рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Институт интеллектуальных систем и технологий

Кафедра Мировой экономики

Курсовой проект на тему

“Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии ”

Выполнил: Макарова А. гр.4115//2

Проверил: Диденко Н. И.

Санкт-Петербург

2003 год
Структура

Введение

1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем

1. Понятие социально-экономической системы и ее характеристики

2. Сущность и этапы трансформации

3. Методы трансформации

4. Обоснования показателей, оценивающих трансформации

2. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и

Венгрии

1. Трансформации социально-экономической системы КНР

1. Предыстория и цели трансформации

2. Ход трансформации

3. Итоги трансформации

2. Трансформации социально-экономической системы Венгрии

2.2.1 Предыстория и цели трансформации

2.2.2 Ход трансформации

2.2.3 Итоги трансформации

3. Анализ социально-экономических показателей трансформации

1. Динамика статистических данных

2. Методика анализа и сравнительного анализа

3. Расчеты и анализ результатов

Выводы

Источники литературы

Введение

Одним из событий мировой экономической истории последней четверти
XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год.

Венгрия отличается от других стран сравнительно успешной динамикой реальных показателей. По итогам трех кварталов рост ВВП (1999 год) составил
3,9%, при этом он происходил ускоряющимися темпами.

Объект: экономика КНР и Венгрии

Предмет: трансформации социально-экономических систем

Цель: провести сравнительный анализ трансформации социально- экономических систем КНР и Венгрии

Задачи:

- проанализировать теоретические основы трансформации

- изложить виды трансформаций социально-экономических систем

- изложить стратегические цели трансформации в КНР и Венгрии

- изложить методы преобразований в КНР и Венгрии

- изложить государственное воздействие на экономическую деятельность в процессе трансформаций в КНР и Венгрии

- провести сравнительный анализ характера трансформаций в КНР и Венгрии

- разработать методику сравнительного анализа

- обосновать систему показателей, оценивающих трансформации

- собрать статистическую информацию

1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем

1.1 Понятие социально-экономической системы и ее характеристики

Социально-экономическая система - это сложный самоорганизующийся объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как внутренних, так и внешних[1].

Существует несколько форм развития социально-экономических систем.
Развитие социально-экономических систем различного иерархического уровня осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных, хозяйственно-экономических, социально-экономических, социально-правовых.
Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально- экономическая деятельность. Исходя из представлений о развитии иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания, обновления элементов, качественного преобразования элементов и функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим
5 типов развития социально-экономических систем :

1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры;

2. на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и совершенствования структуры организационного управления подсистемами;

3. на основе качественного преобразования элементов при сохранении структуры функциональных подсистем и отношений;

4. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и их отношений;

5. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств организационного управления[7].

Ход исторического развития социально-экономических систем можно представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого используется свой режим. Направленность данного режима развития - освоение нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем, коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима - обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально- экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов.

Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере
(за счет ухудшения условий, снижения цен). В этом случае третий режим позволяет за счет качественного преобразования элементов (замены их более совершенными) улучшить свойства подсистем и обеспечить эффективное приспособление к новым условиям. В процессе взаимодействий социально- экономических систем возникают противоречия, следствием которых являются невосполнимые затраты, потери источников развития (угодий, пашни, ресурсных баз) социально-освоенных территорий, систем жизнеобеспечения, ресурсного и экологического потенциала. Изменение условий существования приводит к необходимости перехода к режимам развития четвертого или пятого типа на основе качественного преобразования структур подсистем и их отношений. Во время структурной перестройки прерываются процессы воспроизводства и созидания, возникают переходные режимы со спадом характеристик валового продукта, показателей уровня жизни населения. Спад показателей в каждой сфере деятельности зависит от характера и преобразований, которым они подвергаются. Если перестройка охватывает все сферы, то возникают дополнительные системные убытки, обусловленные дефицитом ресурсов, потерей рынков сбыта, неупорядоченностью связей и дезинтеграцией подсистем.

Экономический рост - рост валового национального продукта или увеличение подушевого дохода. Накопление капитала выражается в темпах и пропорциях экономического роста. Однако в мировом хозяйстве экономический рост характеризуется как результат взаимодействия многих факторов - экономических, социальных, политических. В разные периоды в различных подсистемах мирового хозяйства импульсом для ускорения экономического роста могут служить сырьевые ресурсы или международная торговля. Позднее для экономического развития будут необходимы новые технологии и новации в производстве. Элементы экономического роста взаимосвязаны. Успех в одном из них может способствовать развитию других. Однако без сбережений накопленного капитала в рамках всего мирового хозяйства экономический рост невозможен.

Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального подушевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

- сокращения либо сохранения неизменным числа живущих за чертой бедности;

- сохранения или уменьшения степени неравенства в распределении доходов.

Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством и безработицей.

Трансформация - преобразование социально - экономических систем стран в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Большинство проблем, возникающих в ходе трансформации хозяйственной системы, обусловлено не чисто экономическими причинами, а сложным взаимодействием политических и экономических факторов, вызванных к жизни изменением институционального поля, структуры прав собственности, правил и механизмов принятия решений в сфере государственной политики.
Считается, что если стабилизация экономики может быть в принципе осуществлена за 1 - 2 года, то собственно переходный период, под которым подразумеваются фундаментальные системные преобразования, носят долгосрочный характер. Создание новой институциональной среды, соответствующей законодательной базы, новых форм собственности, а также структурная перестройка производства с учетом вхождения в мировой рынок требуют времени, политической воли, новаторских подходов[14].

