пограничные вопросы с нашими соседями, не решим все вопросы по реадмиссии
(взаимной выдачи незаконных мигрантов), которые ставят перед нами наши европейские
партнеры", - сказал президент. "Я думаю, что такая постановка вопроса
нашими европейскими коллегами правильная. И мы будем стремиться к тому, чтобы
максимально удовлетворить эти требования ЕС", - заявил Путин на
пресс-конференции по итогам саммита РФ-ЕС. "Но нашей окончательной целью
является безвизовый режим. Только тогда мы можем говорить, что в Европе нет
разделительных линий. Об этом много говорят, но об этом можно будет говорить
только тогда, когда люди смогут свободно передвигаться по континенту. Конечно,
к этому будем стремиться", - сказал Путин.
3.
сотрудничество
в правовой и правоохранительной сфере, и построение единого правоохранительного
пространства в Европе;
4.
прямое
межведомственное взаимодействие в условиях нарастания угрозы со стороны международного
терроризма. Углубленный политический диалог России с Евросоюзом подтверждает
наличие реальных перспектив нашего взаимодействия в сфере Европейской политики
безопасности и обороны (ЕПБО) вплоть до участия России в осуществляемых
Евросоюзом операциях по поддержанию мира;
5.
разработка
совместных научно-технических проектов, в первую очередь в области космоса и
связи.
С.В. Беспалов
(преподаватель Самарского государственного университета) склоняется к точке
зрения о том, что в основе сотрудничества РФ и ЕС лежит военная составляющая.
По его мнению, в период после 1991г. отношения России с Европейским
Экономическим Сообществом, а затем и с Европейским Союзом развивались
достаточно ровно, так как в деятельности и структурах ЕС (до самого последнего
времени) отсутствовал военной фактор, что способствовало укреплению доверия к
этой организации со стороны России. Беспалов утверждает, что в
военно-политическом отношении Европейский союз не является самостоятельным
участником международных отношений и не может составить альтернативы
традиционным или нарождающимся центрам силы. За исключением двух стран-членов
ЕС (Великобритания и Франция), вооруженные силы государств Евросоюза не
представляют собой серьезной величины. Военные расходы в странах ЕС составляют
максимум 2.6% и 2.4% ВВП (Франция и Великобритания – 40 % всех оборонных
расходов в ЕС) при расходах в большинстве стран-членов менее 1.5 % ВВП. Расходы
такого члена ЕС как Германия, например, составляют всего 24 млрд. Евро в год
(США – 382 млрд. долл.). Военные расходы стран ЕС в области исследований и
технологий (на одного бойца) составляют в среднем 4 000 долл. (США – 28 000
долл.), а в части снаряжения – 14 000 долл. (США – 44 000 долл.). В результате,
Европейский союз не представляет собой самостоятельной единицы в условиях
усиления силового элемента в международной политике. По сути дела, современная
Европа обладает вооруженными силами, не способными вести военные действия за
исключением миротворческих операций.
В числе других
приоритетных направлений сотрудничества Беспалов отмечает «инвестиционную»
зависимость России от стран ЕС (прежде всего, Германии и Италии). Объем
инвестиций из каждой из этих стран существенно превысил объём американских
капиталовложений (впрочем, не следует забывать, что США выделяли средства
России в основном не напрямую, а через международные финансовые организации,
прежде всего МВФ и Всемирный Банк). Беспалов утверждает, что с момента избрания
главой РФ В.В. Путина западноевропейское направление в российской внешней
политике вышло на первый план. С этого момента гораздо меньшее внимание
уделяется российско-американским отношениям. Беспалов убежден в том, что переход
к устойчивому экономическому росту обеспечит России положение в высшей степени
привлекательного партнёра ЕС.
Обобщая все
вышесказанное и рисуя общую картину взаимоотношений РФ и ЕС, можно
констатировать, что дальнейшее углубление европейской интеграции и расширения
Евросоюза, с одной стороны, и кардинальные изменения, происшедшие в России,
подкрепленные стабильным экономическим развитием последних лет – с другой,
объективно создают «новые возможности» для политического взаимодействия и
экономического взаимопроникновения между ними. Эта тенденция все явственнее
входит в противоречие со «старыми барьерами». Задача в том, чтобы с
максимальной выгодой использовать первые и снижать, а главное не воссоздавать
вторых. Без этого преодоление исторического раздела Европы не станет ни полным,
ни окончательным. В этом – гарантия безопасности европейского континента в
самом широком смысле этого слова.
В настоящее время
Политические отношения России и ЕС характеризуются сочетанием дружественного
характера и низкой степенью реального сотрудничества, сильны элементы
конкуренции. Примерами различных интересов сторон в последние несколько лет
стали:
·
ситуация
вокруг Калининградской области РФ;
·
позиции
по вопросу энергетического сотрудничества (2006г.);
·
острая
конкуренция вокруг попытки ЕС использовать переговоры о вступлении РФ в ВТО с
целью добиться отмены компенсационных сборов и платежей за пролеты по
транссибирскому маршруту и снизить и так невысокие дотации российскому
сельскому хозяйству (2003 – 2006гг.).
Таким образом,
наряду с явной взаимозависимостью и партнерстом в отношениях между РФ и ЕС есть
масса нерешенного и недосказанного. Впрочем, а не так ли строится вся
дипломатия вообще?
Многие аналитики
прогнозируют, что в период после 2007г. развитие отношений между Россией и ЕС
будет во многом зависеть от формата политико-правовых отношений, к обсуждению
которого стороны приступили в связи с истечением срока действия СПС 1994г. В
этом отношении формат и структура новой политико-правовой базы отношений могут
иметь большое значение, которое, однако, не стоит абсолютизировать.
Страницы: 1, 2
|