Относительно
отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во
мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с
Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом
использовать это с максимальной выгодой.
Большинство
участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания
протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести
значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским
корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД
(повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и
ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем,
подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам
факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской
повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается
его снова открыть.
В настоящее время
практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного
бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими
исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание
такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат
взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов
российских предпринимателей вовне.
Сложность
отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению
подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных
причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.
Во многом поэтому
переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для
российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету
его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями
бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с
Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на
переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это
касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно
противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.
2.2.
Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Евросоюз
располагает 0,6 % мировых запасов нефти (у США – 2,5 %, у России – 6,6 %). На
Европейский союз приходится 2,9 % мирового производства (на Соединенные Штаты –
8 %, на Россию – 12,3 %). Доля от мирового потребления составляет в случае
Европейского союза 18,6 % (США – 24,1 %, Россия – 3,3 %). Что касается газа, то
на территории единой Европы находится 1,3 % мировых запасов (в Соединенных
Штатах – 3,3 %, в России – 26,3 %). На ЕС приходится 7,1 % мировой добычи газа
(США – 18,5 %, Россия – 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные Штаты
– 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов в Европу будет постоянно расти,
что часто преподносится как усиление энергетической зависимости от поставщиков,
в первую очередь от России.
Поставки газа в
Евросоюз составляют 84,8 % от всего российского экспорта. 26,3 % газа,
потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт
нефти из постсоветских стран в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из этой
зоны и покрывает 38,7 % общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с
постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79 % потребностей этой
страны. 75 % российских экспортных доходов непосредственно зависят от
европейского энергетического рынка. Последняя цифра лучше всего отражает тесную
взаимозависимость России и Европы в данной сфере.[2]
Евросоюз
является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим
поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами
России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и
Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского
экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является
пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии,
однако торговый оборот с США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.[3]
Роль
России как торгового партнера для Евросоюза гораздо скромнее. Россия является
пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8%
экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям
значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17%
европейского импорта энергоносителей.[4]
В
структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и сырье (до 90%), а
импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по
оценке, 66-67%).
Энергоносители
составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из
России топливно-энергетического сырья являются Германия и Италия: в эти две
страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз
энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского
экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов химии (24%).
В
списке товаров с наибольшей долей в объеме торговле в первую тройку попадают
ядерные реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных отходов
для переработки в России или импорт сырья для производства ядерного топлива.
Рейтинг остальных ключевых товаров отражает особенности структуры внешней
торговли, описанные выше.
|
Германия
ГТК (ТН ВЭД)
|
Италия
ГТК
|
Поставки из
России
|
Топливо,
изделия из недрагоценных металлов, алюминий
|
Топливо,чёрные
металлы
|
Поставки в
Россию
|
Реакторы
ядерные и их части, электротехника,
автомобили
|
Реакторы
ядерные и их части, электротехника
|
За 2006-2007 гг.
торговый оборот, регистрируемый Государственным таможенным комитетом, он вырос
более чем на треть. ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую
часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских
поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа
приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). В последнее
время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов
нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные
пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с импортом в Европу, но данное
направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше,
чем внутри России и СНГ.
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Прогрессу в экономических отношениях РФ –
ЕС способствует наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления. В
результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано на греческом
острове Корфу (вступило в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует переводу отношений РФ – ЕС
на качественно новый уровень ассоциативных связей. В нем не зафиксированы цели
создания зоны свободной торговли (указывалось лишь на начало переговоров по
этому вопросу в 1998г.) и в перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее
СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его
важнейшим направлениям
Статьи СПС, относящиеся к взаимной
торговле, стали действовать еще до 1 декабря 1997г. Их применение предусматривалось
и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей
вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля 1996 г. Для России качественно
новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены
положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется
нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО. Иными словами, на
Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного
права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду
(хотя и не повсеместно) направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что
предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования
(РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и
других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе
платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и
формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних
налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения
и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.
Применение РНБ означает, что любые
преимущества, льготы и иммунитеты, предоставляемые Россией или Союзом товарам,
происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам,
происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в
отношении преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития
приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и
зон свободной торговли (например, по соглашениям РФ со странами – членами СНГ о
зоне свободной торговли), а также развивающимся странам – в соответствии с ГАТТ
и другими международными соглашениями.
Для РФ предусмотрены выгодные ей
дополнительные исключения из РНБ. России позволено до вступления в ВТО не распространять
РНБ на преимущества, предоставляемые ею другим бывшим советским республикам.
Она также может применить специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о
кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими
странами и международными организациями.
В июне 1999 года в Кельне Европейский
Союз впервые принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся
членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики
ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым
политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Коллективная
стратегия ЕС четко устанавливает две цели:
· Существование стабильной, открытой и
плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и
процветающей рыночной экономике, отвечает интересам народов России и ЕС.
· Интенсивное сотрудничество с Россией
будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности
и способности сообща решить проблемы нашего континента.
Стратегия подтверждает, что Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве – это ядро отношений между ЕС и Россией.
Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз будет работать с
Россией, международными организациями и другими “партнерами, разделяющими те же
взгляды”, для достижения следующих принципиальных целей: укрепление демократии;
интеграция России в общее экономического и социальное пространство;
сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее
пределами; решение задач, единых для Европейского континента (таких как
энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба
с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками и людьми,
отмывание денег).
Подчеркивая особую важность своих
взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999г. Россия утвердила
Стратегию развития своих отношений с ЕС до 2010г.
Стратегия определяет задачи развития
отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства
решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции
российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости
строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности
европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их
экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической
безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без
разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление
позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.
Российская стратегия констатирует также,
что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В
этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления
отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение
формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие
торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов
России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского
сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав
интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование
правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в
области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной
сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества; обеспечение
реализации стратегии в России.
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает
применение к импорту из России в ЕС минимальных ставок Единого таможенного
тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так называемых базисных, или
автономных ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил России
преференциальный режим в отношении таможенного обложения российских товаров.
Этот режим не закреплен соответствующим двусторонним договором, и его
предоставление – акт доброй воли со стороны ЕС.
Уровень таможенного обложения российских
товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»):
если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с
пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили,
фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.).[5]
В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сельскохозяйственной
продукцией) применяются особые механизмы регулирования, прежде всего
количественное регулирование.
Таким образом, таможенное регулирование
ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней
товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В
то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону
повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится
Россия.
В соответствии с режимом внутреннего
рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку в одной из стран – членов
Союза, поступают в свободное обращение на территории всех других государств,
входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и
налоги.
В целом процесс либерализации взаимной
торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно. В то же
время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма
беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении
российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и
минеральные удобрения.
Глава
3. Последствие расширения ЕС для экономики России
Страницы: 1, 2, 3, 4
|