p> Президент Б.Ельцин приветствовал решение Кыргызстана присоединиться км
Таможенному союзу и Договору об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях. Президенты обменялись мнениями о ситуации в конфликтных регионах СНГ,
подчеркнув необходимость укрепления системы коллективной безопасности в
рамках Сотрудничества. Вопросы межпарламентного сотрудничества Кыргызстана с Россией и
другими государствами-участниками СНГ обсуждались на встрече с
Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Е.Строевым. Стороны высказались за дальнейшую совместную деятельность парламентов
по сближению национальных законодательств, за создание единого правового
пространства на территории СНГ, экономическое и культурно-гуманитарное
сотрудничество между КР и РФ. Во время встречи с мэром Москвы Ю.Лужковым были затронуты проблемы
регионального сотрудничества, взаимодействия мэрий столиц двух государств.
Ю.Лужков заверил, что мэрией Москвы будет оказано всяческое содействие
установлению прямых связей между предприятиями столиц, в организации и
проведении Дней культуры Кыргызстана в РФ. В обшей сложности во время визита было подписано 13 важных документов. Придавая приоритетное значение двусторонним отношениям, Президенты КР
и России неоднократно выступали инициаторами укрепления и развития
многосторонних интеграционных процессов в рамках СНГ. Обе страны являются
участниками четырехстороннего Договора между Россией, Кыргызстаном,
Белоруссией и Казахстаном об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях в марте 1996 г., Ташкентского Договора о
коллективной безопасности. С точки зрения политики для стран СНГ весьма важным является
Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ который был подписан 10
февраля 1995 г. в Алма-Ате главами всех 12 государств. Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от
военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга. Государства подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и
выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены
решить все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только
мирными средствами. Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного
вмешательства во внутренние дела другого государства-участника, а также
воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой
из стран СНГ. Государства по этому Меморандуму обязуются не поддерживать на
территории других государств содружество сепаратистских движений , а также
сепататистские режимы, если таковые возникнут, не устанавливать с ними
политических, экономических и других связей; не допускать использование ими
территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической,
финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия
друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между ними. Во время визита в Москву Премьер-министра А.Джумагулова в марте
1995 г. состоялись консультации по вхождению КР в Таможенный Союз (Россия,
Казахстан, Беларусь). В ходе визита выработаны следующие документы:
Протокол согласования тарифного регулирования;
Протокол согласования нетарифного регулирования;
Протокол согласования экспорта пошлин;
Протокол согласования импортных пошлин. Не менее насыщенным был визит в КР Правительственной делегации РФ во
главе с заместителем Председателя Правительства А.Большаковым в октябре
1995 г. Обсуждались вопросы вступления в Таможенный Союз, совместного
использования ряда военных объектов на территории Кыргызстана,
сотрудничества в области телерадиовещания, модернизации оборудования
гидроэлектростанций. Подписано 12 документов, в том числе:
Договор о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в КР и граждан
КР, постоянно проживающих в РФ;
Соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп;
Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;
Соглашение о контроле продукции, поставляемой для Вооруженных Сил РФ и
Вооруженных Сил КР. Важной составляющей политического диалога двух государств являются
рабочие визиты министров иностранных дел. 9-10 июля 1996 года в Бишкеке
находился Министр иностранных дел России Е. Примаков. Главу
внешнеполитического ведомства сопровождали первый заменитель министерства
Б. Пастухов и ответственные работники МИД России. Глава МИД РФ встретился с Президентом КР А. Акаевым, Премьер-
