Великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве (1979-1997 гг.)...
Московский государственный
университет
имени М. В. Ломоносова.
Реферат
по теме:
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ НЕОКОНСЕРВАТИВНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
(1979-1997 гг.)
Выполнил студент экономического
факультета 103 группы
Железняков Александр Валерьевич.
Москва 1999 г.
Общая характеристика
Великобритания входит в число 7 крупнейших развитых
стран и играет важную роль в международных политических и экономических
отношениях. В 1989 г. На ее долю приходилось 6,4% всего промышленного
производства в развитых странах и по этому показателю она занимала 5-е место в
названной группе государств. Удельный вес Великобритании в мировом экспорте в
1990 г. составлял 5,4%, а в мировом импорте – 6,4%.
На протяжении длительного периода Великобритания
являлась классической страной капитализма, где рыночные отношения достигли по
сравнению с другими странами наибольшего развития. Являясь метрополией огромной
Британской империи, она сосредоточила большой объем промышленного производства
и международной торговли, играла роль международного финансового центра. Однако
промышленная и колониальная гегемония Англии оказали тормозящее влияние на
темпы ее развития, так как гарантированные рынки сбыта и источники дешевого
сырья надолго лишили ее стимула к обновлению и перестройке своей экономической
структуры. Поэтому после распада Британской империи Великобритания оказалась
менее подготовленной к жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках с другими
развитыми странами, прежде всего с США, Японией, Германией. Несмотря на
серьезные прогрессивные изменения в структуре ее промышленности, достигнутые в
результате существенной модернизации в 70-80-х годах (повышение удельного веса
наукоемких отраслей, существенное обновление производственного аппарата, заметный
рост производительности труда и т.д.), Великобритании все-таки не удалось
полностью преодолеть отставание и в целом достичь уровня конкурентоспособности
ведущих капиталистических стран. Этим объясняется дефицитное состояние
платежного и торгового балансов с большинством развитых стран, которое особенно
обостряется в годы ее экономического подъема, как было, например, в 1987-1988
гг. Недостаточная уверенность в конкурентоспособности своих фирм является,
по-видимому, важной, если не главной, причиной особой, а в ряде случаев и
противоречащей другим странам, прежде всего в ЕС, политики Великобритании.
Основные принципы регулирования экономики.
В Великобритании, как и в других развитых странах,
наблюдаются два принципиально различных подхода к регулированию рыночной
экономики. Первый находил свое выражение в политике неоконсерваторов, стоявших
у власти с 1979 по 1997 года, второй проявляется в политике лейбористов,
руководивших страной на протяжении большей части 70-х годов и с 1997 года. Как
лейбористы, так и консерваторы провозглашают своей главной целью повышение
эффективности экономики и конкурентоспособности британских фирм на мировых
рынках, достижение устойчивых темпов экономического развития страны, снижение
темпов инфляции, улучшение состояния торгового и платежного балансов. Однако
методы, предлагаемые для достижения поставленных целей, у лейбористов и
консерваторов радикально различаются.
Экономическая
доктрина лейбористов основывалась прежде всего на принципах более активной роли
государства в экономической деятельности. Сюда относится непосредственное
участие государства в хозяйственной деятельности путем создания
национализированных корпораций в промышленности, транспорте, связи и т.д.(в
период нахождения лейбористов у власти были национализированы целые отрасли
экономики). Важнейшее значение придавалось бюджетному регулированию экономики,
более равномерному распределению доходов между различными слоями общества
Придя
к власти в 1974 г., лейбористы провозгласили политику “социального
контракта” между
правительством и профсоюзами,
охватывающего широкий спектр экономических и социальных вопросов: коллективные
договоры на добровольной основе по заработной плате; контроль над ценами;
оказание помощи низкооплачиваемым и пенсионерам; достижение полной занятости.
Профсоюзы со своей стороны приняли обязательство действовать исходя из
интересов не только членов профсоюзов, но и всех членов общества.
Однако
за годы своего правления лейбористы так и не смогли достичь поставленных целей.
По темпам роста экономики Великобритания продолжала отставать от основных
капиталистических стран, курс фунта стерлингов снижался, ее доля в мировом
промышленном производстве и мировой торговле уменьшалась, платежный и особенно
торговый балансы находились в хронически напряженном состоянии, темпы роста
инфляции, как правило, были выше, чем в других развитых странах.
На
рубеже 70-80-х годов в Великобритании произошло радикальное изменение принципов
экономического регулирования, связанное с приходом к власти в 1979 г.
правительства консерваторов во главе с М. Тэтчер. Это изменение заключалось в
основном в отходе от кейнсианских принципов, исповедовавшихся лейбористами, и
принятии на вооружение монетаристских принципов, являющихся теоретической
основой экономической политики консерваторов не только в Великобритании.
