Новая европейская валюта и ее перспективы
ПЛАН 1. Введение 2. Новая европейская валюта и ее перспективы. 3. Евро и экономическая безопасность России. 4. Правовые вопросы операций с евро в России. 5. Использование евро во внешних торговых расчетах. 6. Внешний долг и внешние заимствования. 7. Курсовая политика и политика резервов. 8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ. 9. Заключение Список использованных в работе источников. 1. ВВЕДЕНИЕ В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского
сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось
создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.
После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС
стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств —
членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.
Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза — Великобритании,
Дании, Швеции и Греции — является делом времени. Что именно лежало в основе идеи создания новой европейской валюты? В
конце девяностых годов прошлого века ситуация в мире складывалась следующим
образом. Оправившаяся после кризиса 80-х, экономика США переживала период
небывалого расцвета. Начавшаяся в конце 80-х годов "долларизация" мировой
экономики привела к тому, что многие развивающиеся страны начали
"привязывать" курс национальных валют к американскому доллару. Можно
спорить о плюсах и минусах таких "нововведений", однако факт остается
фактом – доллар становился главной международной расчетной единицей. На
Востоке продолжалась экспансия Японии, экспортно-ориентированная
промышленность которой наращивала объемы выпускаемой продукции. Рост цен и
желание удержать их на "конкурентных" уровнях привели к тому, что японские
предприятия начали выносить производство в другие страны Юго-Восточной
Азии. Результат налицо: увеличившийся спрос на японскую иену для импорта
полученной прибыли привел к тому, что Дальний Восток и Юго-Восточная Азия
стали обнаруживать явные признаки "иенизации". В Европе все большее
значение приобретала немецкая марка, ставшая для многих европейских стран
резервной валютой. Наряду с немецкой маркой имел хождение и швейцарский
франк – валюта, традиционно пользовавшаяся спросом в качестве "валюты-
убежища" и в качестве расчетной единицы для клиринговых операций.
Английский фунт стерлингов также пользовался немалым спросом как из-за
высоких процентных ставок, так и потому, что экономика страны переживала не
меньший по сравнению с США расцвет. Один из трех центров развития мировой
экономики был по-прежнему раздроблен в плане международных расчетов, а
плавающие расчетные курсы, введенные после распада Бреттон-Вудской системы,
приводили к значительным рискам в плане как эспортно-импортных операций,
так и в "возврате" прибыли даже из соседнего государства. Другими словами,
Европа, где каждое государство имело свои таможенные пошлины, валюту,
правила импорта, экспорта и ведения финансовых операций, стояла перед
необходимостью объединения. 1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро.
Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе
с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла
преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и
валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют
физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность
и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания
новой валюты будет окончательно завершен через два года, когда будут
введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью
прекратят свое существование. Несмотря на полное единогласие по вопросу необходимости введения евро,
мнения по поводу сроков осуществления этого проекта расходились – и
достаточно значительно. Представители некоторых стран считали введение
единой валюты преждевременным и предлагали отсрочить эту дату еще на пару
лет. Однако решающую роль в этом вопросе сыграла позиция Германии –
поскольку в основу евро легла в первую очередь немецкая марка, вторая на
тот момент по значимости валюта после американского доллара, в которой
проводились международные платежи. Экономическая ситуация внутри Германии,
еще не оправившаяся после азиатского кризиса 1997 года и российского
кризиса 1998 года (традиционно немецкая марка всегда была тесно связана с
Россией), по мнению немецких экономистов, наиболее благоприятно отвечала
задачам "поднятия на один и тот же уровень" развития сразу нескольких
европейских стран, которые, несмотря на определенные сходные показатели
(соответствие Маастрихтским критериям вступления в Евросоюз), находились
подчас на достаточно различных уровнях экономического развития. Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками
Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран-
кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут
все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций
Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную
экономическому потенциалу Союза. Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую
экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной
политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на
мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и
валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы
России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во
внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме
курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить
структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление
евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не
стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на
ее известную “евроизацию”? Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и
научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась
оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно
противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком
далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее
внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не
требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто
предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения,
напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода
России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных
позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением”
евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую
экономику. Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая в
полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы,
возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и
прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России
в отношении единой европейской валюты. Следует отметить, что целый ряд проблем в курсовой работе обозначен
общими контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение
евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с
высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с
