рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

p> В настоящее время членами МВФ являются 182 государства. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные уставом
МВФ.
Страны – члены могут в любой момент выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чешская республика и Словацкая республика), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением
Кубы, пересмотрели свое решение и вновь вступили в организацию.

В 1992 году страны бывшего СССР также вступили в организацию.
Вступление в МВФ государств восточного блока и бывшего СССР с их острейшими экономическими и политическими проблемами вызвало крутой поворот в функционировании самого Фонда. Оно открыло перед ним обширное, практически до той поры неведомое ему поле деятельности, поставило перед ним новые сложные задачи.

МВФ предназначен для регулирования валютно-расчетных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам – членам путем предоставления им краткосрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов. Фонд осуществляет свою деятельность в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Такой статус ему был предоставлен в результате заключенного с ООН соглашения, утвержденного в 1947 году Советом управляющих МВФ и генеральной Ассамблеей
ООН. По настоянию США в это соглашение было включено положение, в соответствии с которым ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. Практически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.

Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы: путем образования постоянного механизма «содействовать международному валютному сотрудничеству»; «способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли»; обеспечивать «упорядоченные отношения в валютной области между странами - членами» и не допускать «конкурентного обесценения валют»; оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами и в устранении валютных ограничений; предоставлять странам –членам средства в иностранной валюте, которые позволяли бы им «исправлять нарушенное равновесие их платежных балансов».[2]

1.2.Эволюция МВФ

За время. Прошедшее с момента создания МВФ, в его положении и роли произошли существенные изменения. Эволюция роли МВФ во многом связана с изменением баланса сил в самом Фонде, несмотря на то, что позиция США в нем по-прежнему остается преобладающей.

В настоящее время США вынуждены учитывать усиление экономической мощи других ведущих стран – членов Фонда и позицию развивающихся стран в отношении мировой валютно-финансовой политики.

Как в Совете управляющих. Так и Административном совете Фонда решения принимаются в соответствии с системой взвешенного голосования. Каждая страна располагает 250 голосами, к которым, в зависимости от величины ее квоты, добавляется некоторое число голосов. Величина квоты зависит от размера национального дохода страны, от ее доли в международной торговле и от размера ее валютных резервов. Квота подлежит периодическому пересмотру.

Другим важным моментом в эволюции роли МВФ является то, что с 70-х годов влияние фонда на экономическую политику стран-членов, в особенности развивающихся стран, постоянно возрастало. Так, например, число развивающихся стран преобладает в МВФ, хотя «семерка» ведущих государств имеет в Фонде более чем 55% голосов. Несмотря на это, усилия МВФ привели к определенным результатам. В 1992 году была создана так называемая Группа двадцати, которой было поручено исследование реформ международной валютной системы. С середины 70-х годов особую значимость приобретают позиции и голоса нефтедобывающих стран. С 1,4% в 1945 году эти страны достигают 11% голосов в МВФ к началу 90-х годов. В целом, развивающиеся страны к началу
90-х годов располагали почти 40% голосов в МВФ.

В процессе эволюции МВФ существенные преобразования претерпевают все главные аспекты его функционирования: членство, организационная структура, капитал и система квот государств – членов, кредитная деятельность, механизм СДР, формирование дохода, различные формы регулирования международных валютных отношений.

Изменения в деятельности МВФ в основном связаны с особенностями эволюции структуры мировой экономики. В числе таких особенностей: углубление процессов интернационализации и глобализации производства и капитала, возникновение разветвленной сети транснациональных корпораций, дальнейшее расширение механизма межгосударственного макроэкономического регулирования, значительный рост удельного веса в мирохозяйственной сфере стран Западной Европы и Японии. Образование трех мировых конкурирующих между собой «центров силы» (США – Канада, западноевропейский «Общий рынок»,
Япония с тяготеющими к ней странами Юго-Восточной Азии). Ощутимое возрастание роли ряда развивающихся стран в международных хозяйственных взаимоотношениях, и, наконец, появление международной финансовой экономики, связанной с мировой финансовой революцией, а также возникновение так называемой «новой экономики», основанной на реалиях развития сети Интернет.