Экономическая политика консервативного правительства
Экономическая
политика консервативного правительства Великобритании основывается на философии
свободного предпринимательства, конкуренции и уменьшения государственного
вмешательства. Главная роль правительства заключается в создании базовых
условий для процветания частного предпринимательства. В основе экономической
политики консервативного правительства Великобритании, по крайней мере на
начальном этапе, лежали монетаристские концепции. Монетаристские принципы
регулирования экономики заключаются в отказе от прямого воздействия на весь
комплекс микроэкономических показателей и в воздействии на рынок посредством
регулирования денежной массы и контроля над инфляцией. В условиях рыночной
экономики правительство Великобритании активно влияет на экономические процессы
прежде всего посредством кредитно-денежной политики, а также бюджетных
мероприятий, проведения политики по защите и развитию конкуренции,
антимонопольной деятельности, приватизации государственной собственности,
защиты интересов потребителей и т.д. Важнейшим инструментом этой политики
является среднесрочная финансовая стратегия правительства, которая
рассчитывается на 3-4 года и ежегодно корректируется в зависимости от состояния
экономики и утверждается при принятии бюджета на сессии парламента
Великобритании.
Одним
из основных инструментов кредитно-денежной политики служит уровень
краткосрочных процентных ставок. Поэтому, как отмечалось в докладе о
среднесрочной финансовой стратегии, принятом в 1990 г., задачей соответствующих
органов является установление процентных ставок на уровне, обеспечивающем
достижение намеченных правительством целей по снижению инфляции. Важное место в
среднесрочной финансовой стратегии занимают финансирование государственных
расходов, прогнозирование балансов доходов и расходов.
На
основе среднесрочной финансовой стратегии разрабатывается и принимается бюджет
на текущий финансовый год.
Главным
правительственным органом в разработке и формировании экономической стратегии
является министерство финансов Великобритании. Оно ежегодно в марте
представляет парламенту на утверждение проект бюджета, в котором предлагаются
основные мероприятия правительства по регулированию экономики на предстоящий
финансовый год. Кроме министерства финансов различными аспектами экономической
политики и ее осуществлением занимаются министерства торговли и промышленности,
занятости, энергетики, окружающей среды, транспорта, сельского хозяйства,
рыболовства и продовольствия. Специальные вопросы при выработке и осуществлении
экономической политики входят в функции ряда других организаций, в том числе
Банка Англии (центральный банк).
Основным
средством кредитно-денежной политики правительства Великобритании являются процентные
ставки. Уровень процентных ставок устанавливается правительством в зависимости
от состояния экономики и поставленных задач по ее регулированию. Так, в
результате “перегрева” экономики в 1987-1988 гг. В
стране резко возросли темпы инфляции и дефицит платежного баланса достиг
огромных размеров. Для снижения инфляции и сокращения дефицита платежного
баланса правительство было вынуждено пойти на сдерживание темпов роста
совокупного спроса в стране. С этой целью процентные ставки в мае 1989 г. были
повышены до 14%, в октябре – до 15%..
Однако
известно, что проведение политики сдерживания инфляционных процессов путем
введения высоких процентных ставок имеет негативную сторону – снижаются темпы
роста экономики, прежде всего промышленное производство, растет безработица.
Формы собственности
Основой экономики Великобритании является частная
собственность. В частном секторе производится около ¾ валового
внутреннего продукта и примерно столько же составляет его доля в общем числе
занятых. Наиболее велика роль частных предприятий в обрабатывающей
промышленности, строительстве, торговле, сфере финансов, сельском хозяйстве.
Основными
формами функционирования частного бизнеса являются следующие:
1)
индивидуальные коммерсанты (sole traders);
2)
полное товарищество (partnership). Основной признак, отличающий полное товарищество от
других видов торговых товариществ, состоит в неограниченной и солидарной
имущественной ответственности всех его участников по обязательства
товарищества;
3)
коммандитное товарищество (limited
partnership). Его отличительной
особенностью является наличие в объединении двух категорий участников: а) лиц,
отвечающих неограниченно и солидарно по обязательствам товарищества; б) лиц,
принимающих на себя лишь обязанность внести определенный вклад в общее
имущество товарищества.
В
Великобритании не существует понятие акционерного общества, а ряд торговых
товариществ организуется в форме к компаний. Можно выделить несколько таких
форм. Наиболее распространенными являются компании с ограниченной ответственностью,
которые по существу не отличаются от акционерного общества. Различие
заключается в том, что в компании создается не акционерный, а паевой капитал,
распределяемый на равные паи. Компании могут быть частными (private companies) и публичными (public companies).
