Небходимо
отметить, что в группе, которая осуществляла государственный переворот
существовала группа радикальных офицеров, цель которых в области внутренней
политики была установление военного режима в стране на продолжительный срок, в
продолжение которого предусматривалось осуществление всех поставленных задач.
Во внешней политике радикальное крыло хотело придерживаться более независимого
курса в отношении западного блока. Внешнеполитические тенденции молодых
офицеров - членов КНЕ были одной из причин отстранения 14 его членов,
назначенных на дипломатическую работу за рубеж. Сыграло роль и то, что эти
офицеры, принимавшие активное участие в свержении режима Демократической
партии, не поддерживали стремящуюся к власти НРП и расходились с ней во
взглядах по внутриполитическим и экономическим вопросам. Чистка КНЕ была с
удовлетворением встречена на Западе, особенно в США, где опасались угрозы
проявления в Турции крайнего национализма и его последствий, в частности
тенденций к нейтралитету.
11 июля 1960 г.
на рассмотрение КНЕ была представлена программа правительства. Программа
выделяла главную цель внешней политики - повышение международного авторитета
Турции и развитие дружественных отношений со всеми странами на основе взаимного
уважения и независимости. Провозглашалось, что в усилиях по укреплению мира
Турция опирается на ООН, НАТО и СЕНТО. Одним из основных внешнеполитических
принципов называлось развитие отношений с союзниками по НАТО "на базе
равенства и суверенитета". При этом особо подчеркивались дружеские отношения
с США, а также приверженность СЕНТО. Программа выделяла дружественные отношения
с Грецией и взаимовыгодные связи с Югославией как важный элемент на Балканах.
Вне рамок существующих союзов
программаподчеркиваласимпатииТурциикстранамБлижнего и Среднего Востока,
особенно ее желание "еще более укрепить традиционные дружественные
отношения с ОАР и Ираком". Указывалось на стремление Турции развивать в
рамках добрососедства отношения с СССР. Указывалось также, что "Турция
выше всего ставит идеалы мирного достижения независимости всеми нациями",
и подчеркивались в связи с этим особые симпатии к странам Африки. Также
выделялось стремление развивать дружественные отношения со странами Латинской
Америки[25].
Программа была
составлена в основном в неконкретных, расплывчатых выражениях. Хотя программа
носила на себе следы влияния радикальных воззрений молодых офицеров. Это было
заметно в разделах о внешней политики. Здесь хоть и робко, но звучали мотивы
большей независимости в рамках союза с Западом, поддержки
национально-освободительных движений, укрепления связей с развивающимися
странами, особенно соседними арабскими и другими соседними государствами, в том
числе с СССР. Ничего подобного не было в программах правительств ДП, например в
программе последнего кабинета А. Мендереса, представленной Меджлису 4 декабря
1957 г[26].
Однако после
устранения радикальных офицеров из состава КНЕ, консервативное крыло, как и
было ими изначально задумано, решила передать власть политикам. Необходимо
отметить, что офицеры, осуществившие переворот, в большинстве своем обучались в
американских учебных заведениях в Турции и стажировались в США, это отразилось
на их «демократичности», что касается их понимания государственного устройства.
Они не раз заявляли, что «военным нужно вернуться в казармы»[27].
Начались переговоры офицеров с народной демократической партией и ее лидером
И.Иненю. Поэтому после военного переворота внешняя политика не претерпела
изменений и практически была продолжена линия 50-х годов, разница состояла
только в том, что новая власть не была насколько нарочито открытой в своей
поддержке Запада. Многопартийная система страны на деле – по-прежнему
оставалась двухпартийной, основными действующими «лицами», формировавшими
правительство в этот период, были Народно-республиканская партия и Партия
справедливости (ПС), созданная в 1961 г. и ставшая политической наследницей
запрещенной после переворота ДП. В плане модернизации страны у ПС никаких
разногласий с НРП не было.
В 1961 г. были
проведены выборы в меджлис и победившая НРП сформировала правительство. В
программе НРП подтверждались основные принципы и направления внешней политики
свергнутого режима, хотя и вносила в нее некоторые новые положения. Она
подчеркивала, что, будучи в оппозиции в 50-е годы, поддерживала политику
участия в НАТО и СЕНТО. Важен для понимания политики Турции тезис НРП о том,
что НАТО не только преследует оборонительные цели, но и считает важным
"распространять принципы западной цивилизации... свободы мысли, охранять и
поощрять демократические институты[28]. Народно-республиканская
партия ратовала за вступление Турции в Европейское экономическое сообщество
(ЕЭС) в качестве полноправного члена. В 1963 г. Турция была принята в ЕЭС в
качестве ассоциированного члена.
Развитие
отношений с СССР, по мнению деятелей НРП, могло осуществляться только с учетом
особенностей внешней политики Турции. Например, в публикации программы
указывается, что по убеждению НРП "развитие отношений между Турцией и
северным соседом - Советским Союзом может быть особенно облегчено в том случае,
если он встанет на путь решения главных международных вопросов, подобных
вопросам разоружения, германскому и берлинскому", что было безусловно
нереально в условиях холодной войны. Позиция Турции в данном случае полностью
совпадала с позицией ее союзников[29].
