Политическая интеграция между РФ и КНР
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ КНР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….5
1.
Понятие и
модели современных интеграционных процессов……........5
2.
Политические
аспекты интеграции и ее возможности…………………14
3.
Политическая
нестабильность в РФ И КНР…………………………….16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…....18
1.
Политика
привлечения иностранного капитала в КНР. Основные проблемы и перспективы………………………………………………………..18
2.
Проблемы и перспективы сотрудничества
между Китаем и Российской Федерацией……………………………………………………………...............21
3.
Китай и
Россия. Осторожное сближение в условиях глобализации....26
ГЛАВА 3. БУДУЩЕЕ КИТАЯ И ПОЛИТИКА
РОССИИ…………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос об
интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в
современном мире, какие тенденции открываются в экономической,
социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему
возникновение ЕЭС было не частным фактом, не рядовым региональным событием в
области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских
государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление новой крупной
эпохи в истории человечества, основу которой составили перманентная НТР,
невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств,
быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и так далее.
Один из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен -
интеграция.
Главной
особенностью российско-китайских отношений в сфере международной политики
является совпадение позиций обеих стран по таким вопросам, как сохранение роли
ООН и традиционной трактовки понятия государственного суверенитета. Вместе с
тем ряд экспертов подчеркнули, что такая совместная повестка дня, во-первых,
может рассматриваться как морально устаревшая и не адекватная вызовам XXI века,
во-вторых, не отражает роста фактического влияния КНР на международную
обстановку и, в-третьих, не затрагивает важных, представляющих взаимный интерес
проблем. Так, Россия и Китай по-разному воспринимают Шанхайскую организацию
сотрудничества (ШОС). В то время как китайское руководство рассматривает ШОС
как важный проект, по сути, пилотную попытку региональной интеграции с
китайским участием, Россия пока не относится к этому проекту достаточно
серьезно.
Российско-китайские отношения имеют неравномерный характер: если по
вопросу о роли ООН и в понимании роли государства Китай и Россия сходятся,
то в традиционных областях сотрудничества (энергетика, военная промышленность)
Китай постепенно предпочитает иные источники, нежели Россия, а на
инвестиционном рынке эти страны являются конкурентами. Россия должна
пересмотреть свои экономические отношения с Китаем и выработать новые подходы,
которые соответствовали бы новой ситуации.
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КНР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Понятие и
модели современных интеграционных процессов
Вопрос об
интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в
современном мире, какие тенденции открываются в экономической,
социально-политической и других сферах человеческого бытия.
Понятие
«интеграция», как и сам процесс интеграции, появилось в политическом словаре сравнительно
недавно, в 20-х годах ХХ века, и означало «учение об интеграции». Его
родоначальниками были немецкие ученые Р.Шмед, Х.Кельзен и Д.Шиндлер. Термин
«интеграция» означает некую целостность, структуру, совершенствование. В этом
смысле он применялся в естественных науках. Перенося его в сферу анализа
общественных отношений, упомянутые авторы имели в виду объединение людей,
особенно государств, в некую социально-политическую общность. Однако развитие
международного сообщества, особенно в сфере экономических отношений, в тот
период еще не создало необходимых предпосылок для реализации идей интеграции.
Такова, кратко говоря, семантика и исторические условия возникновения этого
понятия.
После второй
мировой войны термин «интеграция» стали применять к обозначению различных форм
международного сотрудничества, охватывающего прежде всего такие сферы
межгосударственных отношений, как экономика, техника, вооружения, международные
организации и другое. Что касается дифиниции понятия «интеграция», то в научной
литературе и собственно в опыте ее осуществления мы не встретим двух одинаковых
определений. Это можно объяснить, во-первых, наличием множества моделей, типов
интеграционных процессов, которые различаются по целям и функциям, и,
во-вторых, различиями национальных интересов, которые преследуют отдельные
государства или группы государств. Различия первого и второго рода возникают
как на объективной почве, так и в результате субъективных устремлений отдельных
правящих групп и режимов. Опыт послевоенных десятилетий свидетельствует, что в
политических целях, интенсивности сотрудничества, политической гомогенности
участвующих в интеграции государств существуют большие различия, что затрудняет
выработку общего определения понятия «интеграция».
