Не менее важна для региона проблема
развития материально-технической базы социальной инфраструктуры. На сегодняшний
день существует значительный разрыв между нормативными показателями и
фактическим уровнем обеспеченности населения объектами социальной сферы. Так,
обеспеченность детскими дошкольными учреждениями достигает в Закарпатской
области 41,6 %, в Ивано-Франковской — 58,3 %, Львовской — 45,6 % и Черновицкой
— 74,4 %, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями — соответственно, 75 %,
57,2, %, 69,5 % и 64,4 %. Следовательно, можно констатировать, что
население региона проживает в условиях социального дискомфорта.
Экологическая ситуация в Карпатском регионе
Для большей части Карпатского региона характерны
существенная антропогенная трансформированность ландшафтов и значительная
загрязненность среды. Хотя, в. отличие от других регионов Украины (таких, как
Донбасс, Приднепровье), распространение загрязнения не носит здесь общего,
плоскостного характера. Однако в некоторых местах сформировались стабильные
очаги угрожающего экологического состояния (например, в пределах Дрогобычской
агломерации — Дрогобыч, Борислав, Стебник, Трускавец, где развитые
горно-химическая, нефтеперерабатывающая, лакокрасочная и другие отрасли
промышленности ставят под угрозу развитие курортного хозяйства; аналогичная
ситуация сложилась и в пределах Львовско-Волынского угольного бассейна, в зонах
влияния Яворовского и Раздольского ПО «Сера», Калушского ПО «Ориана»).
В последние годы, вследствие нарушения режима
производственных процессов, в Карпатском регионе значительно возросла угроза
возникновения экологических аварий и катастроф. Кроме того, нужно считаться и с
тем, что почти четвертая часть его населения проживает в зонах с повышенным
экологическим риском функционирования промышленных объектов, которых в регионе
почти 250.
По загрязненности воздуха и вод регион занимает 4-е,
а по загрязненности почв минеральными удобрениями и пестицидами —
соответственно, 1-е и 2-е места. Относительно высокая загрязненность воздуха
обусловлена наличием на его территории отдельных агрессивных производств. К
другой группе концентрированных выбросов в атмосферу вредных веществ относятся крупные
города региона, где выбросы автотранспорта составляют 60 … 70 % их общего
количества. С учетом относительно небольшой площади городов и их густой
застройки, традиционно сложившейся в старых городах, здесь влияние этого
фактора может быть ощутимее, чем в индустриальных, но значительно более
просторных, городах Востока и Юга Украины.
Дефицит надежных источников, водообеспечения
обусловил отсутствие в регионе крупных водоемких производств. Это в некоторой
степени обусловило относительно низкие показатели загрязненности воды на его
территории по сравнению со средним по Украине. Так, потребление свежей воды
достигает здесь 1,1 млрд. м3 в год (что составляет только 3,6 % ее
общереспубликанского потребления), а объем оборотной и последовательно
используемой воды несколько выше, чем в среднем по Украине (91 % против 80 %).
Состояние водообеспечения большинства карпатских населенных пунктов с каждым
годом ухудшается вследствие преобладания экстенсивных подходов к наращиванию
объемов водоснабжения, при неэффективном организационно-экономическом и
отсталом техническом обеспечении водохозяйственной деятельности.
Особую тревогу вызывает высокая загрязненность почв
региона минеральными удобрениями и пестицидами, которой в значительной мере
способствует отраслевая специализация его сельского хозяйства на производстве
овощей и технических культур, а особенно — некоторых ранних сортов овощей и
фруктов (Закарпатье).
Определенную дестабилизацию в экологическую ситуацию
региона и курортных зон вносит, в частности, неограниченная вырубка лесов.
Вследствие обезлесения склонов активизируются оползневые процессы,
увеличивается количество паводков на горных реках, меняется микроклимат.
Облесение вырубок монокультурой ели приводит к частым буреломам.
Таким образом, экологическая ситуация в Карпатском
регионе является довольно напряженной. Если учесть курортную ценность этой
территории, то проблема ее экологической, безопасности является одной из
первоочередных для практического решение.
Общее социально-экономическое
развитие
Карпатского региона
Объективный анализ развития производительных сил
региона в сочетании с оценкой сегодняшней экономической ситуации дает реальное
представление о достигнутых уровне и эффективности социально-экономической
структуры. Отдавая должное тому, что сделано в предыдущие годы, нужно
откровенно констатировать, что вследствие нерациональной экономической
политики, и непродуманных действий в регионе сложилась деформированная
экономическая система, которая в целом социально непривлекательна, экологически
опасна и экономически неэффективна. За последние годы здесь накопилось много
социально-экономических проблем, острота и необходимость решения которых со
всей силой проявились в наши дни. Оценивая ситуацию в регионе по критериям
цивилизованных наций, изыскивая наиболее оптимальные пути к его процветанию и
прогрессу, нужно считаться с теми отрицательными явлениями и фактами, которые
имеют место в данном случае.