министром А. Джумагуловым, Министром иностранных дел Р. Отунбаевой. Глава МИД России проинформировал руководство КР о внутриполитической
ситуации в России после победы Б. Ельцина на президентских выборах,
отметив, что россияне еще раз подтвердили свою приверженность
демократическому пути развития. Стороны обменялись информацией относительно тенденции в СНГ о ситуации
в «горячих точках» СНГ, системе коллективной безопасности в Евразийском
регионе. Премьер-министр А Джумагулов вручил Е. Примакову послание в адрес
Премьер-министра РФ В. Черномырдина с просьбой оказать содействие в приеме
50 граждан Кыргызстана в учебные заведения России в соответствии со статьей
2 Межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области образования. В ходе визита Е. Примаков встретился с представителями общественности,
славянской диаспоры Кыргызстана, студентами и преподавателями КРСУ. КР посетил и предшественник Е. Примакова на посту Министерства
иностранных дел А. Козырев. В апреле 1992 года он участвовал в подписании
Протокола о сотрудничестве между МИДами двух стран, в сентябре 1993 г. – в
заключении межправительственного соглашения об условиях учреждения и
деятельности в Бишкеке КРСУ. Министр присутствовал также на открытии
университета. В марте 1995 года в Бишкеке с рабочим визитом находилась делегация МИД
РФ во главе заместителем министра А.Пановым. Состоялись встречи в МИДе и
МО КР, подписан ряд документов. Также свой вклад в развитие политического диалога вносят парламенты КР
и РФ. Сотрудничество между ними проявляется в формах различных визитов,
консультаций, принятии общих документов, проведении совместных мероприятий. С 13 по 15 июня 1995 года состоялся официальный визит в Москву
парламентской делегации ЖК КР во главе со спикером СНП А. Матубраимовым. В
ходе встреч и бесед было отмечено, что обе страны продолжают испытывать
глубокий кризис во многих сферах общественной жизни. Была достигнута договоренность о создании двусторонней
межпарламентской комиссии Кыргызстана и России, подчеркнута необходимость
создания эффективного механизма реализации подписанных документов и
соглашений. Представлен также вопрос о необходимости скорейшего подписания трех
парафированных соглашений – о статусе корреспондентов СМИ, о регулировании
процесса переселения и защите россиян, постоянно проживающих в КР, и
этнических кыргызов, постоянно проживающих в РФ. Укреплению сотрудничества двух государств содействуют контакты и
совместная работа парламентов КР и РФ в Межпарламентской Ассамблее СНГ. В мае 1996 г. в Бишкеке состоялось выездное заседание Ассамблеи, на
котором был образован Межпарламентский комитет Беларуси, Казахстана, КР и
РФ. Председателем комитета избран Торага СНП ЖК КР А.Матубраимов. Членами постоянных комиссий указанного комитета являются и
парламентария Кыргызстана. Политический диалог двух суверенных государств набирает динамику и
выступает ныне как многовариантный, тонкий инструмент взаимопонимания, с
помощью которого балансируются интересы , реализуются стратегии внутренней
и внешней политики Кыргызстана и России. 24-25 сентября в Бишкеке состоялась Международная научно-практическая
конференция «Кыргызстан и Россия – XXI век», инициаторами которой выступили
Министерство иностранных дел Кыргызстана и России. Но а 23 октября – 3 ноября 1996 года состоялись Дни Культуры КР и РФ,
в которых приняла участие официальная делегация КР во главе с вице-премьер-
министром М.Джангарачевой. 10-12 октября 1997 года состоялся рабочий визит спикера Гос.Думы РФ
Г.Селезнева. На этой встрече с президентом КР А.Акаевым, Премьер-министром
.Джумгуловым, Министром иностранных дел КР Иманалиевым обсуждались вопросы
межпарламентского сотрудничества. По случаю 5- летия подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и
взаимопомощи между двумя странами, 24 мая 1997 г. в телеграмме своей на им
Президента КР А.Акаева президент РФ Б.Ельцин выразил следующее: «Договор
заложил прочную основу подлинно равноправных дружественных отношений между
нашими суверенными государствами, открыв тем самым новую страницу в их
истории. С удовлетворением отмечаю тот факт, что российско-кыргызские
отношения отличаются высоким уровнем и глубокой содержательностью,
развиваются по пути дружбы и всестороннего взаимовыгодного сотрудничества.