Правительство
Турции всячески доказывало необходимость сохранения в стране американских
ракетных баз. Когда после афинской сессии НАТО в 1962 г. появилось сообщение,
что будут ликвидированы американские ракетные базы в Англии, Италии и Турции,
то в Турции это сообщение было воспринято нервозно. Установки для 45 ракет
"Юпитер", нацеленных на Советский Союз, просуществовали в Турции
немногим более девяти месяцев. В июле 1962 г. они были приведены в боевую
готовность, а в апреле следующего года уже демонтированы. Турецкое
правительство было против демонтажа установок и предприняло демарши перед
правительством США. Решение вопроса о ракетах "Юпитер" в Турции
ускорило карибский кризис 1962 г.
Выводы:
После второй мировой войны в Турции сформировалась многопартийная
система, таким образом в период 1945-1960 гг. страна управлялась сперва
народно-республиканской партией, а с 1950 г. демократической партией.
Турция хотела безусловно стать лидером в регионе, это были отголоски
имперского мышления времен Османской империи. Несмотря на некоторые различия во
внутренней политике, какая бы партия не находилась у власти незыблемо было
отношение к западному курсу. Основные соперники в борьбе за власть всегда
старались доказать свою приверженность американо-турецкому союзу. Так, до
переворота 1960 г. лидеры правящей ДП и оппозиционной НРП тратили немало
усилий, чтобы обратить внимание на свою роль в установлении и развитии союза
Турции с Соединенными Штатами. В межпартийной борьбе с целью скомпрометировать
противника, они использовали обвинения в недостаточно преданной политике
укрепления сотрудничества с Соединенными Штатами, представляя эту политика как
гарантию независимости и территориальной целостности своей страны. Такой
внешнеполитический курс объяснялся необходимостью защищаться от
коммунистической угрозы. Антиамериканские настроение считались происками
«левых» и подавлялись. Кроме этого, турецкий обыватель верил в коммунистическую
угрозу и надеялся на помощь США. После военного переворота 27 мая 1960 г. В
целом внешняя политика Турции не изменилась, т.к. ни офицеры, ни позже
пришедшая к власти НРП по ряду причин не хотели изменять внешнеполитический
курс. Для этого не было объективных причин, т.к. в условиях продолжавшейся
холодной войны, Турция оставалась в области безопасности связана с
Северо-атлантическим альянсом, а экономического ресурса хватало для того, чтобы
проводить прозападный курс.
Глава 2. Влияние внутренних факторов на многовекторность внешней политики
Турции. (1965-1980 гг.)
Со второй половины 60-х годов Турецкая республика начала переход к новому
внешнеполитическому курсу. Это был новый этап в ее внешней политике, несмотря
на то что сохранялся приоритет отношений с союзниками по НАТО, особенно с США и
ФРГ.
Наиболее значительной особенностью этого периода было развитие отношений
с СССР, хотя и ограниченных определенными рамками, главным образом
экономических связей. Важным изменением в политике Турции было сближение с
соседними странами.
Односторонняя ориентация на западных союзников, осуществлявшаяся в
40-50-е годы, нанесла большой ущерб национальной экономике, способствовала
ухудшению отношений со многими странами, особенно соседними.
С середины 60-х годов начали проявляться тенденции к проведению более
независимой внешней политики, главным образом к расширению торговых и
экономических связей со многими странами, с которыми ранее эти связи были
незначительными или отсутствовали. Этот новый курс получил название
многосторонней внешней политики. Главными предпосылками перехода к этому курсу
были следующие:
- общая разрядка напряженности в международных отношениях
- международная изоляция, особенно со стороны соседних стран, которые
были против Турции в решении кипрского и других вопросов при проведении форумов
и в международных организациях
- поиск турецким бизнесом дополнительных источников финансирования и
особенно рынков сбыта
Переход к многосторонней политике (по крайней мере в области экономики)
был необходим для тех торгово-промышленных кругов, которые несли потери от
односторонней внешне-экономической ориентации на США и другие страны НАТО. Эти
круги испытывали трудности со сбытом многих товаров, особенно
сельскохозяйственных, и с ввозом машин и оборудования, необходимых для развития
промышленности. Политика США и европейских стран, на которых ориентировалась
Турция, приводила к замораживанию больших партий экспортных товаров, к
ограничению ввоза оборудования из-за валютных трудностей. А кредиты западных
союзов были, как правило, обусловленными.
В Турции появилось мнение, что страну «следует подальше держать от
международных конфликтов и спорных ситуаций», которые могли бы помешать
развитию необходимых новых международных связей. Турция осознавала
необходимость развивать экономическое сотрудничество в другими странами, с
теми, с которыми она успела изрядно подпортить отношения в 50-е годы. Большое
внимание в Турции стало уделяться развитию отношений с арабскими странами –
экспортерами нефти[30].
