рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Швейцария и европейская интеграция

Швейцария и европейская интеграция

Работа на тему:

 

 

 

Швейцария и Европейская Интеграция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

План

 

План. 2

Введение. 3

Глава 1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза. 5

1.1. Первые соглашения Швейцарии и ЕС.. 5

1.2. Предпосылки Швейцарии о вступлении в ЕС.. 9

1.3. Проевропейские настроения швейцарского правительства. 10

Глава 2. Совместные соглашения Швейцарии и ЕС.. 11

2.1. Первые двусторонние секторные соглашения. 11

2.1.1. Договор о научном сотрудничестве. 12

2.1.2. Договор о государственных рынках. 12

2.1.3. Взаимное признание сертификатов качества. 13

2.1.4. Обмен сельскохозяйственной продукцией. 13

2.1.5. Договор о гражданской авиации. 14

2.1.6. Договор о наземном транспорте. 14

2.1.7. Договор о миграции рабочей сипы.. 15

2.2. Первые секторные соглашения. 15

2.3. Соглашения в области юстиции и налогообложения. 17

2.4.  Долгосрочные программы Швейцарии. 19

Глава 3. Курс Швейцарии в отношении ЕС.. 20

Заключение. 23

Список используемой литературы: 26

 

Введение

 

Вопрос о расширении ЕС (ЕЭС) появился  на повестке дня к середине 60-х гг.[1] Уже очевидным, что интеграция первоначальной "шестерки" удалась и принесла всем ее участникам ощутимую пользу. С момента организации ЕЭС с 1958 г. Сообщество неуклонно укрепляло свои позиции, как в Европе, так и в целом в мировом хозяйстве. В результате завершения формирования таможенного союза к 1 июля 1968 г. ЕЭС в полной мере стало для других стран Западной Европы своего рода гравитационным ядром. В это время изъявили желание на вступление в ЕС сразу несколько кандидатов. Весьма показательно в этой связи изменение позиции Великобритании по отношению к Сообществу. Она отказалась стать одной из стран - учредителей Сообщества, ошибочно посчитав, что сохранение полного экономического суверенитета сулит ей большие выгоды, чем членство в ЕЭС, предполагающее баланс прав и обязанностей. Более того, Великобритания первоначально рассматривала ЕЭС как своего непримиримого конкурента и создала под своей эгидой в 1961 г. своего рода противовес Сообществу в виде Европейской ассоциации свободной Торговли (ЕАСТ).

Европейская ассоциация свободной Торговли, будучи гораздо менее сильной, чем ЕЭС, и территориально разобщенной интеграционной группировкой, смогла создать лишь зону свободной торговли. Для всех стран - членов ЕАСТ торговля с другими партнерами по Ассоциации играла меньшую роль, чем со странами - членами ЕЭС. В результате почти все страны - члены ЕАСТ перешли в "лоно" ЕС.

Этап, в котором находится ЕС, характеризуется целым рядом особенностей по сравнению с предыдущими.

В связи с этим в 2005г.  могут начаться переговоры с потенциальными кандидатами третьей очереди на вступление в ЕС.[2] К этому времени к вступлению в ЕС, возможно, "созреют" Швейцария и Норвегия - единственные две западноевропейские страны из разряда PC, которые остаются вне Союза. Однако возможное членство этих стран в ЕС весьма проблематично, хотя экономически они вполне готовы к этому в любое время.

Цель работы - изучить экономические стимулы Швейцарии к вступлению в ЕС, преимущества, которое получит страна, выяснить ее возможности. На сегодняшний день они ограничиваются тем, что страна располагает рядом первоклассных ТНК и других мощных компаний, которые и без членства страны в ЕС посредством прямых инвестиций прочно зафиксировали свое присутствие в пространстве Союза. Кроме того, Швейцария заключила с ЕС несколько сотен специальных соглашений о сотрудничестве, которые в значительной мере компенсируют потенциальные потери от того, что Швейцария остается "за бортом" ЕС. Если добавить особую тягу швейцарцев к сохранению многовекового суверенитета и нейтралитета страны (она не входит даже в ООН), то быстрой перемены их сдержанного отношения к ЕС едва ли следует ожидать. Это возможно в среднесрочной перспективе.