Быстрые изменения, происходящие в мировой экономике в 90-е годы, поставили перед МВФ наиболее сложные задачи за всю его историю. Так, например, недавние финансовые кризисы в Азиатских странах и в России, а также кризис международной задолженности поставили МВФ перед необходимостью серьезного пересмотра основополагающих принципов современной международной валютной системы, а так же принципов регулирования системы перетока капиталов из центральных в региональные рынки и обратно. В этой связи было обращено особое внимание на необходимость обеспечения того, чтобы деятельность и механизмы МВФ в полной мере соответствовали требованиям новой мировой системы интегрированных глобальных рынков товаров, услуг и капиталов.

С начала 90-х годов после вступления в МВФ бывших стран
«социалистического лагеря» и стран СНГ, создается новая ситуация в масштабах и особенностях деятельности МВФ. Важнейшей особенностью текущего момента является то, что МВФ впервые сталкивается с задачей поддержки страны, осуществляющей переход от административно-распределительной системы к рыночной.[3]Масштабы и особенности социально-экономических и валютно- финансовых проблем, порождаемых таким переходом были неизмеримо больше и сложнее, нежели те, с которыми раньше сталкивались эксперты Фонда.

3. Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе.

Специфика МВФ по сравнению с другими межправительственными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, вытекающие из целей, во имя которых он был создан.

Статьи Соглашения фактически предопределяют центральное место МВФ в международной валютной системе. Поэтому Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом. Его деятельность направлена на поддержку методов и стратегий, помощью которых государства – члены могут вести совместную работу по обеспечению стабильности мировой валютной системы и устойчивого экономического роста. Кроме того, Фонд должен находится в постоянной готовности к разрешению кризисных ситуаций, причем не только таких, которые касаются остальных государств – членов, но также и тех, которые ставят под угрозу всю международную валютную систему.

В обязанности МВФ, связанные с контролем над международной валютной системой в целях обеспечения ее эффективного функционирования, входит такой крайне важный аспект, как осуществление контроля за политикой государств – членов на предмет соблюдения ими своих обязательств, предусмотренных в
Статьях Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство – член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами – членами для обеспечения упорядоченности валютных режимов. Конкретные обязательства государств – членов предусматривают, в частности, принятие экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен; недопущение манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения стабилизации платежного баланса или для получения несправедливых преимуществ в конкуренции с другими государствами – членами. Члены Фонда обязаны проводить такую политику, которая не противоречит данным обстоятельствам. Фонд осуществляет надзор за каждым государством – членом своих обязательств, включая строгий контроль над их политикой в отношении обменных курсов, который служит ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств государств – членов. Так, например, в начале 1995 года ввиду роста объема и неустойчивости международных потоков капитала,
Исполнительным Советом Фонда было принято решение о том. Что сотоя6ние финансовых рынков и счетов операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках осуществляемого Фондом надзора.
Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы и платежной системы, МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе. Одной из важных функций Фонда является предоставление государствам – членам дополнительных ликвидных средств посредством распределения социальных прав заимствования (Special drawing Rights (СДР) – первого в истории резервного актива, который был создан по решению МВФ. В соответствии со Статьями Соглашения Фонд играет стимулирующую роль в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, Фонд служит для своих членов хранилищем ликвидных международных резервов в виде резервных позиций и требований по кредитам Фонду.

Статьи Соглашения о МВФ, фактически определили центральное место Фонда в международной валютно-финансовой системе, а также его центральную координационную роль среди других международных финансово-правовых организаций.
МВФ поддерживает тесные связи и осуществляет сотрудничество практически со всеми международными финансово-правовыми организациями, и прежде всего – с родственной ему организацией, созданной в результате Бреттон-Вудского соглашения – Международным банков Реконструкции и Развития (МБРР (the
International Bank for Reconstraction and Development (IBRD), который позже вошел в группу Мирового Банка (the World Bank Group (WBG).

Отношения с МБРР (далее Банк) носят главным образом нефинансовый характер (за исключение роли Банка как уполномоченного держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организаций различны.