На конец 1988 г. в Великобритании было зарегистрировано 1,1 млн. компаний, в том числе около 8 тыс. публичных
компаний. Разница между публичными и частными компаниями заключается в том, что
первые объявляют публичную подписку на акции и обязаны публично отчитываться, а
частные компании распределяют все паи между учредителями, не прибегая к
публичной подписке и не обязаны публично отчитываться.
Деятельность
компаний в Великобритании регулируется целым рядом детально разработанных
законов, в которых предусматривается обширный круг вопросов, касающихся всех
аспектов деятельности компаний, начиная с процедуры образования компании и
назначения руководства и кончая ее ликвидацией, банкротством и т.д. Среди этих
законов основным является Закон о компаниях (Companies Act).
Кроме него имеются закон, регулирующий порядок присвоения названия компании для
ведения бизнеса в Великобритании (Business
Names Act), в частности, запрещающий
ведение бизнеса под названием, которое может вводить в заблуждение; закон о внутреннем
регламенте компании (Company
Securities (Insider Dealing) Act); закон
о технических аспектах слияний (Companies
Consolidation (Consequantial Provisions) Act); закон о банкротствах, как корпоративных, так и индивидуальных (Insolvency Act) и т.д.
На
государственный сектор приходится около 20% валового внутреннего продукта
страны. Наиболее велика роль государственного сектора в таких отраслях
промышленности и сферы услуг, как энергетика, транспорт, связь. Заметное место
в государственном секторе до последнего времени занимали публичные корпорации,
представляющие собой, как правило, национализированные отрасли экономики.
Антимонопольное регулирование.
Политика в области поощрения конкуренции и
антимонопольное законодательство
Успешное
функционирование рыночной экономики не возможно без развития свободной
конкуренции. Поэтому в Великобритании разработаны системы стимулирования
конкуренции, антимонопольного законодательства, осуществление контроля над
действиями компаний, которые могут быть направлены против общественных
интересов. Правительственная политика в этой области включает изучение и
регулирование деятельности монополий, слияния компаний, случаев
антиконкурентной и ограничительной практики.
Комплекс
соответствующих законов является правовой базой деятельности официальных
органов. Практическое проведение государственной политики в этой области
осуществляется Министерством торговли и промышленности и Управлением по
контролю за соблюдением правил предпринимательства (Office of Fair Trading), которое является специальным правительственным
агентством.
В
соответствии с законодательством Великобритании министр торговли и
промышленности уполномочивается направлять в Комиссию по монополиям и слияниям
на рассмотрение вопросы, представляющие угрозу свободной конкуренции,
злоупотреблений монополий и практики их деятельности, которая может нанести
ущерб общественным интересам. Если эта комиссия приходит к заключению, что
действия монополии направлены против общественных интересов или могут нанести
им ущерб, министр торговли и промышленности имеет право предпринять меры по
недопущению этих действий или компенсации морального ущерба. Генеральному
директору Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства
может быть предложено провести с соответствующими компаниями переговоры о
компенсации нанесенного ущерба, установленного комиссией.
а. Антиконкурентная практика. За некоторым
исключением в функции Генерального директора Управления по контролю за
соблюдением правил предпринимательства в соответствии с Законом о конкуренции
1980 г. входит изучение любого случая деловой практики, который может
ограничивать, искажать или не допускать конкуренцию в производстве, продаже,
приобретении товаров либо услуг в Великобритании. Если Генеральный директор
придет к заключению, что действия каких-либо компаний носят антиконкурентный
характер, он может потребовать от них обязательств о прекращении такой
деятельности.
б.
Ограничительная деловая практика. Согласно закону об ограничительной торговой
практике 1976 г. определенные соглашения должны направляться для регистрации в
Управление по контролю за соблюдением правил предпринимательства. Соглашение
подлежит регистрации, если два или более человека (стороны), участвующие в
поставках товаров или предоставлении услуг, принимают на себя некоторые
ограничения на свободу своих решений по таким вопросам, как цены или условия
продажи. Если соглашение не будет зарегистрировано в течение требуемого
периода, то это означает отсутствие ограничений и стороны могут заниматься
законной деятельностью.
В
случае если соглашение регистрируется, Генеральный директор Управления по
контролю за соблюдением правил предпринимательства в силу своих обязанностей
должен направить его в специальный суд (Restrictive Practicies Court) и суд обязан декларировать, что ограничения, принятые
в соглашении, противоречат общественным интересам (если стороны не докажут
суду, что соглашение не попадает под критерии, предусмотренные Законом об
ограничительной практике). Принятые компаниями ограничения, признанные
противоречащими общественным интересам, становятся недействительными, и суд
может дать указание сторонам не применять (не использовать) эти ограничения или
заключить новое соглашение.
Страницы: 1, 2
|