Однако для остающихся в ЕАСТ стран ЕЭП еще может стать либо своего рода "трамплином" для "прыжка" в ЕС, либо долгосрочной формой участия в западноевропейской интеграции.

Актуальность данного вопроса заключена в том, что вступление Швейцарии в Европейский Союз неизбежно, но в долгосрочном плане. Однако в данный момент Конференцию вполне устраивают отношения с Евросоюзом в рамках двусторонних секторных отношений.


Глава 1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза.


1.1. Первые соглашения Швейцарии и ЕС


За всю историю существования Европейского Союза, Швейцария лишь в 1972 году подписала первые соглашения в рамках этого содружества.[3] После этого события для Швейцарии создалась благоприятная и прочная основа для реализации четырех основных принципов:

1.     Свободы движения товаров,

2.     Движения капиталов,

3.     Предоставления услуг

4.     Миграции рабочей силы.

На этой базе возникла зона свободной торговли, были введены либеральные режимы для движения капиталов и услуг. Несмотря на это все равно оставались проблемы, связанные со свободным перемещением рабочей силы. Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС.

Почти через два десятилетия после подписания первого соглашения между Швейцарией и ЕС был проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз.[4] Против проголосовало 50.4% населения, перевес составил 23.3 тыс. голосов.[5] На кантональном уровне против включения страны в европейскую интеграцию высказывались 16 из 26 кантонов. В основе такого неприятия ЕС лежало опасение возможной утраты государственного суверенитета, неизбежных уступок по транзиту европейских грузовиков через страну, а главное - неограниченной свободы для перемещения иностранной рабочей силы. Обозначилось вполне определенное размежевания между отдельными группами кантонов.

Немецко-говорящие выступили в основном против, франко-говорящие - за присоединение к ЕС. В результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими европейскими странами. Особенно пострадало машиностроение. В рассматриваемы период времени на Евросоюз приходилось около 64% всего экспорта страны и 80% импорта.[6] Столь же существенно на этот регион ориентированы прямые инвестиции.

В сложившейся ситуации Швейцария приняла решение об изменении переговорной стратегии. 21 июня 1999 года правительством были подписаны двусторонние секторные соглашения с Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. В мае 2000 г. был проведен референдум относительно целесообразности заключения этих соглашений. Большинство населения (67.2%) одобрило этот шаг. Против выступили только два кантона.

Все подписанные соглашения обеспечили стране три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства - члены ЕС, но не вынудили их к соответствующим уступкам. При этом отсутствует какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в Федеральный совет, а так же основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения. В рамках подготовки этого документа Швейцария первоначально составила каталог, содержащий шестнадцать важнейших сфер взаимодействия. Но Евросоюз дал согласие на рассмотрение только семи. При этом в чем то заинтересован главным образом ЕС, а что-то более выгодно для Швейцарии.

Факт принятия соглашений оценивался как важнейший шаг по сближению с ЕС. Вместе с тем многие аналитики полагали, что в действительности это не только не увеличивает шансов на одобрение населением присоединения в Евросоюзу, но даже уменьшает их.

Никем непредсказуемые оказались результаты на кантональном уровне. Ни в одном кантоне сторонники присоединения к ЕС не набрали большинства голосов. Всеобщее недовольство Евросоюзом объяснялось рядом причин. Прежде всего, возросли опасения в отношении брюссельской бюрократии, которая стала вмешиваться в общественно-политические процессы в странах ЕС и нередко в ущерб их национальному суверенитету. Потенциальная угроза усматривалась в неизбежном увеличении объемов "финансовой повинности" в связи предстоящим расширением ЕС на Восток Европы. Прагматическим жителям альпийской республики подобная благотворительность явно не по вкусу. Они считают, что обозначается тенденция, когда в Евросоюз стремятся вступить "бедные и проблемные страны", а процветающие и стабильно устроенные не спешат интегрироваться. К тому же многие швейцарцы полагают, что формальное присоединение к ЕС мало что изменит, поскольку уже действуют многие преимущества участия в зоне свободной торговли.[7] К одобрению начала нового переговорного процесса не призывали ни правительство, ни парламент. И, несмотря на то, что вступление в ЕС является долгосрочной целью Федерального совета, последний привел следующие причины, по которым он не одобряет предложение ЕС:

 Во-первых, инициатива противоречит распределению политической власти, изложенной в швейцарской конституции. Согласно существующим законам, это функция Федерального Совета решать, когда и по какому поводу вступать в переговоры с другими странами. Эти правила выдержали испытания временем и должны сохраняться впредь.

