рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Россия на мировом рынке вооружений

В 2005 году было объявлено о заключении контракта Малайзии с австрийской фирмой "Штейр-Манлихер" на лицензионное производство  автоматической винтовки AUG-3В. Фирма "Штейр-Манлихер" организует производство автоматических винтовок AUG-77 [приложение 8] на своем малазийском филиале. При этом речь идет о том, что "Штейр-Манлихер" выводит с территории Австрии производство боевого оружия, оставляя там производство лишь охотничьего и спортивного. По оценкам, объем производства этой винтовки  в Малайзии может достичь 15-20 тыс. ед. в год. По словам министра обороны Малайзии Мохаммада Наджиба, поставка винтовок AUG-3B  в перспективе может быть осуществлена в 40 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. Если эти планы станут реальностью, то, Малайзия станет ведущим производителем стрелкового оружия в регионе.

Следует отметить, что на рынке военно-морской техники Малайзии активно работает Франция. В частности, в ходе работы выставки в малазийской столице было открыто региональное представительство французского агентства вооружений "Армарис". В настоящее время в Шербуре для ВМС Малайзии ведется строительство двух дизель-электрических подлодок типа "Скорпен". Передача этих кораблей малазийским ВМС планируется в 2008 г. Главным подрядчиком выполнения этого контракта стоимостью 1,04 млрд. евро является французская судостроительная компания DSN, субподрядчиком – испанская "Изар групп".

Франция также предлагает Малайзии десантные корабли-доки типа "Мистраль". Эти корабли могут использоваться как для десантных операций на побережье противника, так и для гуманитарных операций, например для эвакуации гражданского населения из районов стихийных бедствий.

 

2.5. Латинская Америка. Следует отметить, что США считают Латинскую Америку исключительно своей зоной влияния, что мешает проникновению российской продукции. Совершенно уникальный вариант: проблема с Венесуэлой, куда поставляются автоматы Калашникова. Венесуэльский президент Уго Чавес пытался проводить независимую от США политику, что привело к неудавшейся попытке свергнуть его путём бархатной революции по принципу Грузии и Украины. После этого он несколько раз был в Москве, наладил хорошие личные отношения с Путиным, которые трансформировались в том числе и в поставку российских систем вооружений. Автоматы Калашникова — это ранее небольшие по объему поставки, которые являлись скорее символом того, что мы прорываемся на ранее закрытые для нас латиноамериканские рынки. Но ситуация изменилась летом 2006 года, когда Венесуэла закупила партию в 100 тыс. экземпляров автомата Калашникова. Сумма контракта составила $54 млн.  Венесуэла была вотчиной оружейных корпораций США, и поставки туда российского оружия, пусть даже автоматов Калашникова, — это сильнейший раздражитель для Госдепа. Важен прецедент выхода на стволовой рынок. Здесь присутствуют как политические, так и экономические мотивы. Отработанная конструкция и исключительно высокая надежность (включая стрельбу очередями даже при засорении песком и вымогании в грязи) создали автомату Калашникова [приложение 9] репутацию одного из лучших образцов индивидуального автоматического оружия в мире и обеспечили ему долгую жизнь и высокую популярность, в отличие от американской М-16. АК распространён по всему миру, состоит на вооружении 55 стран, всего выпущено около 30 млн. штук в более чем в 15 странах мира.

Учитывается, конечно, экономический фактор, потому что президент Уго Чавес может вслед за Калашниковыми купить и МиГи, а потом, по прогнозам маркетологов, и системы С-300. Что касается покупательной способности, Венесуэла в целом— самодостаточная нефтяная страна со значительным притоком нефтедолларов. Это подтверждается контрактом на $1 млрд. на поставку 30 самолетов Су-30 и неуточненного числа вертолетов завода имени Камова. Контракт был подписан во время визита Уго Чавеса в Россию в июле 2006 года.

Начав два года назад работу с Чили практически с "чистого листа", Россия выходит с этой страной на ряд серьезных проектов в сфере военно-технического сотрудничества, считает руководитель российской делегации на выставке FIDAE-2004, начальник департамента анализа и перспективного планирования "Рособоронэкспорта" Сергей Свечников.

В проработке с Чили находятся проекты по поставке в эту страну вертолетной техники, средств ПВО, стрелкового оружия, автомобильной техники ("Уралы"), амфибийных гусеничных средств, гидроакустики, специального оружия и специальных средств для чилийских карабинеров и др. Актуальными остаются и планы выхода на чилийский рынок с техникой сухопутных войск, в частности, с легкими бронемашинами для действий в горах.

С Чили работа ведется с учетом перспективных планов развития вооруженных сил этой страны. В частности, по вертолетной тематике, несмотря на то, что в планах эти закупки приходятся приблизительно на 2007 год, подготовительная работа началась уже сейчас. По экспертным оценкам, потребности ВС Чили составят несколько десятков машин.

