В связи с последними из изложенных соображений
возникает вопрос: насколько вообще правомерно говорить о ДССТ как проявлении
экономической интеграции? Ведь интеграция - это объединение рынков или
сращивание национальных хозяйств, а рассматриваемые соглашения нацелены
скорее на расширение экономических обменов и облегчение доступа на рынки. Речь
в ДССТ идет не о слиянии отдельных рынков-экономик в один, функционирующий в
соответствии с унифицированными правилами, а об уравнивании иностранных
предпринимателей (экспортеров товаров и услуг, инвесторов) в правах с национальными.
Таким образом, как представляется, необходимо четкое понимание различия между
интеграцией рынков и облегчением доступа на рынки как основными мотивами в
создании, соответственно, региональных блоков и двусторонних соглашений.
Более того, билатерализм было бы полезно выделить из общей тематики региональных
торговых соглашений и рассматривать как самостоятельное экономическое явление.[5,
c.201] Нетрудно
заметить, что участие различных стран в ДССТ не одинаково: одни заключили уже
более десятка соглашений, другие только изучают перспективы их подписания. Как
показывает практика, соглашения о свободной торговле заключают в первую
очередь страны, которым это позволяет сравнительно либеральная внешнеэкономическая
политика, выражающаяся, в частности, в низком уровне торговых барьеров, а
также зрелая структура валового производства и потребления и эффективная
система органов государственной администрации, в том числе таможенных
органов. Не удивительно, что среди наиболее активных приверженцев
билатерализма, особенно "нового поколения", - государства ЕС, ЕАСТ,
США, Сингапур, Чили.[20]
Серьезным препятствием для вступления в
полноценное ДССТ является наличие в экономической структуре страны обширных
секторов, особо чувствительных к конкуренции со стороны импортных товаров, -
сельского хозяйства, производства текстиля и одежды. По этой причине довольно
тяжело даются переговоры о ДССТ развивающимся странам, пусть даже морально для
них готовым, однако до сих пор имеющим Значительные с точки зрения объемов
производства, экспорта и, что особенно важно, занятости, аграрные отрасли. В
таком случае торговая либерализация непосредственно затрагивает интересы
большой доли населения страны. Наиболее наглядные примеры - Индия и Таиланд,
где, несмотря на сдвиги в структуре валового производства в пользу
обрабатывающей промышленности, аграрная занятость в начале 2000-х годов все
еще составляла, соответственно, 65-70 и 45-50% общей
занятости, и сельскохозяйственный сектор был защищен сравнительно высокими
тарифами (2003-2004 гг.) - в среднем 37% в Индии и 30% в Таиланде.[7, c.76]
Интересный факт - отсутствие трансрегиональных
соглашений о свободной торговле между различными группами развитых стран или
отдельными развитыми странами, то есть США, Канадой, участниками ЕС/ЕАСТ,
Японией, Австралией и Новой Зеландией. Исключением является лишь ДССТ
США-Австралия, заключенное в 2004 г.[14, c.70] Казалось бы, развитые страны - родоначальники
экономического регионализма, обладающие богатым опытом торговых переговоров,
прекрасно подготовленными таможенными кадрами и созревшими для интеграции
структурами производства и потребления должны вступать в ДССТ друг с другом.
Однако практика показывает другое, что, вероятно, свидетельствует о сложности
накопившихся взаимных претензий, торговых споров, о прочно укрепившейся практике
протекционизма в отношении отдельных товаров, от которой эти страны не могут
отказаться, а в некоторых случаях - и об опыте торговых войн. Крупные развитые
страны, видимо, предпочитают взаимодействовать между собой через
многосторонний процесс ВТО, нежели посредством заключения двусторонних
соглашений.[2, c.419]
В итоге, рассматривая региональные и двусторонние
ССТ отдельно, можно констатировать: между развивающимися и между развитыми и
развивающимися странами либерализация взаимных экономических связей (не считая
взаимодействия в ВТО) развивается как через регионализм, так и через
билатерализм, а между самими развитыми - почти исключительно через
регионализм.
1.2 Вредоносный эффект двусторонних соглашений о свободной
торговле
Появление комплекса двусторонних ССТ, наслоившихся
на уже действующие региональные экономические союзы, естественно, стало объектом
многочисленных исследований. Большинство экономистов считают своего рода
идеалом, к которому должна
стремиться мировая торговля, глобальную недискриминационную либерализацию, а ее
инструментом - ВТО, и потому ДССТ стали рассматривать как негативное явление.
При этом любопытно, что чем более настойчиво звучали эти оценки, тем более
популярными на практике становились ДССТ. Образовался значительный разрыв
между теорией и практикой.
Так в чем же заключается вредоносный эффект
ДССТ? Считается, что они отвлекают внимание от многосторонних торговых
переговоров ВТО, искажают торговые потоки, ведут к усложнению условий внешней
торговли и дискриминации неучаствующих стран, не имеющих льготного доступа на
иностранные рынки.[17] Пожалуй, наиболее острая критика связывает
распространение ДССТ (как и региональных соглашений) с эрозией режима
наибольшего благоприятствования, который в послевоенный период успешно служил
основой международной торговли и работы ГАТТ/ВТО. К таким выводам пришел
консультативный совет ВТО в так называемом докладе Сазерленда, посчитав, что
режим наибольшего благоприятствования становится теперь едва ли не исключением
из правил.