Совместные действия России и Кыргызстана в рамках содружества независимых
государств на региональном и межрегиональном уровнях неизменно содействуют
упрочению мира международной безопасности, развитию межгосударственного
сотрудничества». Со своей стороны 28 мая 19997 г А.Акаев в качестве ответа выслала
послание Б.Ельцину, где выражаясь, что он постоянно акцентирует внимание на
долговременном и стратегическом характере кыргызско-российского
двустороннего партнерства. Он высказал, что спустя 5 лет, отношение между
РФ и КР отличаются особой степенью доверительности, искренности и
взаимопонимания, и что позиции Президентов двух стран лучше чем кто-либо
раскрывает реальность и перспективу кыргызско-российских отношений. И все вышесказанное президентами обеих стран п случаю своих внешних
отношений спустя 5 лет, можно привести к тем же словам и итоговым речам,
которые вытекались из уст руководителей этих государств в 1999 и 2000гг.,
где плюс ко всему они выделили большой успех в своем сотрудничестве спустя
9 лет и надеялись на дальнейшем развитии и заметном прорыве в своем
двустороннем партнерстве. Октябрь 1997г – официальный визит Председателя правительства России
В.С. Черномырдина в КР. Итогом этого визита послужила договоренность о
создании межправительственной кыргызско-российской комиссии по торгово-
экономическому и научно-техническому сотрудничеству целью которого будет
являться контроль над реализацией всех соглашений. Затрагивая политический диалог, следует выделить тот момент, что
заседания глав государств и глав правительств СНГ, где политики в
обязательном порядке ведут между собой поочередно с глазу на глаз беседу,
играют не маловажную роль в политическом сотрудничестве этих государств.
Для КР такие двусторонние диалоги с каждым членом этого заседания являются
очень важным моментом. Тем самым, в октябре этого же года в Бишкеке прошло очередное
заседание совета Глав Правительств СНГ, на котором было рассмотрено 15
вопросов и подписано 24 документа. Были подписаны соглашения в разных
сферах жизни. В рамках СНГ Россия и Кыргызстан подписали между собой
соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства, о
транснациональных корпорациях, о военно-техническом сотрудничестве, о
подготовке военных кадров и др. Что же касается социально-гуманитарного сотрудничества, то оно
является неотъемлемой частью политического диалога между РФИКР. На заседании глав государств СНГ в 1993 году Россия и Кыргызстан
подписали между собой в рамках СНГ Декларацию о правах человека, в 1994 г.
– Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам, в мае 1995 г. подписали Конвенцию о правах и основных
свободах человека, где она была принята на заседании совета глав государств
СНГ того же года. 19 января 1996 г. на очередном заседании Совета глав государств и глав
правительств СНГ была подписана Конвенция об упрощенном порядке
приобретения гражданства гражданами государств – участников СНГ. Она
предусматривает, что каждое государство-участник Конвенции предоставит
своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию любой из
Договаривающихся сторон, порядок выхода из гражданства и право приобрести
гражданство прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам
любой из Договаривающихся сторон. 1998г. для Кыргызстана начался с основным событием, где 6 марта 1998
г. в Москве прошло заседание Совета глав правительств государств-
участников СНГ. Кыргызстанскую делегацию возглавлял Председатель
Правительства КР А.Джумагулов. Между Россией и Кыргызстаном были обсуждены и подписаны в рамках
содружества ряд документов по важным вопросам. В их силе программа развития
военного сотрудничества до 2001г., Концепция взаимодействия государств-
участников СНГ в борьбе с преступностью и Соглашение в этой сфере. Также, о
многоуровневых межмидовских консультациях в рамках СНГ на 1998-2000 годов,
программа основных мероприятий сотрудничества в области культуры до 2002
года. В экономической области решались вопросы, касающиеся проблем