В настоящее время на закупку военной техники в Чили выделяется ежегодно 10% от доходов крупнейшей национальной меднорудной компании. Средства распределяются поровну между тремя видами вооруженных сил – ВВС, ВМС и Сухопутными войсками. В год для каждого вида ВС это составляет от 80 до 120 млн. дол. С учетом того, что в последнее время цены на медь непрерывно растут, средства, выделяемые на закупку вооружений, могут существенно увеличиться. То есть в перспективе Чили является вполне финансово самодостаточным государством с точки зрения оплаты сделок по закупкам вооружений.

"Рособоронэкспорт" считает Мексику своим "открытием" в работе на латиноамериканском континенте, поскольку за два последних года удалось осуществить прорыв в работе с Военно-морскими силами Мексики. Именно ВМС на латиноамериканском континенте являются наиболее консервативным видом вооруженных сил, а военно-морская составляющая в целом является наиболее слабым звеном России в регионе Латинской Америки.

Как известно, в ноябре 2002 года "Рособоронэкспорт" заключил с ВМС Мексики два контракта. По первому из них ВМС Мексики поставлены пять ПЗРК "Игла" (стоимость одного комплекса "Игла" ориентировочно составляет 100 тыс. дол.) для обеспечения охраны морских нефтепромыслов в Мексиканском заливе. Согласно второму контракту, ВМС Мексики поставлены два военно-транспортных вертолета Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода (стоимость Ми-17 на рынке составляет около 5-7 млн. дол[12]). Эти машины используются для патрулирования районов нефтедобычи.

В стоимостном выражении (общая стоимость двух контрактов составляет около 15 млн. долларов) эта сделка не столь велика для "Рособоронэкспорта", однако для России она более важна в перспективном плане, поскольку получила положительную оценку в парламенте Мексики. Положительно оценили закупку ПЗРК "Игла" и мексиканские эксперты по вооружениям.

Первый контракт в области ВТС между Россией и Мексикой был заключен в 1994 г. Согласно контракту, мексиканские ВМС получили 20 вертолетов Ми-8Т.  Вертолеты были поставлены в 1995-98 гг. Также в 1997-98 гг. Мексика получила два транспортных самолета Ан-32. Компания "Роствертол" в феврале и апреле 2000 г. поставила ВВС Мексики два тяжелых вертолета Ми-26Т, которые используются в основном для борьбы с последствиями стихийных бедствий.

Недавно мексиканской стороне переданы предложения по созданию технического центра на ремонт и обслуживание  вертолетной техники. Кроме того, подписан контракт на поставку автомобильной техники (автомобили "Урал"). С этой страной идет активнейшая работа и дальнейшая перспектива в отношении расширения двустороннего ВТС безусловно есть.

Итак, в заключении главы можно подвести итог, что Россия является полноправным игроком на мировом рынке вооружений, так как география ее продаж очень широка, и начиная со стран бывшего соцлагеря и заканчивая странами НАТО, такими как Греция.

Глава 3 «Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений».


Такому специфичному рынку как рынок вооружений присущи некоторые особенности, связанные с уникальностью продаваемых на нём товаров − вооружений, что и ведёт к появлению на нём важной роли неэкономических рычагов.

На мировом рынке часто возникают различные сложности, вызванные опасениями страны-экспортёра вооружений (или третьей стороны) за возможное агрессивное использование этих вооружений страной-импортёром, или за возможность противодействовать собственной агрессии. Зачастую по этим причинам накладывается запрет на продажу определённого оружия вообще или только конкретной стране. В данном случае и начинают работать описанные неэкономические рычаги, действующие посредством законодательного вмешательства.

Примером может служить активное противодействие со стороны США (третья сторона) попыткам России поставлять оружие в «страны-изгои», такие как КНДР или Иран. Несмотря на экономически обоснованную заинтересованность обеих стран, но ввиду политической незаинтересованности России, крупные сделки являются невозможными. Единственным верным выходом для России остаётся чётко определить, что принесёт больше прибыли (или меньше убытков) − отказ от заказов упомянутых стран или дополнительные разногласия с США.

Для России главной проблемой, возможно, остаётся недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения, которые интенсивно поставляются на экспорт. Это создаёт диспропорцию в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону. Проблемой является и то, что Россия должна продолжать поставлять вооружение до тех пор, пока не будет удовлетворён спрос, ведь, как уже отмечалось выше, спрос на рынке с такой жёсткой конкуренцией, как на рынке вооружений всё равно будет удовлетворён, но без прибыли для России. Из этого следует, что остаётся только увеличить госзаказ на поставки вооружений для внутренних нужд страны, что в последние годы и происходит. В 2000 г. по данным журнала «Известия» госзаказ был в 4 раза меньше выручки предприятий ВПК от экспортных контрактов, а в 2004-2005 г.г. госзаказ примерно сравнялся с объёмами экспорта вооружений.

