Основные задачи, принципы и направления внешней политики Республики Казахстан
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра международного права
Курсовая на тему:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Выполнила: студентка
ФПП-95-4
Мамытова К. Б.
Проверила: Кесикбаева С. Х.
Алматы, 1997 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра международного права
Курсовая на тему:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Выполнила: студентка
ФПП-95-8
Сим Е.
Проверила: Суворов Л. С.
Алматы, 1997 г.
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ: Сложность и
противоречивость процесса становления нового миропорядка.
I. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА.
1. Влияние геополитического положения
Казахстана на его внешнеполитический курс.
2. ООН и Казахстан.
3. Казахстан в составе СНГ.
4. Перспективы сотрудничества Казахстана
и АТР.
5. Мусульманский мир и Казахстан.
6. Средний Восток и Казахстан.
7. Американское и европейское
направление Казахстанской дипломатии.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
1. Внешнеполитические задачи.
2. Принципы формирования доктрины
внешней политики Республики Казахстан.
3. Основные направления
внешнеполитической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В В Е Д Е Н И Е
Прошло несколько лет со
времени выхода РК [1]
на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных
отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения
своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными.
Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет
как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к
строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально
новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако
полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и
противостояние двух систем. И вот теперь перед мировым сообществом встали
практически те же, только несколько обновленные и более гуманные задачи. После
периода противостояния появился шанс установить подлинно новый миропорядок,
построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между
странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся
государственностью, так и молодыми. И для нас чрезвычайно важно, что эти
процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана.
Мне хотелось бы заметить,
что при распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными,
независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и
решили следовать курсом всего человечества. И Казахстан, как одна из 15 союзных
республик бывшего СССР, исключением не стал, более того, стал одним из
инициаторов вхождения в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую
экономику. 16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР
стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет
отсчет и международная правосубъектность республики Казахстан, наполненная
новым содержанием.
Мне хотелось бы сказать,
что я выбрала данную курсовую работу, потому что ее тема для меня очень
интересна и познавательна.
[2] 25 декабря 1990 г. Верховный Совет
Республики Казахстан принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской
ССР. Обретение суверенитета в целом ускорило течение демократических процессов
в Казахстане, которые были тесно взаимосвязаны с событиями, происходившими в
стране. Уже к середине 1991 г. Казахстан в числе других республик фактически
составлял оппозицию центру. По инициативе Казахстана были заключены
двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и другими республиками,
признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие
взаимовыгодные экономические связи. В декабре 1990 г. четыре республики -
Россия, Украина, Беларусь и Казахстан выступили с инициативой создания Союза
суверенных государств. Началась совместная работа по выработке новоогаревского
соглашения.
Августовские события 1991
г. прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизацию бывших союзных
республик, в том числе Казахстан. Ушла с политической арены КПСС и как часть ее
КП Казахстана.
В этих сложных условиях
назрела необходимость предоставления в рамках демократизации казахстанской
государственности достаточных полномочий Президенту Каз.ССР, как главе высшей
исполнительной и распорядительной власти в республике. Они были предоставлены
Законом Каз.ССР “О совершенствовании структуры государственной власти, и
управление Каз.ССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию Каз.ССР”,
принятым парламентом республики 20 ноября 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялись
всенародные выборы первого в истории Казахстана Президента республики. В
результате демократического волеизъявления народа им стал Н.А.Назарбаев.
10 декабря 1991 г.
вступил в должность первый всенародно избранный Президент, Верховный Совет
республики принял решение о переименовании Каз.ССР в Республику Казахстан, а 16
декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость РК -
демократического государства, обладающего всей полнотой власти, на своей территории,
самостоятельно определяющего и внешнюю политику.
На ашхабадской встречи
лидеры республик Средней Азии и Казахстана проанализировали беловежское
соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового
содружества. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых
государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан протокол
соглашения о создании СНГ.
Но прежде чем продолжить
о дальнейшем становлении РК, мне бы хотелось остановиться немного на
тоталитарном режиме СССР, его крушении.
[3] Судьба распорядилась так, что время
трудных раздумий и решений радикального переустройства жизни выпало на наш
народ. Тоталитарное общество, создавшееся многолетними усилиями
коммунистического режима, развалилось буквально на глазах. Можно назвать немало
причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей
сверхдержавы. Я согласна с мнением Н.А.Назарбаева, что главная из них
заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и
самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали
себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были
лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины. Не случайно, как
только прежние идеологические формы развеялись в прах, многие растерялись и
сегодня живут ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Мы отказались
от строительства “светлого будущего” по туманным проектам марксизма-ленинизма.
Нам необходима была четкая и конкретная концепция развития казахстанского
общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения,
обрести уверенность в предсказуемости событий. Мне кажется “Стратегия
становления и развития суверенной республики Казахстан” Назарбаева отвечала
этой необходимости.
[4] История так распорядилась, что
Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой
политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое
внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было
вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные
богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую
очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля
ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что
название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.
