Президенты
России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать
Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года
было подписано соглашение по этому поводу.
На
саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили
перечень из 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в
первоочередном порядке.
Основные
задачи ЕЭП:
1.
формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений,
предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых,
компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой
политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил
конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
2.
унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
3.
гармонизация макроэкономической политики; создание условий для
свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; гармонизация
законодательств Сторон в той мере, в какой это необходимо для
функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентнуюполитику;
4.
формирование единых принципов регулирования деятельности
естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта,
магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и
других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение
недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги
субъектов естественных монополий.
Предполагалось,
что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и
должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.
Украина,
однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к
получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к
власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило
во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле
2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко
отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами
этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и
бюджетного суверенитетов».
7
апреля 2005 на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров
экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин
объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по
формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту
соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было
произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые
бы проводили скоординированную экономическую политику.
Как
заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время
все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий»,
то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты
до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина
рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной
торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил
Терёхин.
В
конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по
формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что
украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов,
регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП,
в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного
союза, Киев не устраивают.
Несмотря
на это 6 октября 2007 г. на саммите Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали пакет
документов, касающийся формирования правовой базы Таможенного союза ЕЭП:
договора о комиссии Таможенного союза, о создании единой таможенной территории
и формировании Таможенного союза, протокол о порядке вступления в силу
международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза, выхода из
них и присоединения к ним. Создание таможенного союза должно завершиться к 2010
году.
Это
соглашение стало фактически первым серьезным шагом трех государств на пути к
взаимной экономической интеграции.
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ
ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)– международная экономическая
организация, созданная для развития интеграционных связей между странами
бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого
разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный
административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР),
Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия,
Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).
Основана
в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в
1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна
Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6
развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней,
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже
почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг
(1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993),
Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России,
Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава
членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
Цели
организации:
ü
поддержание экономического роста стран региона;
ü
укрепление взаимной торговли;
ü
ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров,
услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.
Хотя
деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных
механизмов, она развивается вширь и вглубь.
АТЭС
начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На
Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер
деятельности:
Ø
торговые тарифы;
Ø
нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
Ø
международные услуги;
Ø
международные инвестиции;
Ø
стандартизация товаров и услуг;
Ø
таможенные процедуры;
Ø
права интеллектуальной собственности;
Ø
конкурентная политика;
Ø
распределение государственных заказов;
Ø
правила, касающиеся происхождения товара;
Ø
посредничество в спорах;
Ø
мобильность бизнесменов;
Ø
внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле
в рамках ВТО;
Ø
сбор и анализ информации.
Наиболее
важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование
взаимной торговли и зарубежных инвестиций.
Странам
АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного
обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация. Параллельно
снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные
ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном
лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные
темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как
в других странах мира – только 3,0%.
Россия
заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около
20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций
в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка
на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как
полноправного члена.
В
ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» –
неформальное объединение представителей российских деловых кругов,
ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него
входят более 50 крупных российских фирм и банков.
Первым
важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в
Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей
деловой элиты стран АТЭС.
К
сожалению, даже сейчас связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией довольно
слабы, им не хватает информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из
основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную
активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с
российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.
Шагом
к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции
участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В.
Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем
выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего
сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу
возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня
стал одним из самых динамично развивающихся». На 13 саммите АТЭС в Пусоне в
ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического
сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а
в политической сфере – борьбу с терроризмом.
На
саммите АТЭС в 2007 году было принято решение, что саммит АТЭС-2012 пройдет во
Владивостоке.
§3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых
Государств
Содружество Независимых Государств
(СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик
СССР.
СНГ
основали Белоруссия, Россия и Украина. В Соглашении о создании СНГ, подписанном
8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях
глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о
стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной,
культурной и других областях.
21 декабря
1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия,
Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с
Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
До
ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября
1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.
В
октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.
В
августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного
члена-наблюдателя.
Молдавия
и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что
формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся
государством-основателем и участником СНГ.
В
ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по
статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.
В
настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или перехода в статус
ассоциированных членов Грузии.
В
1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности
государств:
ü
обеспечение прав и свобод человека,
ü
координация внешнеполитической деятельности,
ü
сотрудничество в формировании общего экономического пространства,
в развитии систем транспорта и связи,
ü
охрана здоровья населения и окружающей среды,
ü
вопросы социальной и иммиграционной политики,
ü
борьба с организованной преступностью,
ü
сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Согласно
Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные
члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть
государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как
наблюдатели.
Органы
СНГ:
ü
Совет глав государств СНГ;
ü
Совет глав правительств СНГ;
ü
Совет министров иностранных дел СНГ;
ü
Совет министров обороны СНГ;
ü
Совет объединенных вооруженных сил СНГ;
ü
Совет командующих пограничными войсками СНГ;
ü
Межгосударственный экономический совет СНГ;
Страницы: 1, 2, 3
|