p> 3. Определение периода свободного времени исходит из общего понимания
туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых
видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого
чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой. 4. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко
выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные
таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые
государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма:
развлекательные, рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости
являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-
деловые, гостевые и пр. 5. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая
обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей,
ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др.
Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей
данной местности или государству доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий
населения разделяется на внутренний и международный. Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с
постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны
для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в
других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой отдельную
сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни. Международный туризм - систематизированная и целенаправленная
деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением
туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории
Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и
туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах
- деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как
экономически выгодная и прибыльная отрасль. Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность
деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание
туристов из числа жителей своего государства. По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые
организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется
государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет
основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас
Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете:
перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей
деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей. Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской
деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской)
основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных
туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают
собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность,
проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную
туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный
туризм имеет программно-формативные основы, определяющие направления,
характер, содержание туристской общественной практики, требования по
овладению туристскими умениями и навыками. Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств,
выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий
школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и
иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные
фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку
как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на
отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому
туризму в 1980 Социальный туризм рассматривается как: . путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; . сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма; . общественное движение участников социального туризма. 1.3. Рекреация Рекреация - расширенное воспроизводство сил человека (физических,
интеллектуальных и эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация
рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит
восстановление производительных сил человека, либо как деятельность,
направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет
подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности,
всякого времени и всякой территории. Центр исследований политики национального туризма США истолковывает
эти три термина - «путешествие», «туризм» и «рекреация» - следующим
образом; 1. Путешествие - действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны, кроме любых форм заработка. 2. Туризм - синоним термина «путешествие». 3. Рекреация - деятельность людей, занимающихся созиданием и
персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать
пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных
мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т. д. 1.4. Потребители туристского продукта В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были
рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия
«турист», которое применительно к российским условиям в полном виде
выглядит следующим образом. Турист - потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг;
временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны
независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии;
находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в
течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в
пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку;
путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми
целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного
пребывания, оплачиваемой из местного источника. Адекватно указанным выше определениям выделим участников туризма:
международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель. Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических
экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение
иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну,
не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за
пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия
оплачиваемой деятельностью. Международными туристами считаются лица, путешествующие: • с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.; • с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических,
религиозных, административных, атлетических и т. д.); • с деловыми целями; • в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч. К категории международных туристов не относятся и не учитываются в
статистике туризма: • иностранные рабочие; • мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих; • лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев; • военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением
следования в целях туризма; • работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей,
прислуга работников дипломатических служб; • кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы; • регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных
районов; • транзитные путешественники; • участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в
вагонах поезда; • участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в
салонах этих автобусов; • члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на
судне или в вагоне поезда; • члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте
посещения; • путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если
их путешествие длится более 24 ч. Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в
документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.). Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, то есть совершающий
в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в
определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в
пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не
превышающий 12 мес и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте
временного пребывания. В публикациях Национального комитета США по анализу туристских
ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо,
путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более
чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и
другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий
одну ночевку или возвращающийся в тот же день'. К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в
статистике внутреннего туризма: • постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность
в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства,
например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое
местожительство; • лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия
деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например
временные или сезонные, вахтовые рабочие; • лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в
учреждениях в пределах страны; • лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях
оплачиваемой работы или учебы; • военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей
или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей; • кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы; • транзитные пассажиры; • участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в
вагонах поезда; • участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в
салонах этих автобусов; • члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на
судне или в вагоне поезда; • члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте
посещения. Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного
пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии,
находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных
судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не
учитываются в статистике туризма. Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по
международному туризму, проходившая в Риме, рекомендовала для изучения
Статистической комиссией ООН полное определение термина «посетитель»: это
лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме
занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало: 1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стране как минимум
24 часа и имеющих целью путешествия следующие направления: • отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.; • деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах. 2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее
24 часов. Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г.,
рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в
1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно
определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в
свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих
границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров,
которые не останавливаются на ночь в гостиницах. Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных
туристов. Их сегодня можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Риме, Нью-
Йорке, Москве и других городах мира. Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая
является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии
и Австралии. Туристская индустрия - это совокупность средств размещения;
транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного,
делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций,
осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-
переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической
базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со
всеми отраслями экономического комплекса. В более широком плане туристскую индустрию можно определить как
межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный,
железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия
отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности,
транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной
промышленности, капитального и дорожного строительства, местной
промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих
отраслей сельского хозяйства и т.д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ),
которая является основой развития организованного туризма. К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы
(туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания
и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского
снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-
спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п. В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных
признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды
собственности хозяйствующих субъектов. В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов.
Такая база должна быть привлекательной для отдыхающих, предпочтительно
обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами; б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление
растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно
проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения,
засуха, оползни, землетрясения). Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов
деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг
от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников
на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам
во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с
горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом
деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий,
однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что
затрудняет взаимодействие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|