Подытоживая, отметим, что двусторонние соглашения
о свободной торговле, бурное распространение которых наблюдается с начала 90-х
годов, стали неотъемлемым элементом международных экономических отношений. В
2000-х годах стало окончательно ясно, что это новая и самостоятельная
тенденция, набирающая силу уже помимо, а может быть, и вопреки активности
региональных или многосторонних (глобальных) объединений.
Регионализм и билатерализм - явления не одного и
того же порядка. Различия между ними сводятся к тому, что в основе создания
региональных блоков лежит интеграция национальных рынков, а в основе
двусторонних соглашений -лишь облегчение доступа товаров и услуг на национальные
рынки. Изучение ДССТ, таким образом, целесообразно не в контексте уже
устоявшихся представлении о региональной экономической интеграции, а скорее
как независимого феномена современной мировой экономики и политики.[11, c.48]
Уточнив масштабы и ряд характерных свойств
данного явления, следует признать, что, с одной стороны, огромная популярность
ДССТ, а с другой — непрекращающаяся мощная критика в их адрес еще больше
усиливают интерес к изучению реального значения этих соглашений для экономики
участвующих стран и мировой торговли в целом с опорой на объективные
количественные данные. Последующий анализ должен выявить преимущества и потери
от ДССТ, особенно учитывая определенную уязвимость развивающихся стран перед
тотальной внешнеэкономической либерализацией, установить природу и движущие
силы билатерализма.
II .ИСТОРИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА НАФТА
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — экономическое интеграционное объединение, в которое входят США,
Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и Азиатско-Тихоокеанском
экономическом сотрудничестве (АТЭС)) наиболее влиятельных в современном мировом
хозяйстве региональных интеграционных блоков.
Первым шагом к созданию НАФТА стал «план Эббота», принятый в 1947г.,
целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли
канадской экономики. В 1959г. США и Канада заключили соглашение о совместном
военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов
в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965г. соглашения о либерализации
торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции
многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и
Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об
оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е
президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.[5, c.201-202]
В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано
американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому
в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной
торговли.[2, c.420]
В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и
Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что
ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его
части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США
рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.
Североамериканское соглашение о свободной торговле
(сокр. также НАФТА) — было подписано 7 октября 1992 г. Президентами США
и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября
1993 г. и вступило в силу с января 1994 г.
Среди основных целей, зафиксированных в
Соглашении, были сформулированы следующие:
☻ снятие барьеров в торговле и содействие
свободному движению товаров и услуг между странами;
☻ установление справедливых условий
конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
☻ расширение возможностей для
инвестирования в странах — участниках Соглашения;
☻ обеспечение необходимой и эффективной
защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран-участниц;
эффективное исполнение и применение данного соглашения
|для решения споров;
☻ установление рамок для будущего
многостороннего регионального сотрудничества с целью расширения и усиления
преимуществ Соглашения.[2, c.423]
Соглашение предусматривало либерализацию
внешнеэкономических отношений трех стран, в частности ликвидацию в течение лет
почти всех торговых и инвестиционных барьеров. Речь фактически о создании в
перспективе единого рынка товаров, услуг и капитала на территории
стран-участниц. Достижение этой цели должно происходить поэтапно — сразу после
вступления Соглашения в силу были значительно снижены пошлины во взаимной торговле
промышленными и продовольственными товарами, в 1998 г. были отменены таможенные
пошлины на большую часть товаров в американо-канадской торговле, а в начале
2003 г. — в торговле США и Канады с Мексикой.
Уже начиная с 1994 года начались разговоры о
присоединении Чили к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу
начались только в июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению состава
участников Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников.
Представители первых, как в Канаде, так и в США аппелировали к тому,
что более прочные экономические связи с Чили создадут больше
возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся
высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников
присоединения Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884
году: «Каждый доллар, на который растет цена вследствие покровительственных
тарифов, означает день рабского труда, а часы ненужной работы, которая
требуется для этого, крадутся из бесценного времени, предназначенного
на выполнение личных обязанностей каждого.» И на самом деле,
правительство, ограничивающее мировую конкуренцию среди производителей с
помощью тарифов или других торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя
всех потребителей, в том числе и в своей стране.[17]
Сами Чили неоднократно доказывали свою
готовность присоединиться к НАФТА. Еще за несколько лет до заключения
Соглашения они пошли на существенное снижение тарифов, но к 1997 темпы
этого снижения пошли на убыль, так как в Чили возникли опасения, что дальнейшее
снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их
присоединения к НАФТА. В связи с этим чилийские тарифы на некоторое время
зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть
снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший
доступ на рынки будущих торговых партнеров.[19, c.267]
В 1997 году Канада и Чили удачно завершили
переговоры о временном двустороннем соглашении о свободной торговле и
параллельных соглашениях о сотрудничестве в области охраны труда и окружающей
среды, что было призвано служить мостом на пути к присоединению Чили к НАФТА.
Мексика также вела переговоры с Чили о пересмотре соглашения между ними
о свободной торговле с целью ее усиления.
Табл.1 Сравнение региональных блоков за 2004 год
[17]
|