В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Положение о том, что вступление в Фонд является предварительным условием членства в Банке, было предусмотрено в уставе, как условие, которое позволит обеспечить погашение государствами – членами кредитов, полученных от МБРР (например, за счет признания юрисдикции МВФ в вопросах регулирования обменных курсов и валютных ограничений).

В соответствии с принципами сотрудничества между двумя организациями,
МВФ главным образом предоставляет временную помощь для урегулирования платежных балансов и уделяет основное внимание макроэкономическим аспектам экономики государств – членов, тогда как Банк занимается финансирование долгосрочных проектов экономического развития. Начиная с момента своего учреждения, эти две организации сотрудничают во многих направлениях. Так, например, специалисты МВФ принимают участие в миссиях Всемирного Банка в страны – члены, и наоборот. Руководство и работники штаб – квартир обеих организаций поддерживают между собой постоянные контакты по вопросам, предоставляющим взаимный интерес, включая разработку и осуществление программ для государств – членов. Кроме того, представители одной организации нередко присутствуют на заседаниях Исполнительного совета другой организации для обсуждения проблем той или иной страны, в которой как банк, так и Фонд ведут значительную финансовую работу. Хотя основное направление тесного сотрудничества между МВФ и Банком связано с решением проблем отдельных стран, персонал обеих организаций совместно рассматривает также вопросы административного характера, управления финансами, информационных систем и повышения квалификации кадров.

Кроме того, МВФ осуществляет взаимодействие с другими структурами, входящими в состав группы Мирового Банка. Так, например, МВФ сотрудничает с
Международной ассоциацией развития (МАР(International development
Association (IDA), а также с Международной финансовой корпорацией
(МФК(International Finance Corporation (IFC).[4] Помимо этого, сотрудничая с группой Мирового банка, МВФ имеет возможность взаимодействовать с многосторонней группой Банков развития (Multilatera Development Banks
(MDBs), группой агентств двустороннего развития (Bilateral Development
Agencies (BDAs), а также с агентствами Объединенных наций (united Nations
Agencies (UNAs).

МВФ осуществляет сотрудничество с Всемирной торговой организацией
(ВТО), в основе которого лежит продолжительный опыт плодотворных взаимоотношений Фонда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947 года). Сотрудничество с ВТО охватывает несколько аспектов. В статье III Устава ВТО в качестве одной из его функций указывается поддержание надлежащего сотрудничества с МВФ (и группой мирового банка) с целью достижения большей последовательности в деле выработки экономической политики в общемировом масштабе. Помимо этого, в
Заключительный акт по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров включена составленная на уровне министров декларация о вкладе
ВТО в дело выработки более последовательной экономической политики в общемировом масштабе. В этой декларации содержится конкретное положение, предписывающее ВТО налаживать сотрудничество с международными организациями, отвечающими за валютные и финансовые вопросы.

Фонд участвует в проводимых ВТО консультациях с государствами – членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса.
Участие фонда в таких мероприятиях расширилось и охватывает теперь проблемы, связанные с внешнеторговыми ограничениями, как на товары, так и на их услуги. В деятельности фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и в связи с использование ресурсов МВФ. При этом, однако, во всех случаях должным образом учитывается необходимость обеспечения согласованности с ВТО и соблюдения сферы его полномочий.

Кроме названных организаций, МВФ осуществляет также взаимодействие с коммерческими банками, объединенными в рамках Лондонского клуба кредиторов, а так же с официальными кредиторами в рамках Парижского клуба кредиторов для разрешения вопросов, связанных с урегулирование проблемы мирового долга.[5]

Обе эти организации стремятся облегчить долговое бремя развивающихся стран, путем предоставления странам – должникам отсрочки по их платежам, которая направлена на то, чтобы они могли восстановить свою кредитоспособность в результате осуществления всеобъемлющих реформ и преобразований под руководством и при финансовой поддержке со стороны МВФ.
В этой связи, государства – кредиторы идут на пересмотр графиков и условий погашения задолженности лишь при условии принятия страной – должником программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства – кредиторы придают важное значение. Так, например, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится следующее замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с МВФ о дополнительных ссудах». В процессе урегулирования международной задолженности участвуют также и МБРР, который осуществляет финансирование более долгосрочных и дорогостоящих проектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.