повышения эффективности экономической интеграции. 29 марта 1998 г. в Москву вылетела кыргызстанская делегация во главе
с президентом А.Акаевым на встречу глав государств и глав правительств
таможенного союза. На этой встрече участники подписали Договор об
углублении экономической и гуманитарной интеграции. Решался вопрос о
присоединении к союзу Таджикистана. Был решен вопрос пот поводу дальнейшего
развития Таможенного союза и единого экономического пространства. Подписали
соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства и соглашение о
создании благоприятных условий для распространения программ TV и радио на
территории государств–участников «ТС». В канун Первомая 1998 г. состоялось очередное заседание «таможенной
четверки».Кыргызстан представлял Премьер-министр К.Джумашев. КР и РФ в
рамках союза подписали и обсудили множество документов: «Упрощенный порядок
принятия гражданства», обеспечения равных прав при пересечении границ и
таможен, взаимное признание дипломов о высшем образовании, упрощении
процедур денежных переводов, разработке проекта Договора о правовом статусе
граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого
государства-участника «ТС». В форме политического диалога проходит сотрудничество между КР и
Свердловской области РФ, где в середине 1996г Бишкек посетил с официальным
визитом губернатор Свердловской области Э.Россель. По итогам визита Свердловской делегации было намечено подписание
Протокола намерений о сотрудничестве, а также ряда соглашений в торгово-
экономической и гуманитарных сферах. И подписание всех документов
намеревалось на 1999-2000гг. Также, итогом этого приезда была выдача
кредитов от Свердловской области на поддержание совместных предприятий,
которых в настоящее время насчитывается около 30 штук, созданных по
договорам между Бишкеком и Свердловской областью. Но а под конец 1996 г., а именно 25 ноября в Москве состоялось
заседание Совета глав правительств СНГ. Кыргызскую делегацию возглавлял
премьер-министр К.Жумалиев. Это было 29 по счету встреча стран СНГ.
Решались около 30 вопросов. Были подписаны соглашения, важные для КР, в
сфере научно-технических программ, в области обмена информации, в
медицинской сфере. 23 мая 1998 г. в Бишкеке, в стенах Кыргызско-Российского (Славянского)
Университета прошел День славянской письменности и культуры. Именно на
закрытии этого Дня Президент КР А.Акаев выступил с речью к студентам и
преподавателям КРСУ по поводу кыргызско-российских отношений в культурной
области. В октябре этого же года КРСУ отметил свое 5-летие. На вузовский юбилей
из Москвы приехали министр по национальной политике РФ Р.Абдулатипов, вице-
президент РАН Н.Лаверов и зам.министра образования РФ А.Кондаков. На этом
юбилее присутствовал и Чрезвычайный и полномочный Посол РФ в КР Г.Рудов и
Президент КР А.Акаев. Встречи на уровне государств, правительств, парламентов и министерств
двух стран носят регулярный характер и обретают максимальную мощь и роль в
отношениях народов обеих государств. Так, например, 1999г начался с первого
зарубежного визита Премьер-министра КР Ж.Ибраимова. В эту делегацию входили
министр обороны КР М.Субанов, министр финансов М.Султанов. Кыргызская
делегация провела беседы с министром обороны РФ и.Сергеевым, министром
экономики А.Шаповальянцем, московским хирургом М.Давыдовым, министром
финансов М.Задорновым. Безусловно прошли переговоры с премьер-министром РФ
Е.Примаковым и мэром г.Москвы Ю.Лужковым, министром по делам СНГ
Б.Пастуховым. Обсуждали вопросы в военно-политической области; была
достигнута договоренность о дальнейшем развитии торгово-экономических
научно-технических и культурно-гуманитарных связей с Россией. На встрече
обсудили создание совместных научно-производственных и промышленных
объединений, транснациональных производств. Были подписаны на встрече, после беседы с Е.Примаковым, соглашения о
сотрудничестве обеих стран в области информации и об избежании двойного