Социально-экономическая структура Карпатского региона
характеризуется производственной однобокостью: почти 3/4 работающих заняты в
производственной сфере, что говорит о социально неблагоприятном характере его
экономики.
Существуют ощутимые территориальные диспропорции в
развитии региональных производительных сил, которые проявляются в
гипертрофированном развитии равнинной части региона (особенно — некоторых
промышленных узлов) и социально-экономической отсталости его горных районов.
Машиностроение как одна из профилирующих отраслей
является глубоко милитаризированной и из-за преимущественно сборочного типа
производства имеет слабые внутрирегиональные кооперативные связи, что делает ее
крайне уязвимой в кризисные периоды.
Промышленность региона является эколого-опасной, а
отдельные производства и отрасли с отсталыми технологиями — вообще не
совместимыми с природой края. Ориентация некоторых отраслей промышленности
(особенно - машиностроения) на привозное сырье (комплектующие) и ускоренные
темпы развития природоэксплуатирующих отраслей (лесоводства, добычи серы,
калийных солей, нефти, газа, угля) сделали региональную экономическую систему
малопригодной к выживанию в критических ситуациях.
В регионе четко прослеживается тенденция к резкому
ухудшению демографической ситуации: увеличивается смертность, падает
естественный прирост, идет процесс старения населения. С учетом
национально-этнографического менталитета жителей Карпатского края существует
реальная угроза генофонду нации.
Постепенно обостряется социальная ситуация, связанная
с проблемами безработицы и занятости населения региона, которую усиливает еще и
тот факт, что здесь уже давно имел место избыток трудовых ресурсов.
Экономический ущерб, нанесенный природе Карпатского
региона в предыдущие годы, расточительство и бесхозяйственность повлекли за
собой значительное ухудшение состояния окружающей среды, вызвали деградацию
уникальной природы Карпат.
Стратегические ориентиры развития
Карпатского региона и
региональные приоритеты
Анализ географических, природных, исторических и
экономических условий показывает, что на этапе становления государственности
Украины и вхождения ее в мировое сообщество Карпатский регион имеет уникальный
шанс стать своеобразным полигоном, где разумная экономическая политика может
успешно сочетать региональные, государственные и международные интересы страны,
обеспечив при этом и прогресс в его социально-экономической жизни.
Следовательно, речь идет о выборе правильного стратегического курса в развитии
региона. Если руководствоваться тем, что Карпаты являются географическим
центром Европы, а в природном отношении — уникальной экосистемой на Западе
Украины, то при формировании политики освоения этого края необходимо разумно
использовать его геополитические преимущества и сохранить экологический феномен
территории. Иначе говоря, будущая социально-экономическая модель Карпат должна
быть экономически выгодной для Украины и экологически совместимой с
прилегающими территориями соседних стран.
Сегодня можно достаточно уверенно утверждать, что
исключительный акцент на развитии в регионе промышленности вряд ли оправдает
себя. Технологический «бум» нам пока не «угрожает», а следовательно,
производительность труда и конкурентоспособность продукции еще долго будут
оставаться низкими. Кроме того, с эскалацией производства будет обостряться
экологическая ситуация, что будет забирать и без того ограниченные ресурсы.
Таким образом, нужно выработать нестандартные ходы и решения при выборе
приоритетов и конкретных сфер, развитие которых бы обеспечило прогрессивные
изменения в экономической жизни региона, ускорило и направило рыночные реформы
в необходимое русло, что, в свою очередь, будет инициировать приток капитала (и
в том числе — иностранного). При выборе такой стратегия важно предусмотреть и
учесть действие тех факторов, которые обусловливают специфику региона и создают
преимущества его стартовых условий для прогрессивных социально-экономических
преобразований.
С учетом имеющихся в Карпатском регионе природного,
экономического, научного и технического потенциалов, его исторических и
географических особенностей, стратегическая цель перспективного развития территории
заключается в том, чтобы на основе оптимального использования природы,
материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов создать
эффективную экономическую систему рыночного типа, которая обеспечит
материальное благосостояние населения и экологическую безопасность Карпатского
края.
Достижение
поставленной цели усматривается в поэтапной реализации первоочередных задач. На
ближайший период основными приоритетами регионального развития Карпатского края
должны стать: рекреационный комплекс; АПК; лесопромышленный комплекс;
машиностроение; непроизводственная сфера (особенно — в горной части региона);
охрана окружающей среды, сохранение и восстановление историко-культурного
наследия.