Так же России оказывается явное противодействие в проникновении на новые рынки сбыта, подконтрольные, как правило, США. Эта проблема упоминалась в главе 2 на примере Венесуэлы, но на самом деле имеет гораздо больший масштаб. В данном случае, на мой взгляд, действуют чисто экономические механизмы, обоснованные жёсткой конкуренцией на мировом рынке вооружений, но проявляющиеся зачастую не в улучшении показателя стоимость-эффективность продаваемой продукции, а в том же политическом давлении.

Трудности в проникновении России на мировой рынок являются не только проблемой для России, но и для США, которые эти трудности и создают. США таким образом пытаются противодействовать экспансии российской продукции на мировой рынок вооружений и защитить национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО (в главе 2 рассмотрен пример Греции). У США есть два пути решения этой проблемы: путь политического давления на покупателей (как уже отмечалось, активно используется) и путь повышения конкурентоспособности продукции. Снижение цены может быть обеспечено посредством переноса наиболее трудоёмкой части производства в развивающиеся страны с более низкими издержками на заработную плату (примером может послужить описанный в предыдущей главе контракт между Австрией и Малайзией на лицензионное производство винтовки семейства AUG «Steir»).

Важной проблемой для стран-экспортёров оружия является сложность в получении оплаты за поставленную продукцию. Как уже отмечалось выше, мировой рынок вооружений является крайне политизированным, поэтому зачастую оружие поставляется в долг, по заниженным ценам в целях удовлетворения политических амбиций государства и, несмотря на возможную неплатёжеспособность страны-импортёра. В данном вопросе «продавцу» оружия следует определиться в вопросе состоятельности таких трансакций, то есть принесут ли заведомо убыточные поставки политическую прибыль.

Для России некоторые сложности возникают из-за почти монопольного права госпосреднической корпорации на ведение внешнеэкономической деятельности. Считается, что отдельные фирмы, создающие предложение на мировом рынке вооружений более гибко ведут себя на переговорах, стараются учесть все требования потенциальных покупателей. В доказательство данного суждения можно привести динамику роста объема продаж военной техники зарубеж российским предприятием тульское ГУП "КБП", за последние пять лет удвоившим продажи. Сегодня это предприятие имеет заказов на $3 млрд. Тульское ГУП "КБП" одно из немногих на сегодняшний день имеет право на экспорт своей продукции. Но с другой стороны многие мелкие НИИ и ОКБ нуждаются в сотрудничестве с рособоронэкспортом пор ряду причин, таких как организация международных выставок, правовая поддержка, поиск клиентов и т.д.

Для России всё большей проблемой становится способность конкурировать с другими странами, в частности с США. Несмотря на военную ориентированность бюджета России (в бюджете России на 2006 год примерно каждый пятый рубль тратится на военные нужды), инвестиции в данную сферу научного и промышленного комплексов по сравнению с США миниатюрны. Правда следует отметить, что большие военные расходы США связаны с агрессивной внешней политикой Америки в последние годы, но факт остаётся фактом: научные разработки США ведутся опережающими темпами, что, возможно, в среднесрочной перспективе отрицательно повлияет на конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке вооружений

Несмотря на все трудности, присутствие страны на мировом рынке вооружений является крайне прибыльным, так как современное оружие относится к высокотехнологичному производству. Стоимость оружия включает в себя затраты на научные разработки, на высокотехнологичное оборудование, на заработную плату высококвалифицированным кадрам и так далее, что говорит об инвестициях в социально значимые отрасли индустрии. Эти прибыли обуславливают высокую конкуренцию на данном рынке и стремление всех стран-производителей оружия получить свою часть сверхдоходов. Поэтому можно говорить об обоснованности внешнеэкономического курса российской администрации на экспансию мирового рынка вооружений и расширение круга «нетрадиционных» для России покупателей.

Заключение.


На основании того, что в данной работе решены все поставленные задачи, а именно проведена краткая классификация видов вооружений, представленных на мировом рынке, изучена статистика продаж вооружений на этом рынке, а также динамика её изменения, выявлены некоторые проблемы, связанные с поставками вооружений (как настоящими, так и перспективными), а также предложены пути их решения, можно сделать вывод о том, что поставленная цель работы достигнута.

На основании данных, полученных в ходе проведенной работы можно сделать некоторые обобщения.

Во-первых главным выводом является то, что мировой рынок вооружения подчиняется в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи со своей специфичностью. Это объясняет усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.

Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских разработок, но и сверхриски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.