налогообложения; меморандум по взаимной поддержке малого и среднего
бизнеса. 2 апреля 1999г. в Москве прошло очередное заседание глав государств
СНГ. КР представил Президент КР А.Акаев. В кыргызстанскую делегацию входили
М.Губанов – министр обороны КР, Б.Силаев – вице-премьер министрКР,
М.Иманалиев – министр иностранных дел и Э.Омуралиев – министр торговли и
промышленности КР. На встрече были решены вопросы о продлении Договора о
коллективной безопасности, об углублении экономической интеграции в рамках
СНГ. Следует также сказать, что главной частью политического сотрудничества
КР с РФ является взаимное политическое сотрудничество в рамках «Шанхайской
пятерки»: (Казахстан, КНР, Россия, Таджикистан и Кыргызстан). В 1996 г. в
Шанхае, на 1-й встрече лидеров государств-участников «Шанхайской пятерки»
между КР РФ в рамках союза было подписано Соглашение об укрепленности в
районе границы; в 1997г. в Москве – Соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы; в 1998г. в Алма-Ате, на 3-м саммите – заявление по
торгово-экономическому сотрудничеству. 24-25 августа 1999г. в Бишкеке состоялся очередной форум глав
государств-участников в «Шанхайской пятерке». Это было заметным событием во
внешнеполитической деятельности Кыргызстана. Итогом этого саммита послужило
подписание российско-кыргызского Соглашения о военно-техническом
сотрудничестве. Были оговорены вопросы о ближайшем подписании Программы
кыргызско-российского экономического сотрудничества на 1999-2008гг.,
Соглашения о взаимосвязанных поставках товаров в 1999-2000гг. Обсуждались
вопросы по обеспечению региональной безопасности и совместных усилий по
борьбе с религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Также, на этом саммите
была принята Бишкекская Декларация, где были написаны основные цели и
области сотрудничества стран-участников «Шанхайской пятерки». 24-25 октября 1999г. состоялся в РФ (Москве) рабочий визит Премьер-
министра КР А.Муралиева, возглавляющего правительственную делегацию.
Главными темами для обсуждения стали вопросы, связанные с военно-
техническим, финансовым сотрудничеством КР и РФ. Особое внимание было
уделено проблематике экономического сотрудничества на двусторонней основе и
в составе «таможенной пятерки». Правительством Кыргызстана был одобрен
проект Договора и программы кыргызско-российского экономического
сотрудничества на 2000-2009гг. 26 октября этого же года в Москве прошло очередное заседание
Межгоссовета. Стран «таможенного союза». На заседании Межгоссовета были
рассмотрены и приняты к исполнению 10 соглашений. Среди них «Меры по
реализации принципа при взимании и исчислении косвенных налогов во взаимной
торговле между РФ и КР в рамках «Союза» и Едином экономическом
пространстве, о железнодорожных тарифах по перевозке грузов. 2000г. – год прихода к власти России В.Путина в качестве и.о.
Президента. И именно новой ветхой в двустороннем отношении в новом 2000
году, с новым лидером России для Кыргызстана послужило заседание глав
государств-членов СНГ, состоявшееся в Москве 24-26 января сего года. Среди всех глав государств СНГ Президент КР А.Акаев встретился с
В.Путиным первым. В ходе беседы оба лидера поблагодарили друг друга за
решительное желание продвинуть вперед дальше дружеское сотрудничество и
партнерство обеих стран. В ходе двусторонней беседы основной темой стали
вопросы объединения усилий в борьбе с международным терроризмом и всеми
видами национального экстремизма. Обе стороны обсудили вопросы торгово-
экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В.Путин
высказал тот факт, что Россия всегда была, есть и будет в XXI в.
стратегическим союзником для Кыргызстана. По итогам беседы руководством
обговорили программу комплексного развития СНГ, незаконной миграции и
другие жизненно важные вопросы. Таким образом, к заключению этой темы, модно сказать, что кыргызско-
российские отношения в политической сфере носят устойчивый характер и
определяются , главным образом, внутриполитической ситуацией в России.