Создание
необходимых условий для. развития этих отраслей и сфер Человеческой
деятельности обеспечит подъем его общего социально-экономического уровня,
который должен определяться не только общегосударственными интересами, но и
потребностями и интересами самого региона — субъектов хозяйствования, которые
здесь размещены, и населения, которое здесь проживает.
Для развития Карпатского региона приоритетным
является освоение его курортного потенциала. Для подтверждения обоснованности
этого выбора можно привести следующие основные аргументы.
Наличие природно-ресурсной базы. В регионе насчитывается
свыше 800 источников и скважин лечебных минеральных вод всех известных типов
(многие из них - уникальны), запасы которых достаточны для ежегодного
оздоровления более 7 млн. чел. Но сегодня уровень их использования не превышает
15 %. Разведаны также значительные запасы лечебных грязей и озокерита. Эти
ресурсы - в сочетаний с благоприятными климатическими условиями - служат
природной базой для развития санаторно-курортного дела в регионе.
Мощный потенциал для развития
различных видов туризма. Живописные ландшафты, рельеф Карпат создают благоприятный
фон для кратковременного отдыха. Они не имеют альтернативы в Украине в
отношений развития горнолыжного спорта на уровне мировых стандартов. Расчеты
показывают, что одноразовая предельная рекреационная вместимость региона
составляет 2,2 млн. чел., тогда как годовая — 8 млн. туристов и отдыхающих, а
также 12 млн. экскурсантов и туристов выходного дня. Даже при 50-процентном
уровне этих показателей значительный диапазон для перспективного роста туризма
в регионе сохраняется.
Выгодное географическое положение. Карпатский регион находится
в центре Европы. Через него проходят многообразные связи. Его неплохая
транспортная доступность является благоприятным фактором для привлечения
контингента отдыхающих не только из восточных регионов, но и из европейских
стран. Карпаты могут служить своеобразным полигоном для дислокации, центров
международного бизнеса, что будет стимулировать рост коммерческого и делового
туризма.
Фактор территориального
разделения труда. Фактически в Украине есть 2 региона, условия которых позволяют
обеспечивать удовлетворение общественных потребностей в рекреационных услугах:
Черноморско-Азовский и Карпатский. На фоне перегруженности первого из них и при
растущем спросе на оздоровление и отдых Карпаты выступают практически
единственной территорией, которая может реализовать неудовлетворенный спрос
населения на эти услуги.
Последствия Чернобыльской
аварии.
Сравнительно высокая экологическая безопасность региона и наличие в нем крупных
запасов минеральных вод для лечения радиационных заболеваний обусловливают
потребность в создании в Карпатах широкой сети специализированных здравниц для
населения, пострадавшего от радиоактивного загрязнения.
Экологический феномен территории. С одной стороны, по
сравнению с другими регионами природа Карпат понесла меньшие потери и во многих
местах сохранила свое первобытное состояние. А это очень важно для
многообразных форм отдыха и туризма. С другой стороны, исключительно важное
климато- и водорегулирующее значение Карпат как для Украины, так и для соседних
европейских государств обусловливает остроту вопроса сохранения уникальной
природы края. Если отбросить чисто Консервативные варианты выполнения этой
задачи, то туризм и отдых в экологически обоснованных пределах могут выступать
активной формой обеспечения экологической безопасности Карпат.
Социально-экономическая специфика
гор. В
горных районах четырех карпатских областей проживают около 1,3 млн. чел. (то
есть около 20 % всего их населения, из них треть — на высоте в 500 м и выше).
Горы создают специфические, чрезвычайно сложные условия для проживания и
хозяйствования (особенно — в сельском хозяйстве), поэтому здесь чрезвычайно
остро, стоит проблема занятости, и как следствие — низок уровень материального
благосостояния жителей гор. Ослаблению этих и других отрицательных процессов за
счет расширения сфер занятости и развития инфраструктуры будет способствовать
развитие туризма с соответствующей организацией обслуживания, к которым может
быть привлечено местное население. В данном контексте разумной альтернативы
рекреации просто не существует.
Экономическая
конкурентоспособность рекреационной сферы. Мировой опыт показывает, что туризм
является высокорентабельной отраслью народного хозяйства. Например, в Испании
он дает 17 млрд. долл США., что равно 30 % доходов от ежегодного экспорта этой
страны, в Италии туризм обеспечивает 11 %, а в Дании и в Австрии -— 8 %
прибылей, поступающих от экспорта товаров за границу. Безусловно, пока
показатели экономической результативности отечественного туризма далеки от
зарубежных, хотя в Карпатах есть отдельные центры, в хозяйственной структуре
которых рекреационная отрасль является ведущей. В целом сегодня Карпатский
регион занимает второе место в Украине по объему доходов от рекреационной сферы
(22 % от суммарного показателя по Украине) и уступает только Крыму
(соответственно, 42 %), опережая Причерноморье (17 %) и Приазовье (13 %).
