Швейцария и европейская интеграция
Работа на тему:
Швейцария и Европейская Интеграция
2005
План. 2
Введение. 3
Глава
1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза. 5
1.1.
Первые соглашения Швейцарии и ЕС.. 5
1.2.
Предпосылки Швейцарии о вступлении в ЕС.. 9
1.3.
Проевропейские настроения швейцарского правительства. 10
Глава
2. Совместные соглашения Швейцарии и ЕС.. 11
2.1.
Первые двусторонние секторные соглашения. 11
2.1.1.
Договор о научном сотрудничестве. 12
2.1.2.
Договор о государственных рынках. 12
2.1.3.
Взаимное признание сертификатов качества. 13
2.1.4.
Обмен сельскохозяйственной продукцией. 13
2.1.5.
Договор о гражданской авиации. 14
2.1.6.
Договор о наземном транспорте. 14
2.1.7.
Договор о миграции рабочей сипы.. 15
2.2.
Первые секторные соглашения. 15
2.3.
Соглашения в области юстиции и налогообложения. 17
2.4.
Долгосрочные программы Швейцарии. 19
Глава
3. Курс Швейцарии в отношении ЕС.. 20
Заключение. 23
Список
используемой литературы: 26
Вопрос о
расширении ЕС (ЕЭС) появился на повестке дня к середине 60-х гг.[1] Уже очевидным, что интеграция
первоначальной "шестерки" удалась и принесла всем ее участникам
ощутимую пользу. С момента организации ЕЭС с 1958 г. Сообщество неуклонно
укрепляло свои позиции, как в Европе, так и в целом в мировом хозяйстве. В результате
завершения формирования таможенного союза к 1 июля 1968 г. ЕЭС в полной мере
стало для других стран Западной Европы своего рода гравитационным ядром. В это
время изъявили желание на вступление в ЕС сразу несколько кандидатов. Весьма
показательно в этой связи изменение позиции Великобритании по отношению к
Сообществу. Она отказалась стать одной из стран - учредителей Сообщества,
ошибочно посчитав, что сохранение полного экономического суверенитета сулит ей
большие выгоды, чем членство в ЕЭС, предполагающее баланс прав и обязанностей.
Более того, Великобритания первоначально рассматривала ЕЭС как своего
непримиримого конкурента и создала под своей эгидой в 1961 г. своего рода
противовес Сообществу в виде Европейской ассоциации свободной Торговли (ЕАСТ).
Европейская
ассоциация свободной Торговли, будучи гораздо менее сильной, чем ЕЭС, и
территориально разобщенной интеграционной группировкой, смогла создать лишь зону
свободной торговли. Для всех стран - членов ЕАСТ торговля с другими партнерами
по Ассоциации играла меньшую роль, чем со странами - членами ЕЭС. В результате
почти все страны - члены ЕАСТ перешли в "лоно" ЕС.
Этап, в котором
находится ЕС, характеризуется целым рядом особенностей по сравнению с
предыдущими.
В связи с этим в
2005г. могут начаться переговоры с потенциальными кандидатами третьей очереди
на вступление в ЕС.[2]
К этому времени к вступлению в ЕС, возможно, "созреют" Швейцария и
Норвегия - единственные две западноевропейские страны из разряда PC, которые
остаются вне Союза. Однако возможное членство этих стран в ЕС весьма
проблематично, хотя экономически они вполне готовы к этому в любое время.
Цель работы -
изучить экономические стимулы Швейцарии к вступлению в ЕС, преимущества,
которое получит страна, выяснить ее возможности. На сегодняшний день они ограничиваются
тем, что страна располагает рядом первоклассных ТНК и других мощных компаний,
которые и без членства страны в ЕС посредством прямых инвестиций прочно
зафиксировали свое присутствие в пространстве Союза. Кроме того, Швейцария
заключила с ЕС несколько сотен специальных соглашений о сотрудничестве, которые
в значительной мере компенсируют потенциальные потери от того, что Швейцария
остается "за бортом" ЕС. Если добавить особую тягу швейцарцев к
сохранению многовекового суверенитета и нейтралитета страны (она не входит даже
в ООН), то быстрой перемены их сдержанного отношения к ЕС едва ли следует
ожидать. Это возможно в среднесрочной перспективе.
Однако для
остающихся в ЕАСТ стран ЕЭП еще может стать либо своего рода
"трамплином" для "прыжка" в ЕС, либо долгосрочной формой
участия в западноевропейской интеграции.
