В область
деятельности банков попали не только традиционные, но и новые виды операций,
которые раньше были прерогативой специализированных финансовых институтов:
страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Банковская сфера
«изобрела» новые формы финансирования структурной перестройки экономики:
лизинг, факторинговые сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование
комплектного строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим
участием в прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых
операций обслуживают крупные коммерческие банки.
Главным
направлением изменений в структуре кредитно-банковской системы США стала универсализация
самых мощных финансовых институтов. Они ломают традиционные ограничения в межштатной экспансии, перегородки
между депозитно-кредитными и инвестиционными операциями, сложившиеся принципы
устройства банковских и небанковских финансовых учреждений и их
государственного регулирования.
Повышение эффективности
кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых
учреждений. За 80— 90-е гг. число коммерческих банков США сократилось более чем
на 3 тыс. Они переросли в более крупные коалиции, контроль которых
распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю национальную
экономику. Теперь друг с другом конкурируют нью-йоркская (восточная) и
калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа, делящие
позиции внутри многих крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных,
автомобильных «королей» появились магнаты другого типа: их собственность не
привязана к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием
промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на
экономический потенциал национальных масштабов.
Экономический рост США на рубеже
столетий породил ряд серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем
развитии банковской системы США. К их числу относится и проблема эффективного
поддержания оборота денежной наличности. Данные официальной американской
статистики свидетельствуют о том, что в течение 90-х годов общий объем
ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился
почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 1998 г.
достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США
показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов, наличность в ее
прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные средства -
не только в перспективе не выйдут из обращения, но и как прежде будут
составлять важнейшие компоненты национальных платежных систем. Абсолютный рост
денежной наличности, находящейся в обороте, сопровождался и ее относительным
увеличением (примерно на 1,5% в период. 1990-1998 гг.), что напрямую связано с
высоким уровнем развития американской экономики, повышением уровня жизни
практически всех слоев общества, общим ростом численности населения США. В
ближайшее время следует ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7%
для территории США и 13% для внешних потребителей американской валюты.
В 90-е годы продолжало увеличиваться
и значение чеков как платежных средств. Так, например, в 1996 г. на территории
США было выписано примерно 65 млрд. чеков на общую сумму 75 трлн. долл. По
оценкам американских экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%.[1]
Поэтому организационная структура
национальной системы налично-денежного обращения США и в дальнейшем останется в
целом прежней. Ее развитие будет происходить за счет внедрения новых форм и
методов обработки денежной наличности и внедрения в соответствующих
подразделениях Федеральной резервной системы (ФРС) передовых технических
решений, позволяющих достичь эффективного и бесперебойного функционирования
национальной платежной системы.
1.4 Бюджетная политика США
Первые полтора
века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет формировался
полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было органа, который
должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на расходы, анализировать их
соответствие реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и
составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно отдельными
комитетами конгресса заявки полумеханически, без какой-либо координации или
общего волевого начала сводились в единый документ, становившийся бюджетным
проектом. Размеры бюджета были очень невелики: совокупные расходы за 1789-1849
финансовые. года. составили 1,1 млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900
финансовые. года. - 15,5 млрд. долл. (огромная часть была потрачена на
Гражданскую войну), затем ежегодные размеры расходов федерального уровня
колебались между 525 млн. (1901 финансовый год) и 746 млн. долл. (1915
финансовый год), и только в 1917 финансовый год, в связи с участием США в
первой мировой войне, они превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд.
долл. в 1919 финансовом году.
По окончании войны расходы
уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году колебались в пределах 2-4,6 млрд.
долл. в год. Мероприятия рузвельтовского "нового курса" привели к
росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а
вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого дальнейшего
увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году. С завершением войны
расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948 финансовом году.
Качественно иной этап, как отмечает
американская бюджетная статистика, начинается с периода корейской войны: после
1949 финансового года рост бюджета (в текущих ценах) происходит практически
непрерывно. Увеличение расходов приобретает принципиально иную окраску: эта
тенденция не прекращается и в "мирные" годы.
Именно с этого периода начинается и
"регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся
только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигают 1,7
трлн. долл
До 50-х годов нашего века
значительным дефицитом отмечены период Гражданской войны в США, 1917—1919 гг.
(в совокупности более 23 млрд. долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и
1940-1946 гг. (около 194 млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с
различной скоростью и с отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с
1952 по 1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в
среднем примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.
К числу конкретных причин
возникновения и быстрого роста дефицитов, особенно после 1960-х годов, принято
относить множество разнообразных факторов. Среди них наиболее часто упоминаются
два: рост военных расходов США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной
и увеличение расходов на социальные программы, быстрее всего происходившее в
1970-е годы. Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального
бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно
включали в качестве основных две рекомендации: сокращение (или
"упорядочение") расходов по статье "национальная оборона" и
- обязательный пункт - сокращение социальных расходов (часто под ними
подразумевались расходы на социальное страхование).
