Отношения РФ и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТО
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ОТНОШЕНИЯ
РФ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.. 3
Глава
1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы... 6
1.1.Содержание и суть
современных аспектов международной экономической интеграции.. 6
1.2.Вступление России в ВТО:
мнимые и реальные последствия.. 9
Глава
2. Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза 12
2.1.Европейское направление
российской внешней политики.. 12
2.2.Активизация «восточной
политики» ЕС.. 17
Глава
3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее.. 21
3.1.Экономические аспекты
Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО.. 21
3.2.Приоритеты
торгово-экономического сотрудничества в преддверии вступления России в ВТО.. 24
Заключение.. 27
Список
литературы... 29
Стратегическом
партнерство между Россией и Европейским Союзом является актуальной проблемой в
политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики
и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема
приобрела в последнее время, когда осенью 1999 г. правительство России приняло
«Стратегию развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на
среднесрочную перспективу (2000 - 2010)»[1].
Этот документ стал своего рода российским ответом на разработанную Европейским
Союзом «Общую стратегию ЕС в отношении России»[2].
Обе стороны сформулировали свои «стратегические» задачи в отношении друг друга
на ближайшую перспективу. Это можно рассматривать как серьезный качественный
прогресс в отношениях ЕС-Россия, особенно с российской стороны.
До недавнего
времени российская политика в отношении ЕС не имела приоритетного характера и
отличалась определенной неадекватностью. Это отражалось в двух диаметрально
противоположных подходах. С одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих
демократических институтов Европы, и стоит только России этого захотеть, как
она будет его членом, как большинство других европейских стран.
С другой, процесс
европейской интеграции, институционально представленный ЕС, воспринимался как
явление второстепенное в европейской политике. Россия традиционно
ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде
всего такими крупными, как Германия, Франция и Великобритания, которые
воспринимались как достойные партнеры для диалога. В последнее время, однако,
ситуация начинает радикально меняться, что отражает как возросшую роль самого
Евросоюза как самостоятельного политико-экономического игрока, так и растущее
понимание того, что хотя национальные государства в Европе никто не отменял,
Европа все в большей степени ассоциируется с ЕС, и все, что находится вне ЕС,
Европой в строгом смысле, не является. Иными словами, продуманные и
структурированные отношения с Европейским Союзом являются безусловным
требованием отношений с Европой.
Перспектива
вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) еще более рельефно
обозначило «европейское» направление внешней политики Российской Федерации и
актуализировало прогнозирование развития отношений с ЕС в XXI веке.
Подписанное в
2004 году Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имело
принципиальное значение, поскольку были устранены многие разногласия по
существенным вопросам, касающимся субсидий и тарифов. Россия может стать членом
Всемирной торговой организации (ВТО) уже к концу 2005 г. Для России завершение
переговоров с ЕС - это даже не половина, а добрые две трети победы: Евросоюзу
принадлежит около 50% голосов ВТО. К тому же он, наряду с США, Канадой и
Японией, входит в число ключевых оппонентов России - «группу квадро». На них ориентируются
другие страны, ведущие переговоры с Российской Федерацией. Подписанный протокол
с ЕС - это сигнал завершения переговоров для всех остальных.
Завершение
переговоров с ЕС по вопросу вступления России в ВТО - препятствие прошлых
времен. Однако речь идет не только о ВТО: главная тема сегодня - построение
между Россией и Евросоюзом четырех «общеевропейских пространств» -
экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с
культурой.
Цель курсовой
работы
состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте
вступления России в ВТО.
В задачи
работы входит:
1. Изучить
эволюцию взаимоотношений России и ЕС в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы,
препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества.
2. Дать оценку
последствиям вступления России в ВТО.
3. Рассмотреть актуальные
вопросы взаимоотношений России и ЕС в эпоху расширения международной экономической
интеграции и преддверии вступления России в ВТО, определить ближайшие перспективы
и сферы сотрудничества России и Европы.
В работе
использованы нормативно-правовые документы России и Европейского Союза,
публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков по вопросам
вступления России в ВТО и развитию переговорного процесса, а также
взаимоотношений России и ЕС в последней четверти ХХ и начале ХХI вв., материалы специализированных ресурсов
Интернет.
Глобальная
экономическая интеграция - объективный и закономерный процесс. Она является
одним из основных факторов социального и экономического прогресса и
системообразующим элементом мировой политики.
Важнейшей чертой
современности является рост взаимозависимости экономик различных стран,
развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход
цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого
типа, обращенной к внешнему миру. Этому способствовала аксиома
политико-экономического развития мировой экономики.
Следует отметить,
что экономическая взаимозависимость имеет двойственные последствия. С одной
стороны, вовлеченность в международный обмен позволяет стране более эффективно
использовать преимущества международного разделения труда и добиваться
определенного уровня экономического благосостояния за счет уменьшения затрат на
достижение этого эффекта. С другой стороны, высокий уровень взаимозависимости
делает страну уязвимой к циклическим колебаниям конъюнктуры мировых рынков,
включая инфляцию, колебания валютных курсов. Эти последствия испытывают и самые
сильные в экономическом отношении страны.
Качественно новым
этапом интернационализации хозяйственной жизни, предполагающим более тесное
сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в
рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведение
согласованной межгосударственной политики.
Изменение после
распада СССР международного положения Российской Федерации, ее места в системе
мировой экономики, а также связей с другими странами, необходимость укрепления
национальной безопасности определяют важность решения задач реформирования
экономики страны, углубления ее интеграции в мировое хозяйство, обеспечения
достойного места России в международной экономической «табели о рангах».
Однако для России
процессы реформирования экономики и интеграции в мировое хозяйство, как
показала новейшая история и нынешняя ситуация, сопровождаются серьезными
проблемами. Согласно данным НП Центр макроэкономического анализа и
краткосрочного прогнозирования[3],
по итогам десятилетия, доля российского ВВП в мировом выпуске сократилась в два
раза - с 5.5% в 1990 г. до 3.0% в 1995 г. и 2.7% в 2001 г. (по оценкам
Института экономического анализа, доля России снизилась с 3.6% в 1990 г. до
2.0% в 1995 г.). Причиной этого стал резкий спад производства в 90-е годы. Так,
в период 1991-1998 гг. оно сократилось на 42% (Табл. 1). В то же время мировая
экономика продолжала расти достаточно высокими темпами.
|