Актуальность
данного вопроса заключена в том, что вступление Швейцарии в Европейский Союз
неизбежно, но в долгосрочном плане. Однако в данный момент Конференцию вполне
устраивают отношения с Евросоюзом в рамках двусторонних секторных отношений.
За всю историю
существования Европейского Союза, Швейцария лишь в 1972 году подписала первые
соглашения в рамках этого содружества.[3]
После этого события для Швейцарии создалась благоприятная и прочная основа для
реализации четырех основных принципов:
1. Свободы движения товаров,
2. Движения капиталов,
3. Предоставления услуг
4. Миграции рабочей силы.
На этой базе
возникла зона свободной торговли, были введены либеральные режимы для движения
капиталов и услуг. Несмотря на это все равно оставались проблемы, связанные со
свободным перемещением рабочей силы. Затем последовала целая серия
референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС.
Почти через два
десятилетия после подписания первого соглашения между Швейцарией и ЕС был
проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров
об условиях вступления страны в Евросоюз.[4]
Против проголосовало 50.4% населения, перевес составил 23.3 тыс. голосов.[5] На кантональном уровне против
включения страны в европейскую интеграцию высказывались 16 из 26 кантонов. В
основе такого неприятия ЕС лежало опасение возможной утраты государственного
суверенитета, неизбежных уступок по транзиту европейских грузовиков через
страну, а главное - неограниченной свободы для перемещения иностранной рабочей
силы. Обозначилось вполне определенное размежевания между отдельными группами
кантонов.
Немецко-говорящие
выступили в основном против, франко-говорящие - за присоединение к ЕС. В
результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в
наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими
европейскими странами. Особенно пострадало машиностроение. В рассматриваемы
период времени на Евросоюз приходилось около 64% всего экспорта страны и 80%
импорта.[6]
Столь же существенно на этот регион ориентированы прямые инвестиции.
В сложившейся
ситуации Швейцария приняла решение об изменении переговорной стратегии. 21 июня
1999 года правительством были подписаны двусторонние секторные соглашения с
Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. В мае 2000 г. был
проведен референдум относительно целесообразности заключения этих соглашений.
Большинство населения (67.2%) одобрило этот шаг. Против выступили только два
кантона.
Все подписанные
соглашения обеспечили стране три четверти всех преимуществ, которыми
располагают государства - члены ЕС, но не вынудили их к соответствующим
уступкам. При этом отсутствует какой-либо ущерб государственному суверенитету.
Все четыре политические партии, входящие в Федеральный совет, а так же основные
финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения. В
рамках подготовки этого документа Швейцария первоначально составила каталог,
содержащий шестнадцать важнейших сфер взаимодействия. Но Евросоюз дал согласие
на рассмотрение только семи. При этом в чем то заинтересован главным образом
ЕС, а что-то более выгодно для Швейцарии.
Факт принятия
соглашений оценивался как важнейший шаг по сближению с ЕС. Вместе с тем многие
аналитики полагали, что в действительности это не только не увеличивает шансов
на одобрение населением присоединения в Евросоюзу, но даже уменьшает их.
Никем
непредсказуемые оказались результаты на кантональном уровне. Ни в одном кантоне
сторонники присоединения к ЕС не набрали большинства голосов. Всеобщее
недовольство Евросоюзом объяснялось рядом причин. Прежде всего, возросли
опасения в отношении брюссельской бюрократии, которая стала вмешиваться в
общественно-политические процессы в странах ЕС и нередко в ущерб их
национальному суверенитету. Потенциальная угроза усматривалась в неизбежном
увеличении объемов "финансовой повинности" в связи предстоящим
расширением ЕС на Восток Европы. Прагматическим жителям альпийской республики
подобная благотворительность явно не по вкусу. Они считают, что обозначается
тенденция, когда в Евросоюз стремятся вступить "бедные и проблемные
страны", а процветающие и стабильно устроенные не спешат интегрироваться. К
тому же многие швейцарцы полагают, что формальное присоединение к ЕС мало что
изменит, поскольку уже действуют многие преимущества участия в зоне свободной торговли.[7] К одобрению начала нового
переговорного процесса не призывали ни правительство, ни парламент. И, несмотря
на то, что вступление в ЕС является долгосрочной целью Федерального совета,
последний привел следующие причины, по которым он не одобряет предложение ЕС:
Во-первых,
инициатива противоречит распределению политической власти, изложенной в
швейцарской конституции. Согласно существующим законам, это функция
Федерального Совета решать, когда и по какому поводу вступать в переговоры с
другими странами. Эти правила выдержали испытания временем и должны сохраняться
впредь.