Воздействие указанных факторов на внешнюю политику Турции было ускорено
событиями на Кипре в 1964 г. В связи с обострением обстановки на Кипре. Турции
стало ясно, что позиция Советского Союза по кипрскому вопросу более приемлема,
чем позиция ее союзников по НАТО. СССР выступал за целостность и независимость
Республики Кипр, что противоречило эносису (присоединение острова к Греции),
против которого резко выступала Турция, учитывая в первую очередь
стратегические позиции острова, находящегося в близи Турции. В вооруженных
столкновениях между киприотами-греками и киприотами-турками в 1963-1964 гг.
Турция видела угрозу нормальному существованию турецкой общины, а также угрозу
осуществлению эносиса, что нанесло бы существенный ущерб ее стратегическим
позициям.
В связи с кипрским вопросом президент США Л. Джонсон направил турецкому
правительству письмо, смысл которого составлял следующее: война между двумя
членами НАТО считается немыслимой, это может нарушить Юго-Восточный фланг
альянса. В соответствии с американо-турецким соглашением 1947 г. об оказании
помощи Турции, она должна иметь согласие США на использование предоставленной
ей военной помощи в целях иных, нежели локальные войны, да еще и с членом
союза. Американское оружие было предоставлено для использования в общих
союзнических целях для борьбы против «внешней и внутренней агрессии». Политика
США была расценена в Турции как нежелание понять ее позицию в «национальной
проблеме» - кипрском вопросе. Письмо Л. Джонсона расценивалось в Турции, как
нарушение принципов сотрудничества с США, оно било по принципам послевоенной
традиционной ориентации внешней политики страны на США[31].
Критика политики США была связана в Турции и с другим фактором, также
приведшим к новым тенденциям в турецком внешнеполитическом курсе, - с выдвижением
Соединенными Штатами стратегии «гибкого реагирования», которое предполагало для
Турции более уязвимое положение, т.к. США предусматривало более
дифференцированный подход к конфликтам.
Осуществление многосторонней внешней политики в значительной степени
связано с Партией справедливости, во главе которой был генеральный секретарь
партии С. Демирель. Хотя в идеологической программе он продолжал говорить об
антикоммунизме, как основе политики Турции, прагматические интересы в области
экономики способствовали развитию отношений, в первую очередь экономических с
различными странами. В этот период народно-республиканская партия заявила о
своем переходе на социал-демократические позиции, вернее «левее центра».
Со второй половины 60-х годов Турция стала налаживать отношения с
арабскими странами. Анкара послала в арабские страны «миссии доброй воли»,
которые имели целью показать, что Турция собирается пересмотреть свои тесные
отношения с Израилем, т.к. эти связи в течении многих лет были одной из
основных причин напряженности турецко-арабских отношений, в ответ турки ожидали
поддержки в кипрском вопросе. В разразившемся арабо-израильском кризисе 1967 г.
арабские страны решили проверить на прочность заверения Турции о дружеских
намерениях и потребовали поддержать требования арабов, это безусловно поставило
Анкару в деликатное положение. После долгих совещаний турецкое правительство в
нечетких форма выразила свое мнение в декларации 28 мая 1967 г. Позиция
заключалась в намерении установления дружеских отношений с арабскими странами,
поддержки усилий по поддержанию мира, однако не определялся виновник конфликта.
В целом, в последующие годы Турция придерживалась нейтральной позиции в
отношении арабо-израильского конфликта[32].
В СЕНТО Турция начала осторожную критику позиции Великобритании не только
в недостаточной экономической помощи стран-членов, но и в неоказании поддержки
в спорных межгосударственных и международных вопросах.
Ряд турецких акций, в частности при правительствах С. Демиреля
(1965-1971), связанных с многосторонней политикой, расходился с политикой США,
вызывал их недовольство, а именно: позитивные изменения в турецко-арабских
отношениях, позиции Турции по арабо-израильскому конфликту после войны 1967 г.,
расходящаяся с позицией США; поддержка Турцией требования о выводе израильских
войск с арабской территории; запрещение полетов с территории Турции
разведывательных самолетов «У-2».
В тоже время внутри страны на базе демократической конституции произошел
своего рода "взрыв" в развитии левого движения и левой печати.
Получившие возможность для легальной деятельности турецкие левые с энтузиазмом
стали "примерять" опыт мирового коммунистического движения и
мелкобуржуазного социализма к турецкой действительности. В 1961 г. была создана
Рабочая партия Турции (РПТ), что стало наиболее значительным явлением в левом
движении 60-х годов. Программа РПТ отвергла путь "копирования модели
развитых капиталистических стран" и заявила о необходимости перехода на
некапиталистический путь развития. Наконец, политическая либерализация поощрила
анархистов и террористов, особенно среди молодежи. Политический экстремизм,
вооруженные акции террористов приобрели в конце 60-х годов массовый характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|