Можно привести еще ряд убедительных
аргументов в пользу рекреационной ориентации перспективного развития
Карпатского региона. Но это ни в коей мере не означает, что, форсируя
экономические процессы в данном направлении, мы сразу же достигнем желаемых
результатов. Здесь необходимы взвешенные решения и продуманные практические
действия. Поэтому развитие рекреации в регионе рассматривается в контексте
структурной перестройки его хозяйственного комплекса, в перспективной модели
которого эта отрасль должна стать одной из профилирующих. Именно такие
ориентиры заложены в Государственную программу социально-экономического
развития Карпатского региона, которая должна на практике реализовать идею
обеспечения социально-экономического прогресса его территории через
государственную поддержку приоритетных секторов региональной экономики, и в
первую очередь — рекреации.
Государственная программа
социально-экономического развития
Карпатского региона как инструмент
региональной политики
Государственная программа
социально-экономического развития Карпатского региона разработана Институтом
региональных исследований НАН Украины, совместно с Министерством экономики
Украины, Закарпатским, Ивано-Франковским, Львовским и Черновицким
облисполкомами. Ее цель заключается в создании необходимых правовых
экономических и организационных условий для обеспечения практических результатов
в деле стабилизации и улучшения социально-экономической ситуации в регионе, для
формирования — на основе рационального, использования ресурсного потенциала
территории — эффективной экономической системы рыночного типа, которая
гарантировала бы приближенный к мировым социальным стандартам уровень
материального благосостояния и проживания людей, а также экологическую
безопасность края.
Статус программы как государственной
обусловливает ее ориентацию на первоочередную реализацию именно государственных
интересов в Карпатском регионе. Иначе говоря, она должна стать практическим
инструментом воплощения государственной, региональной политики на этой
территории. Поэтому в программу включены меры и проекты, которым государство
гарантирует свою поддержку, которая может выступать в двух формах: режим
полного государственного содействия (финансовое, и ресурсное обеспечение,
финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям); режим частичного
государственного содействия (финансово-кредитные и налоговые льготы
исполнителям). Проблемы же местного значения решаются на локальном уровне
силами региона.
Для Карпатского региона особенно
острой является проблема горных районов. Комплекс вопросов, нуждающихся в
первоочередном решении, получил отражение во всех подпрограммах. Между тем,
очевиден факт, что горные районы должны иметь специальный статус, которым бы
законодательно закреплялись необходимые льготы и социальные гарантии их
жителям. В этой связи очень важное значение имеет принятый Верховным Советом
Закон Украины «О статусе горных населенных пунктов Украины».
В программу вошли наиболее значимые
меры и проекты, которые в силу определенных причин (и в первую очередь — из-за
отсутствия материально-финансового обеспечения) не реализовались в рамках уже
существующих программ. Источниками финансирования программы служат
государственный бюджет; местные бюджета; внебюджетные фонды; средства
предприятий, учреждений и организаций; зарубежные инвестиции. В общем объеме ее
финансирования государственный бюджет занимает 33,6 %, средства предприятии —
25,2 % и местные бюджета — 22,8 %. Наибольший удельный вес государственный
бюджет занимает в общей стоимости подпрограмм «Развитие агропромышленного
комплекса» (43,2 %), «Экологическая безопасность» (53,8 %); «Культурное развитие»
(74,4 %), «Развитие науки» (79,8 %). В то же время на развитие рекреационной
индустрии из государственного бюджета предусматривается 27,1 %, социальной
сферы — соответственно, 26,2 % и нефтегазового комплекса — 26,8 %. Развитие
лесопромышленного комплекса будет финансироваться исключительно за счет средств
предприятий. Из общей суммы финансирования на Закарпатскую область выделено
40,1 %, на Ивано-Франковскую — 29,9 %, на Львовскую — 16,7 % и на Черновицкую —
11,8 %.
Достижение программной цели ориентировано на 2010 г.
Реально прогнозируемым является ближайший 5 … 6-летний период, в течение
которого поставленные цели поддаются декомпозиций с более или менее точным
обоснованием путей и средств их достижения, а также с предвидением результатов.
На более отдаленную перспективу возможна лишь постановка достаточно обобщенных
целевых ориентиров, с прогнозным сценарием действий по их реализации.
Опыт
разработки Государственной программы социально-экономического развития
Карпатского региона показывает, что при новаторских подходах к управлению их
реализацией, такие программы могут стать эффективным инструментом
государственной региональной экономической политики в Украине.
Список использованной литературы:
1. Большая
советская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1978.
2. Журналы
«Капитал» за 1996 … 1998 г.г.
3. Газета
«Экономика Украины» за 1995 … 1998 г.г.
Страницы: 1, 2
|