Во-вторых,
данная инициатива - это попытка форсировать переговоры о вступлении. Они не
должны проходить в сжатые сроки. Принуждая ФС вступить в переговоры немедленно,
инициатива не принимает во внимание текущее положение дел, как во внешней, так
и во внутренней политике страны. Преждевременные, поспешные решения могут
угрожать успешному процессу вступления.
В-третьих,
правительство подчеркивает, что оно не выступает закоренелым противником интеграции,
но считает, что пока для этого в стране не сложились необходимые предпосылки.
Федеральный Совет придерживается мнения, что неодобрение данного предложения не
означает, отказ Швейцарии вступить в ЕС в будущем. Это всего лишь «нет»,
сказанное данному предложению. Такая постановка вопроса с удовлетворением была
воспринята в Брюсселе, поскольку появилась надежда на положительный ответ
позднее.[8]
Результатами
референдума Швейцария подтвердила основные моменты интеграционной политики у
себя в стране:
-В краткосрочном
плане правительство будет ориентироваться на подписанные в 1999 году семь
двусторонних секторных соглашений;
-В среднесрочном
плане приоритет будет отдан второму пакету двусторонних соглашений;
-В долгосрочном
плане целью Конфедерации является вступление Швейцарии в Европейский союз.
Результаты
референдума показали так же что Швейцария сможет более эффективно защищать свои
интересы, находясь в Евросоюзе, а не за его пределами. "На сегодняшний
день у стран существуют проблемы, решать которые можно только путем
сотрудничества, а не поодиночке".[9]
Второй этап
переговоров между Швейцарией и ЕС начался в 2002 году. Итогом этого явилась
выработка девяти двусторонних соглашений в дополнение к семи соглашениям,
вступившим в силу после первого этапа. Существует определенная позиция
Федерального совета относительно вторых двусторонних соглашений:
-Швейцария не
ограничена во времени и будет искать наиболее выгодные для обеих сторон решения
столько, сколько потребуется.
-Швейцария
подпишет только те договоры, которые не будут противоречить соглашению о налоге
на сбережения. То есть интересы Швейцарии как финансового центра, будут
соблюдены.
Правительство
Швейцарии в докладе о вступлении в ЕС описало те предпосылки, которые должны
сложиться в стране для начала переговоров:[10]
во-первых, Швейцария должна оценить работу первых двусторонних соглашений.
Конфедерация хочет увидеть, как соглашения будут работать на практике, во-вторых,
в Швейцарии намерены активизировать анализ последствий возможного вступления в
ЕС по нескольким важнейшим направлениям: устойчивость сложившейся
финансово-хозяйственной системы, сохранение эффективности федерального
устройства страны и многоплановые преимущества укрепления государственного
суверенитета. В-третьих, идея о вступлении должна получить широкую поддержку
среди населения. Правительство подчеркнуло, что все эти предпосылки не могут
возникнуть за один день, они требуют времени.
По словам
президента Швейцарской Конфедерации, присоединение к ЕС не входит в число
задач, поставленных правительством на предстоящий 4-летний срок его полномочий.
То есть, заявка на вступление Швейцарии в Европейский союз, поданная в 1992 г,
будет лежать без движения еще как минимум 4 года. Вместе с тем правительство не
намерено, полностью закрывать "досье", касающееся возможного
вступления в Евросоюз. Швейцарская заявка из Брюсселя не будет отозвана. Берн
собирается продолжать двусторонние переговоры по ряду конкретных сфер
взаимодействия, В 2006-2007 г предполагается подготовить правительственный
доклад на тему о присоединении к ЕС. Швейцарцы поддерживают стратегию своего
правительства в отношении Европейского союза. Опрос, проведенный институтом
"Изопюблик" 1 -2 апреля, показал, что 69% граждан считают: заявку на
вступление в ЕС, поданную в 1992 году и с тех пор лежащую в Брюсселе без
движения, отзывать не надо. Только 24% поддерживают требование правой
Швейцарской народной партии об отзыве заявки. За немедленное начало переговоров
о вступлении высказались 30% респондентов. Против начала таких переговоров в
ближайшие четыре года - 39%.
Страницы: 1, 2, 3
|