Тем не менее
накопленный международный опыт, исследуемый с точки зрения межгосударственных отношений,
приводит к выводу, что такие цели, как сохранение мира, достижение большей
безопасности, рост благосостояния в результате экономического сотрудничества и
так далее, приобретшие в интеграционных моделях всеобщий характер, могут
рассматриваться в качестве критериев определения сущности понятия « «интеграция».
Кроме того, интеграционные процессы как факторы мирового развития и мировой
политики находятся в состоянии постоянного развития и изменений. Они вносят
много нового как в содержание международных отношений, так и в их формы и
функции. Представители зарубежной общественно-политической мысли дают различные
определения интеграции. В одних случаях они характеризуют ее «как социальный
процесс образования целостности (единства) из частей, систем из элементов.
Целостность (система) есть большее, чем сумма его частей». В других -
возможность интеграции тесно связывается с вопросом «о лояльном отношении к
новым участникам... о необходимых пределах господства и власти».1
В современной
научной литературе существуют различные направления и подходы к пониманию
природы и роли интеграционных процессов. Здесь можно выделить два теоретических
аспекта: а) теории интеграционных процессов; б) теории и практика экономической
интеграции. В частности, американские представители школы функционализма в
качестве критериев интеграции предлагают опыт разработки и идеи конституций США
и Швейцарии, в которых на основе общественного сознания и отчасти, массового
движения созданы формально разделенные (штаты в США и кантоны в Швейцарии)
единства, общности. В то же время в работе американского исследователя
Д.Митрони утверждается, что интеграция различного уровня имеет место в мировых
империях, блоках и международных организациях. При этом решающими должны быть
признаны три признака: действенный контроль над легитимным использованием
власти, наличие общего органа принятия решений и наличие центра политического
просвещения принадлежащих к сообществу граждан.1
Теоретическая
школа федерализма в Европе придерживается более универсальных позиций в
интеграционных процессах и оценивает возможности и противоречия в их эволюции
более объективно. Ее последователи, имея в виду евроинтеграцию, отмечают, что
она возможна, во-первых, на основе сознательного политического решения
правительств и народов и, во-вторых, лишь путем создания одного или нескольких
новых, независимых от непосредственного влияния отдельных государств - членов
сообщества, наднациональных органов, которым переданы определенные полномочия
для принятия решений.
Российская
историко-экономическая и политическая наука сделала немало в изучении
интеграционных процессов, охвативших различные регионы мирового сообщества.
Анализ отечественной научной литературы приводит к выводу, что интеграция - это
объективный, многогранный, сложнейший процесс, изобилующий противоречиями,
поисками, крупными финансово-экономическими, социальными, правовыми,
политическими и другими экспериментами, обусловленными жизнью и корректируемыми
ею. Интеграция, если судить по результатам ее развития, представляет собой
более высокую социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и
культурную ступень развития мирового сообщества государств и народов. Если
интернационализация подвела прежде всего передовой технологический базис под
всю систему мирового сообщества, то интеграционным процессам предстоит внести
величайший вклад в реформирование человеческого общества, хотя нельзя не
заметить, что на этом пути пока что больше проблем, чем успехов.
Типология и
структуры интеграционных моделей. Из краткого экскурса в историю и теорию
интеграции очевидно, что она как объективный феномен и как процесс современной
международной жизни - явление далеко не одномерное неоднозначное, чрезвычайно
богатое различиями в содержании, целях, структуре внутренних взаимоотношений,
конструкциях властных отношений и так далее.
Как
представляется, в этой связи прежде всего следует избежать искушения
отождествлять интеграцию с таможенными союзами или торговыми альянсами, что
нередко встречается в научной литературе. Отмеченные формы межгосударственных
объединений - явление довольно древнее, зародившееся еще на доиндустриальной
стадии развития общества. Интеграция - объективный результат эволюции мирового
социально-экономического и политического развития второй половины XX века; если
попытаться обобщить ее объективные цели и последствия, то она является
предвестником вступления человеческого общества в новую стадию исторического
бытия, общую картину которого футурологи определяют как постиндустриализм.