 Во-вторых, данная инициатива - это попытка форсировать переговоры о вступлении. Они не должны проходить в сжатые сроки. Принуждая ФС вступить в переговоры немедленно, инициатива не принимает во внимание текущее положение дел, как во внешней, так и во внутренней политике страны. Преждевременные, поспешные решения могут угрожать успешному процессу вступления.

В-третьих, правительство подчеркивает, что оно не выступает закоренелым противником интеграции, но считает, что пока для этого в стране не сложились необходимые предпосылки. Федеральный Совет придерживается мнения, что неодобрение данного предложения не означает, отказ Швейцарии вступить в ЕС в будущем. Это всего лишь «нет», сказанное данному предложению. Такая постановка вопроса с удовлетворением была воспринята в Брюсселе, поскольку появилась надежда на положительный ответ позднее.[8]

Результатами референдума Швейцария подтвердила основные моменты интеграционной политики у себя в стране:

-В краткосрочном плане правительство будет ориентироваться на подписанные в 1999 году семь двусторонних секторных соглашений;

-В среднесрочном плане приоритет будет отдан второму пакету двусторонних соглашений;

-В долгосрочном плане целью Конфедерации является вступление Швейцарии в Европейский союз.

Результаты референдума показали так же что Швейцария сможет более эффективно защищать свои интересы, находясь в Евросоюзе, а не за его пределами. "На сегодняшний день у стран существуют проблемы, решать которые можно только путем сотрудничества, а не поодиночке".[9]


1.2. Предпосылки Швейцарии о вступлении в ЕС


Второй этап переговоров между Швейцарией и ЕС начался в 2002 году. Итогом этого явилась выработка девяти двусторонних соглашений в дополнение к семи соглашениям, вступившим в силу после первого этапа. Существует определенная позиция Федерального совета относительно вторых двусторонних соглашений:

-Швейцария не ограничена во времени и будет искать наиболее выгодные для обеих сторон решения столько, сколько потребуется.

-Швейцария подпишет только те договоры, которые не будут противоречить соглашению о налоге на сбережения. То есть интересы Швейцарии как финансового центра, будут соблюдены.

Правительство Швейцарии в докладе о вступлении в ЕС описало те предпосылки, которые должны сложиться в стране для начала переговоров:[10] во-первых, Швейцария должна оценить работу первых двусторонних соглашений. Конфедерация хочет увидеть, как соглашения будут работать на практике, во-вторых, в Швейцарии намерены активизировать анализ последствий возможного вступления в ЕС по нескольким важнейшим направлениям: устойчивость сложившейся финансово-хозяйственной системы, сохранение эффективности федерального устройства страны и многоплановые преимущества укрепления государственного суверенитета. В-третьих, идея о вступлении должна получить широкую поддержку среди населения. Правительство подчеркнуло, что все эти предпосылки не могут возникнуть за один день, они требуют времени.

По словам президента Швейцарской Конфедерации, присоединение к ЕС не входит в число задач, поставленных правительством на предстоящий 4-летний срок его полномочий. То есть, заявка на вступление Швейцарии в Европейский союз, поданная в 1992 г, будет лежать без движения еще как минимум 4 года. Вместе с тем правительство не намерено, полностью закрывать "досье", касающееся возможного вступления в Евросоюз. Швейцарская заявка из Брюсселя не будет отозвана. Берн собирается продолжать двусторонние переговоры по ряду конкретных сфер взаимодействия, В 2006-2007 г предполагается подготовить правительственный доклад на тему о присоединении к ЕС. Швейцарцы поддерживают стратегию своего правительства в отношении Европейского союза. Опрос, проведенный институтом "Изопюблик" 1 -2 апреля, показал, что 69% граждан считают: заявку на вступление в ЕС, поданную в 1992 году и с тех пор лежащую в Брюсселе без движения, отзывать не надо. Только 24% поддерживают требование правой Швейцарской народной партии об отзыве заявки. За немедленное начало переговоров о вступлении высказались 30% респондентов. Против начала таких переговоров в ближайшие четыре года - 39%.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.