2. Сущность и этапы трансформации

Общественные науки, нуждающиеся в новых понятиях для характеристики социальных процессов, используют термин “трансформация” с 50-60-х годов XX столетия для описания радикальных структурных перемен, перехода общества к качественно новому состоянию организации[1].

В середине XX в. произошел перелом в основных процессах развития человечества. Завершилась эпоха гигантских мировых войн и тяжелейших кризисов, кровопролитных революций и гражданских войн, фашистских диктатур и массовых репрессий. Новые экономические, социальные и политические условия потребовали принципиально новых подходов и теорий. Одно за другим гибнут учения, отражавшие (подобно сталинскому марксизму) закономерности прошлого. Одновременно вторая половина XX в. породила множество концепций, отражавших трансформации экономических и социальных структур.

Центром тяготения этих концепций стала идея научно-технической революции, принятая экономистами обеих сталкивавшихся систем. Ее развитие отделило друг от друга три относительно устойчивые функциональные структуры: 1) индустриальное общество начала века; 2) общество массового потребления 60-х гг.; 3) информационное общество конца XX века.

Индустриальное общество начала века развивалось на базе «индустрии дымных труб» (крупное машинное производство) в ходе острейшего социального конфликта между наемными работниками и капиталом. На этой ступени развития экономики и общества богатство наций выступает как «огромное скопление товаров», а сама эта ступень (как и предшествующая ей ступень индустриализации) характеризовалась острейшей конфронтацией классов.

Общество массового потребления 50—60-х гг., вышедшее из гигантских военных и гражданских потрясений начала века и сформировавшееся из принципиально новых, нуклеарных семей (как социальных и потребительских ячеек), выработало новое представление о богатстве наций как потоке устойчивого потребительского спроса, обеспечивающего динамичные рынки сбыта. Были найдены компромиссные демократические формы решения острых социальных и политических проблем. Это общество быстро прогрессировало и экономически (благодаря поточно-конвейерному массовому производству ранее неизвестных качественных товаров и услуг, доступных для населения), и социально, преодолевая благодаря массовой занятости, высокой оплате труда и системе социальной защиты прежнюю нищету своих граждан. Многие его достижения значительно превзошли идеалы социалистов 20—40-х гг.

Новое гражданское общество 80—90-х гг., сформировавшееся в экономически лидирующих странах из граждан с двенадцатью годами образования в школе и двумя классами в колледже («Просвещенное общество» — К. Флекснер,
США), граждан, осваивающих основы научных Знаний и интеллектуальную технологию производства («Общество знаний»— П. Друкер. США; «Информационное общество» — А. Тоффлер, США). Главной формой богатства наций становится развитый интеллектуальный и духовный мир граждан, обеспечивающий поток инноваций и эффективность информационного производства. Закономерности функционирования этого общества массовой индивидуальности так же сильно отличаются от закономерностей общества массового потребления, как последнее отличалось от индустриального.

В каких концепциях адекватно отразилась каждая из этих трех структур. Это были позитивные результаты трех весьма тяжелых для населения
«революционных» переходных периодов — процессов их глобального становления
(индустриализация аграрной экономики начала века, эпоха гигантских войн и революций 1900—1950 гг. и последующее становление поточно-массового производства и потребления, потрясения 1973—1985 гг. и вторжение интеллектуальных технологий), которые также имели своих теоретиков.
Закономерности этих остроконфликтных процессов становления новых структур и закономерности их дальнейшего устойчивого функционирования и развития оказались качественно различны.

Каждая из этих принципиально различных (трех относительно устойчивых и трех предельных, смешанных) экономических структур имела свои социально-экономические отношения, которые отражались экономическими теориями и представлениями. Кто и когда «добротнее» проделал эту работу во второй половине XX в., когда на смену эпохе гигантских войн и революций пришла эпоха мирного развития НТР? Чьи идеи имели наибольшее воздействие на общество?

Трансформации можно определить как системные, затрагивающие весь спектр жизни государств - их политику, экономическую и социальную структуры, духовную жизнь. Тем самым они отличаются от реформ, содержанием которых является обновление без принципиальной ломки. Реформы осуществляются целенаправленно, изменяя часто свои цели в ходе событий. Они затрагивают, как правило, частичные системы общества и имеют дело главным образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и в меньшей степени на уровне общества в целом.

Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений, являются:

1) либерализация хозяйства;

2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной экономики;

3) преобразование реального сектора экономики (общественного производства)[13].

Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства, демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово- распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением экономики. Меры этого блока реформирования хозяйственной системы, как правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо
«декретом» в день его опубликования.

В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений включает: а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны; б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных монополий в хозяйственной сфере—монополии внешней торговли и проведения валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской деятельности; в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к конвертируемости национальной валюты; г) задействование принципов свободы предпринимательской деятельности, хозяйственного равноправия и состязательности субъектов рынка независимо от формы собственности предприятий и формы управления ими; д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости, капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных, образовательных и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.