Следует отказаться и от иного, также весьма распространенного подхода, согласно
которому «классическая» интеграция сводится к различным формам экономического и
политико-экономического сотрудничества. На рубеже XXI века, когда в различных
регионах возникли и продолжают возникать не традиционные региональные интеграционные
сообщества, а первые суперструктуры международного значения, становится ясным,
что мы имеем дело с явлениями и процессами нового исторического порядка.
Перейдем
непосредственно к анализу совокупность существующих в мире интеграционных
структур и пограничных им, взаимосвязанных с ними международных организаций и
объединений. В качестве исходной точки систематизации интеграционных моделей
возьмем принцип целей (интересов) и влияния интеграционных объединений. Вместе
с тем в рамках одного и того же типа формальной интеграции в содержании, целях
и функциях могут существовать существенные различия (например, Европейский союз
и ОПЕК, НАТО и Западноевропейский союз и так далее). В целом интеграционные и
исполняющие определённые интегрирующие функции организации можно
типологизировать в следующем порядке:
1. Региональные и
межрегиональные интеграционные сообщества по целям: экономические,
политико-экономические (с элементами социального интегрирования), политические,
военно-политические, институционально-координационные и другие.
2. Международные
правительственные наднациональные организации координирующего типа. Они оказывают
существенное влияние на: финансово-экономическое, политическое положение
государств, на принятие ими решений в указанных областях и так далее.
Исследователи Брюссельского союза международных ассоциаций считали, что
численность этих организаций возрастет к 2000 году примерно до 500 (в конце
80-х годов их было 378).1
3. Международные
неправительственные организации (4676 с перспективой роста к 2000 году до
10800). К числу таких организаций относятся профсоюзы, транснациональные
корпорации и так далее. В условиях возникновения глобальных экономических
систем в результате интенсификации и дифференциации международного разделения
труда, глобализации, невиданного развития транспортных средств мировых
коммуникаций, качественного и количественного роста обмена товаров и
интенсификации передвижения капиталов изменились социально-экономическая почва
бытия людей и условия их межгосударственного и интернационального общения. Все
это сказывается прямо и непосредственно на интеграционных процессах и вызывает
необходимость принятия соответствующих правовых, законодательных актов и других
документов, в появлении которых существенную роль играют и интернациональные
неправительственные организации.2
Рассмотренные
выше типы международных интеграционных сообществ позволяют прийти к следующему
выводу: интеграционные сообщества непосредственно реформирующие базисные основы
индустриального общества, являются главным и определяющим направлением в
социально-экономической и культурно-политической эволюции мирового социума. В
рамках интеграционных сообществ возникают и действуют тысячи интернациональных
правительственных и неправительственных организаций, оказывающих влияние на
интегрированные структуры. Их, по всей видимости, нельзя рассматривать как
органическую часть этих интеграционных суперструктур, но они являются своего
рода барометром, показателем глубины и размаха указанных процессов.
Вернемся теперь к
основному вопросу - о моделях интеграционных сообществ. Они, эти модели,
несмотря на большую специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики,
имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные «границы»,
все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет
конкурирующим системам находить компромисс; разрешать назревающие между ними
противоречия и так далее. Вот почему модель всякой интеграционной системы было
бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в ее эволюции.
Перейдем теперь
от общей типологии к характеристике существующих основных моделей в мировых
интеграционных процессах.
1. Модели
политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):1
а) Европейский
союз (ЕС);
б) Андская группа
(Латинская Америка);
в) Карибский
«общий рынок» (Латинская Америка);
г) Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
2. Модели
торгово-экономического сотрудничества:
а) Европейская
ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
б) Североамериканская
интеграция (США, Канада, Мексика);
в) Организация
арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК);
г) Организация
стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
3. Модели
международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих
торговую, тарифную политику и вырабатывающих экономическую стратегию:
а) Генеральное
соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);
Страницы: 1, 2, 3
|