Вместе с тем, Министерством и Посольством КР В РФ предпринимаются все
необходимые меры для того, чтобы двусторонние отношения на уровне
правительств, отдельных министерств и ведомств, ведущих учреждений науки,
культуры, образования, здравоохранения и др. продолжали развиваться и
укрепляться. Итоги «Холодной войны» Подлинное окончание «Холодной войны» после ликвидации одного из 2-х
противоборствующих субъектов в лице СССР, послужило одновременно началом
оформления новой глобальной структуры СМО. Вместе с Союзом ушли или
оказались отодвинутыми на второй план ряд проектов мировой интеграции в
условиях биполярного мира, в том числе и тот, который связывался сначала с
модернизацией международных отношений, а затем со структурной перестройкой
экономики и широким внедрением новых технологий. Достижения и потери столь стремительного деструктивного процесса в
целом представляются пока что взаимно несоизмеримыми. Засасывание мирового
сообщества в трясину межгосударственных разбирательств на постсоветских
территориях, обусловленное в том числе и необходимостью материально-
экономической поддержки новых евразийских территориально-государственных
анклавов, обладающих высоким военным потенциалом, ядерным оружием,
превращается в угрозу всей системе мировой безопасности. Именно развал СССР привел к окончанию столь долгой «Холодной войны». И
последствия «холодной войны» можно отнести и к последствиям краха
Советского Союза, т.к. последствия того и другого в некоторой сложности
идентичны. Иными словами можно сказать, что окончание «Холодной войны» и есть
последствие распада советского общества. Тем самым, советская коммунистическая идеология, базировавшаяся на
постулатах социалистического и пролетарского интернационализма, была
политически аннигилирована. Оказалось сломанным единство громадной и
подлинно интернациональной, в первую очередь в офицерском корпусе,
Советской армии. Было ликвидировано само обоснование на социально-
психологическом и морально-политическом уровнях идеи дружбы более трехсот
народов, населяющих территорию бывшего СССР. Возникновение полутора десятков новых независимых государств на
территории бывшего СССР стало итогом противоборства и уничтожения
советского общества. «Беловежская пуща» как акт зачатия СНГ главами трех
славянских республик СССР, политически сокрушившими Союз, имела целью
ликвидацию союзного государства и «цивилизованный бракоразводный процесс»
его субъектов. Воля к ликвидаторству и разделению, легшая в фундамент СНГ,
создает теперь непреодолимый барьер разработке в рамках этой конструкции
позитивных интеграционных основ, столь необходимых для экономического
выживания и урегулирования внутриэтнических, межгосударственных и
внутриполитических противоречий. В пылу политической борьбы на фоне ликвидаций последствий оказались
недостаточно спрогнозированными и внешние результаты роспуска СССР. Он
повлек за собой сверхрезкое изменение всего комплекса факторов, влияющих на
мировую политику со стороны бывшей еще вчера евразийской всерхдержавы, а
ныне совокупности ее разводящихся друг с другом суверенных частей.
Феноменальная по скорости смена группировок политической элиты руля
власти в России, сопровождавшаяся сокрушением всех главных структур
советского общества (государственного пространства, политическую систему,
безопасность, культура, инфраструктура), обрушила биполярный мир. Планета
получила открытый взрыв национальных конфликтов на территории с «ядерным
навесом». Общеполитический кризис на территории СССР и последовавший за этим
развал государства вызвали к жизни огромные центробежные энергии во всем
мире. В 1-ю очередь , рухнул единый блеск восточноевропейских стран, пришли
в движение Зап.Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Вместе с крушением
социалистического лагеря раскололся на разнородные части и Запад. На смену
биполярной цивилизации пришла мультиполярная структура с противоречивыми
интересами и целями. Монополизм единственной оставшейся супердержавы,
североамериканской (с США как безусловным лидером и Мексикой и Канадой на
южном и северном флангах), порождает борьбу сразу нескольких новых центров
за право заполнить «геополит дыры» и выправить в свою пользу искривившееся
геостратегическое пространство. Ее составляют: 1) остатки бывшего биполярного мира в лице Китая, Монголии, Въетнама,
Сев.Кореи, Кубы, Сербии, Ирака, утратившие своего лидера, но оставшиеся на
позициях социалистической идеологии как консолидирующего фактора для защиты
от посягательств на полное их подчинение. В условиях мультиполярного мира
эти страны, скорее всего, будут следовать за Китаем, наиболее успешно из
всех них реализующим программу экономической модернизации при сохранении
устойчивости внутреннего политического режима.
Страницы: 1, 2
|