Незнание наших реалий
поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского
государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому
сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим
будущим партнерам. 90-е годы - период коренной ломки прежних отношений в
международных делах, период крайней нестабильности и появления новых “демонов”
- региональных и внутренних войн, роста масштабов терроризма.
Перед нами стояла не
только задача налаживания международных связей, но и преодоления мощного
негативного барьера, созданного некоторыми политиками и средствами массовой
информации. Мы должны были решить несколько проблем.
Во-первых, показать, что на самом деле
представляет собой наше государство.
Во-вторых, обеспечить не только международное
признание Казахстана, но и его безопасность, территориальную целостность.
В-третьих, включиться в мирохозяйственные
экономические связи. Тогда же началось становление нашей внешней политики.
В тот период только
личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих
экономических гигантов, международных организаций могли переломить ситуацию.
Именно поэтому нашему президенту Н. Назарбаеву пришлось провести целую серию
зарубежных поездок.
В ходе этих визитов
решались не только дипломатические проблемы. Нужно было заново создавать всю
договорную базу межгосударственных отношений. Без подписания соглашений о
дружбе и сотрудничестве, договоров об основах взаимоотношений не могли быть
установлены деловые контакты. Мы добились того, что с первых дней нашей
независимости многие развитые страны заключили с нами полномасштабные экономические
соглашения, установили режим благоприятствования в торговле.
Кроме того для многих
Казахстан был terra
incognito, землей
неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал,
поэтому в состав наших государственных делегаций всегда входили депутаты,
представители интеллигенции, ученые, журналисты. Они присматривались к
различными моделям экономического и политического развития. Необходимо было на
месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить
возможности перенесения зарубежного опыта на казахстанскую почву. По моему
мнению, это наиболее позитивный путь для развития в Казахстане политической,
экономической и других систем. Вообще была проделана огромная работа, которая
дала положительные результаты.
С обретением
суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстан
столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны и
национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую
экономику и мировое сообщество.
Оказавшись на
международной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его
внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по
собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но при
всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий
заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом
сообществе.
Специфика
геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития
экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении
его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на
собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном
отрезке становления государственности республик бывшего Союза.
В результате развала
советской империи возник абсолютно новый геополитический расклад, в котором
Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах
пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским регионом, а также
Россию с южными странами.
Наша республика,
появившись на политической карте 6 лет назад, неизменно проводит политику
отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим
прежде всего территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и
защита их конституционных прав. С учетом происходящих в Казахстане крупных
социально-политических преобразований Президентом Н. А. Назарбаевым в качестве
долгосрочной цели внешней политики Казахстана было определено формирование и
поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного
государства.
В качестве непременного
условия была поставлена задача достойного вхождения Казахстана в мировое
сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми
заинтересованными странами и активной работы в международных организациях.
Казахстан, заявивший о
миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос
обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и
сотрудничества как в регионе, так и во всем мире.
В создании подобной
атмосферы немалую роль играет прогресс в процессе разоружения. Я в начале еще
отметила, что своим добровольным отказом от обладания ядерным оружием Казахстан
не только существенно повысил международный авторитет, продемонстрировав миру
зрелый подход и ответственность в вопросах международной безопасности, но и
решительно продвинулся в укреплении суверенитета и безопасности страны. Это наглядно
проявилось в решении ядерных держав - США, России, Великобритании, КНР, Франции
- предоставить нашему государству гарантии его территориальной целостности и
безопасности.
Исходя из того, что путь
к созданию нового мирового порядка, исключающего возникновение вооруженных
конфликтов, лежит через создание региональных и глобальных систем безопасности,
через согласованные действия политиков всех стран, Казахстан в качестве одной
из приоритетных задач видит активную работу в международных организациях, прежде
всего с ООН и его учреждениях.
[5] Уже 5 марта 1992 года Казахстан был
принят в ООН. Таким образом, мы получили возможность быть причастными к мировым
делам и общечеловеческим проблемам, находиться в русле современного
цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в
политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах
деятельности. В сфере широкого спектра международных вопросов, рассматриваемых
в ООН, чрезвычайно важно иметь в универсальной организации собственные четкие
позиции по основным политическим проблемам современности, исходя из места и
роли Казахстана в мировой политике, защиты и обеспечения интересов нашего
государства. В этой связи определяющее значение имело первое выступление в ООН
Президента РК Н.А.Назарбаева, состоявшегося на 47-й сессии Генеральной
Ассамблеи, в котором были изложены принципы участия независимого Казахстана в
деятельности этой международной организации, наше видение ее роли в современном
мире. По общему признанию, выступление Президента РК, выдвинутые им масштабные
внешнеполитические инициативы, стали серьезной заявкой молодого государства на
участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию во Всемирной
организации. Взвешенный и прагматичный курс главы нашего государства,
приверженность Республики соблюдению норм международного права вызывают
уважение и поддержку со стороны государств - членов и руководства Организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|