евро в России развертывается постепенно, по мере накопления объективных
предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в
связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте
общей экономической и валютной политики России. 2. НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их
единая валюта имеют под собой солидный фундамент: 0. На долю стран — участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%). 1. Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств — членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами. 2. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран — участниц ЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют. 3. Евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЭВС. 4. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты. Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих
факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической
теории 11 государств — членов ЭВС не составляют “оптимальную валютную
зону”, а их решение о создании союза носит по преимуществу политический
характер. Поэтому пока ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до
конца не ясен. Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не
единое суверенное государство с четко определенными интересами и
политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими
наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными,
делегированными полномочиями. Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и
международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая
денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не
устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик
внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного
конфликта интересов. 5. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению. 6. Если же евро будет слишком “твердой” валютой, а ЕЦБ будет неукоснительно проводить жесткую денежно-кредитную политику, это может в долговременном плане вызвать снижение темпов экономического роста и социальные потрясения в менее развитых странах. 7. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и с известными оговорками Франции) вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная асинхронность экономического цикла. Поэтому возможно возникновение так называемых асимметричных шоков, то есть экономических потрясений, затрагивающих лишь отдельные страны. Передача валютной и денежно- кредитной политики в ведение союза лишает национальные государства главных средств антикризисного регулирования в то время, как союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим нуждам отдельных стран. 8. Альтернативным, не зависящим от правительств средством борьбы с экономическими кризисами является географическая и социальная мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка (например, по сравнению с США), в первую очередь из-за языковых и культурных барьеров. Повышение мобильности рабочей силы блокируется высокой хронической безработицей. В результате в условиях ЭВС циклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать более острыми, чем в его отсутствие. 9. Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории союза, что может снизить ее общую эффективность. Однако вопреки прогнозам некоторых американских и английских ученых
распад Экономического и валютного союза под грузом внутренних противоречий
является маловероятным (хотя и не может быть полностью исключен). Крах евро
имел бы самые разрушительные последствия для Западной Европы. Поэтому
Европейский Союз и все входящие в его состав государства, в первую очередь
Франция и Германия, сделают все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС,
даже ценой известных внутренних жертв. К тому же Европейский Союз
располагает значительными ресурсами для разрешения возможных трудностей.
Это — дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой
помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных преобразований на
рынках труда. Да и сама валютная интеграция является мощным ускорителем
интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации
экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна
банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж.
Объединению рынков служат также трансъевропейские системы расчетов ТАРГЕТ и
система Банковской ассоциации евро (ЕБА). Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько
успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на
новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в
первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся
в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования
американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности
евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и
ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых
ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального
финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро. В настоящее время роль западноевропейских валют в международных
валютных отношениях далеко не соответствует экономической мощи Западной
Европы и ее месту в мировой экономике. Таблица 1. Валюты ЕС в международных валютных отношениях (в % к мировому итогу)
| |DEM |ЕС-15 |USD |JPY |
|Валютно-обменные операции1 (1995) |37 |702 |83 |24 |
|Официальные валютные резервы (1996) |14 |19,53 |63,7 |6,2 |
|Международные частные активы |15,6 |36,9 |39,8 |11,5 |
|(за исключением взаимных обязательств внутри |(...) |(10) |(50) |(18) |
|ЕС — оценка) | | | | |
|Международные облигации (1995) |12,3 |37,1 |34,2 |15,7 |
|Экспортные платежи (1995) |13,2 |30,04 |52,0 |4,7З |
1 Поскольку в каждой сделке участвуют две валюты, общий итог равен 200%.
2 Валюты, входившие в механизм обменных курсов Европейской валютной
системы, ЭКЮ и английский фунт.
3 Немецкая марка, французский франк, голландский гульден и английский фунт.
4 Немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира и
голландский гульден.
Евро создает объективные возможности для устранения или по крайней мере
смягчения этой диспропорции, однако их реализация сталкивается с рядом
сдерживающих факторов:
10. громоздкостью механизма принятия решений в “зоне евро”, при котором валютная политика относится к компетенции Совета ЕС, а денежно- кредитная политика — к компетенции Европейского центрального банка;
11. нацеленностью валютной и денежно-кредитной политики ЭВС на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро, что в принципе не способствует экспансии на мировых валютных рынках;
12. раздробленностью и относительной неразвитостью западноевропейских финансовых систем, в первую очередь фондовых рынков, далеко уступающих по своей эффективности глобальной финансовой системе США;
13. отрицательными финансовыми последствиями сравнительно медленного экономического роста, низкой мобильности рабочей силы, хронической безработицы и быстрого старения населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|