рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности ВТО

Особенности ВТО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности ВТО как Всемирной организации, структура и принципы организации


Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО.

ВТО играет важную роль в организации международного экономического сотрудничества, координируя свою деятельность (если это целесообразно) с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития (Мировым Банком). Вопрос о создании международной торговой организации был поставлен еще в 40 – х годах XX века. Тогда предполагалось создать три правовых института: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (Мировой Банк) и Международную торговую организацию, которые осуществляли бы координацию валютной, кредитной и торговой политики отдельных государств. Однако в тот период попытка создать Международную торговую организацию закончилась неудачно. Устав Международной торговой организации, подготовленный к принятию на конференции в Гаване в 1947 году, не был одобрен. В то же время подписанный протокол к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) оказался достаточной правовой базой для осуществления сотрудничества государств, завершившегося в 1995 году созданием ВТО.[4.8]

Успеху в создании ВТО способствовал механизм многосторонних торговых переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Целью проведения переговоров являлось связать участвующие в них государства обязательством следовать достигнутым в ходе переговоров договоренностям о тарифных уступках. «Архитекторы ГАТТ 1947г. создали правовой механизм, в котором Списки тарифных уступок связывали государства международным обязательством, обеспечиваемым общими положениями торговых соглашений, как, например, положениями о национальном режиме в ст. 3 ГАТТ»[1].

Начиная с 70-х годов предметом многосторонних торговых переговоров помимо таможенных тарифов стали также и иные меры защиты национального рынка. Наиболее значимых результатов достиг Уругвайский раунд переговоров, завершившийся в 1994 году. Было заключено Соглашение о создании ВТО. Вместе с этим Соглашением в пакет документов ВТО вошли и другие соглашения, заключенные на предыдущих раундах переговоров. При этом в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947г.), в соглашения Токийского раунда переговоров (1979г.) были внесены изменения и дополнения, связанные с достигнутым уровнем международно – правового сотрудничества в области регулирования внешнеэкономических связей. ВТО, таким образом, обеспечила регулирование торгово – политических отношений участников Организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних переговоров.[4.5]

Всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 152 государство и еще 29 стран, которые ведут переговоры о вступлении в нее[2].

ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство – член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров (соглашения, составляющие систему ВТО, делятся на: обязательные для всех членов ВТО (многосторонние торговые соглашения) и обязательные только для тех членов ВТО, которые их приняли (соглашения с ограниченным кругом участников). Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.

ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в приложения к настоящему Соглашению[3]. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО[4]. Иными словами, ВТО – это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений[5].

Указанные особенности позволяют характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.

ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов, в то время как отличительной чертой международных организаций, обладающих наднациональной функцией, является их наделение исключительной компетенцией, которая как в предметном, так и в регулирующем аспектах вторгается в сферы, относимые международным правом к внутренней компетенции государств – членов. В этом ее принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства – участники, основываясь на своем суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правового регулирования внешнеэкономических отношений, действующие на территории этих государств. Нормы соглашений ГАТТ/ВТО вводятся в действие на территории этих государств в том же порядке, в каком вводятся нормы международных договоров.

Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна – член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство – член имеет один голос. По общему признанию, принцип консенсуса защищает от «тирании большинства», особенно тогда, когда значительная часть голосующих резко выступает против принятия решения.[1.1]

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными отличиями:

-                  является постоянно действующей организацией;

-                  осуществляет мониторинг за более широким спектром торговых соглашений, в том числе в принципиально новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и т.д.);

-                  обладает гораздо большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия решений (прежде всего в рамках процедур по разрешению споров);

-                  эффективно контролирует выполнение соглашений ВТО, так как они содержат более жесткие и детальные нормы и правила, включая обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений, ратифицированных странами – членами организации.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция (Конференция на уровне министров) стран – членов ВТО[6]. Конференция созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран – участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, например, касающимся новых раундов многосторонних переговоров (см. Приложение 1).

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб – квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран – участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

 Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ 1994г. в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны – члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается около тридцати.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО[1.1] (Рисунок 1).

Рисунок 1.

Орган разрешения споров. Орган разрешения споров (ОРС) является центральным органом в институциональной структуре ВТО. По вопросам разрешения споров действует специальное соглашение – Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее – Договоренность)[1.7]. Данная Договоренность является Приложением №2 к Марракешскому Соглашению об учреждении ВТО[1.1]. Правила и процедуры, предусмотренные в Договоренности, применяются к спорам, возникшим на основе норм соглашений, перечисленных в приложении к Договоренности и именуемых «охваченные соглашения». Указанные правила и процедуры применяются также к консультациям и урегулированию споров между членами ВТО в отношении их прав и обязательств, предусмотренных Соглашением об учреждении ВТО и настоящей Договоренностью, взятых в отдельности или совместно с любым из охваченных соглашений. Положение п. 2 ст. 1 Договоренности определяет сферу действия соглашения. Из статьи вытекает, что ОРС разрешает конфликты между членами ВТО путем толкования заключенных в рамках ВТО соглашений в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными в Договоренности. Важным положением Договоренности является то, что члены ВТО признают основное предназначение системы урегулирования споров: сохранять права и обязательства членов и уточнять «охваченные соглашения» в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права[7].

Согласно Договоренности ОРС учрежден для управления ходом реализации правил и процедур, предусмотренных в Договоренности. Он уполномочен создавать арбитражные комиссии (третейские группы), которые выполняют функции арбитража, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа, обеспечивать наблюдение за выполнением решений и рекомендаций, разрешать предоставление уступок и других обязательств, которые вытекают из охваченных соглашений[8].

Механизм процедуры разрешения споров, используемый в ВТО, выделяется тем, что направлен на достижение соглашения между спорящими сторонами, то есть между государствами – членами ВТО (формулируя рекомендации или принимая решения, ОРС имеет целью достичь удовлетворительного урегулирования по данному вопросу в соответствии с правами и обязательствами, вытекающими из настоящей Договоренности[9]). После того, как государством исчерпаны все средства на двусторонней основе разрешить спор, возникший у него с другим государством – членом ВТО, оно может обратиться к услугам Генерального директора для «примирения и посредничества» в разрешении спора. Если консультации с Генеральным директором не привели к желаемому результату, одна из спорящих сторон может обратиться с просьбой о назначении экспертов – «запуске механизма арбитража» (сторона, подавшая жалобу, может просить об учреждении третейской группы в течение 60 – дневного периода, если стороны спора совместно сочтут, что процедуры добрых услуг, примирения или посредничества не завершились урегулированием спора[10]).

Арбитраж состоит из трех или пяти (по желанию сторон) экспертов, предлагаемых Секретариатом из числа правительственных и независимых экспертов. Процедуры допускают апелляцию решения. Решения арбитража или Апелляционного органа представляются в ОРС для разрешения споров и для вынесения соответствующих решений и рекомендаций. Договоренность предусматривает, что стороны исполняют решение Органа. Исполнение возможно также в форме выплаты компенсации государству, пострадавшему от принятых в другом государстве мер регулирования внешней торговли. Допускается также принятие ответных мер пострадавшим государством. Компенсации и ответные меры рассматриваются как временные меры. Окончательным решением конфликта является выполнение рекомендаций органа по разрешению споров.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы ГАТТ новой, интегрированной международной организацией, наделенной полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров. Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической точки зрения практическое применение результатов «уругвайского» раунда, учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей «токийского» раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно. Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров, являются неотъемлемой частью Марракешского Соглашения – а, следовательно, и ВТО – и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все содержащиеся в нем обязательства.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.