В первую очередь с завершением
холодной войны принято связывать и успехи администрации Клинтона в быстром
достижении фактически уже к 1998 финансовому году сбалансированных бюджетных
показателей. Необходимо, однако, отметить, что к настоящему времени не
произошло ни массированного сокращения затрат на военные нужды, ни радикального
уменьшения масштабов социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно
значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.
Иными словами, существенных изменений
в общей структуре федерального бюджета, сложившейся в США в последние
десятилетия, внесено не было, и нет никаких оснований говорить о кардинальных
сдвигах в бюджетных приоритетах. Поэтому первостепенную важность приобретает
вопрос о том, под влиянием каких факторов развивался и приобрел нынешние
количественные параметры и качественные характеристики федеральный бюджет США.
В американской бюджетной практике за
последние десятилетия трудно было бы обнаружить сколько-нибудь масштабный
пример непредвиденного развития событий. Все отклонения фактических показателей
от программ и прогнозов, как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей
или же заранее оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными
сочетаниями изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во
внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры по
конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми
показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между
предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали несколько
десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные
бюджетно-политические задачи выполнялись.
Как уже упоминалось выше, в 1998 году
был достигнут бездефицитный бюджет.
В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов с очень сходными
экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых котировок, доходов
от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В связи с этим мы можем
выдвинуть предположение, а не повторится ли экономический тайфун начала 1930-х?
Но на фоне биржевого ажиотажа успехи федерального бюджета выглядят солидно и
прочно. Главное событие в этой сфере - профицит, полученный на три года раньше
обещанного демократами, в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и
составивший 69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн.
долл.).
До сих пор нормой бюджетной жизни США считались
дефициты, пик их пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация
"экономической проблемы номер один" провозглашалась многими
президентами. Разумеется, нынешний "бюджетный успех" напрямую связан
с общеэкономическими показателями и зависит от их небывалого улучшения
при Клинтоне. Это улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному
совпадению по времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих
факторов есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона,
но давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700
млрд. долл. - и ничего не давшее другому участнику противостояния — России);
важную роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и
"длинной волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как
и предсказывалось заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих причин
правительственные экономисты упоминают также выгодное для США падение мировых
цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в
стране, причем динамика цен на энергоносители помогла ощутимо снизить темпы
инфляции. Отмечается важная роль быстрого роста спроса на персональные
компьютеры для общих темпов экономического
роста в США.
К декабрю прошлого года бескризисное
развитие американской экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не
самый длительный пока период непрерывного экономического роста в США после
второй мировой войны. Наиболее продолжительным был период 1961—1969 гг. (106
месяцев) — его принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на
экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в
Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92
месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с
"рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к
экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли
чисто бюджетные стимулы (в том числе связанные и с расширением военных расходов),
причем роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была
сократиться до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам федерального
бюджета), в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП
при возросшем дефиците бюджета.
Продолжение
нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по расчетам, дать до 2014
года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году
запроектировано возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее
время для администрации США и Федеральной резервной системы необходимо найти
возможности и экономические рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса
1930-х годов. Помехой могут послужить политические факторы, которые либо
толкнут экономику США на неэффективный идеололгизированный путь развития, либо
не позволят привести нужные рычаги в своевременное действие.
Глава 2. США и окружающий мир.
2.1 Промышленная специализация США в мировом
разделении труда.
При сложившейся в настоящее
время специализации различных государств в мирохозяйственных связях весьма
показателен опыт США, значительно изменивших "зону своей
ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием стабильно
возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран.
Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница",
лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической продукции.
Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве автомобильной,
компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной техники,
электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической
переработки. Перечисленная продукция производится не менее, а зачастую более
качественно в других странах, причем нередко с более низкой себестоимостью, что
ставит под сомнение конкурентоспособность рассматриваемых американских товаров
не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что
отнюдь не все из утерянных позиций в мировом производстве американские
производители собираются отвоевывать.
Важнейшей особенностью с конца 1980-х
и на протяжении всех 1990-х годов стал постепенный вынос традиционных
промышленных производств за пределы страны. Концепция строительства так
называемого постиндустриального общества предполагает перевод ресурсоемких и
достаточно технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к
источникам природных богатств, в государства с менее строгим природоохранным
законодательством и с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за
отсутствия государственной поддержки американские производители (во всяком
случае на территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать
выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое
производство достаточно технически сложной продукции оказалось более
рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.
Высокая степень автоматизации технологических процессов
помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило
в конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской
по качеству. Законодательная отмена в стране специальных протекционистских мер
в отношении большинства номенклатуры серийной промышленной продукции привела к
перенасыщению внутреннего американского рынка импортными товарами, и,
соответственно, сворачиванию производства национальных аналогов. В таких
условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только те американские
производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще не освоенного
мировой практикой технического уровня, либо штучные уникальные товары. Именно
на этом и сфокусирована государственная технологическая политика страны. И
закономерно, что в мировом экспорте продукции традиционных массовых производств
удельный вес компаний США стал неуклонно снижаться (табл. 1).
Таблица 1
Удельный
вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей обрабатывающей
промышленности, %[2]
Страницы: 1, 2, 3
|