рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Южная Корея в мировой экономике

Кроме того, государство само вкладывало капитал в эти группы. В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских стран имеет менее здоровую концентрацию экономической мощи, которая создает двойственную структуру внутреннего рынка.

Промышленные группы контролируются семейным капиталом. Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют конкуренцию в стране.

За 1970—1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до 30%, а олигопольных производителей увеличилась с 35 до 50%. По отдельным оценкам, к концу 80-х годов доля последних понизилась до 40%.

Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.

В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57% рабочей силы и около 30% промышленной продукции.

Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.

В общем машиностроении субконтрактная система охватывает свыше 30% малых и средних предприятий.

Государственный сектор.

Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность. Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорт-ориентированной экономики.

Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.

Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994г. были переданы министерству промышленности.

Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.

Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.

Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.

При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались “коллективы совместной обработки земли”.

Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.

Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.

Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности.

Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием.

Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.

Трудовые отношения.

Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности.

Только с четвертого пятилетнего плана (1977—1981гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение абсолютной бедности.

Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 1987 г.).

Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г.

Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза.

После 1987 г. рабочие получили новые возможности при заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3, 5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих.

Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной — на уровне региона.

Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней комиссии, причем оказывает решающее воздействие. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты от одного до четырех раз в год, которые в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников.

В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы.

При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе.

За 70—80-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е годы. В 1976г. коэффициент Джини составлял 0,3908, а в 1990г. - 0,3226.

Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часов). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.

В “Дэву” до середины 80-х годов рабочий день равнялся 12 часам при 6-дневной рабочей неделе. Эти данные помогают объяснить тот факт, что южнокорейцы не всегда разделяют восхищение иностранцев достижениями их страны. Модель экономического развитая привела к результатам за счет жертв и ограничений.

Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об “угрозе с Севера” и концепция “чучхесон” (национальной самобытности). Последняя послужила важным элементом теорий “национальной и кореизированной демократии”, которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазной эволюции общества.

Использовались идеи патернализма и лояльности к правительству вместе с идеями индивидуальной свободы.

Общая характеристика.

Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше.

Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности.

Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов.

По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960—1989гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.

С 1987 г. сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования, предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных производителей экономики.

Основными сдвигами в характере экономической политики явились отказ от повсеместной поддержки крупных объединений и усиление поддержки мелкого и среднего предпринимательства, уменьшение роли государства в регулировании учетных ставок, усиление роли частного капитала в кредитной сфере.

Южная Корея в мирохозяйственных связях

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

Внешняя торговля.

В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны.

Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях.

До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки.

Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.

Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980г., 1,9 - в 1990 г. и 2,4% — в 1996 г.

Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот.

Экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. - 1, 1%; 1980 г. - 30, 1%) и несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась.

Экспорт-ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.

Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве (табл. 2).

Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.

Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. Так, за 1976—1990гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 1,3 до 2,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов — с 1,25 до 2,1%, оборудования для дальней связи — с 1,7 до 3%, оргтехники — с 0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта.

До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.

В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта.

Таблица 2.

Товарная структура экспорта, %


1960

1980

1990

1994

Продовольствие

79, 1

6, 0

24, 4

Легкая промышленность

48, 4

38, 7

23, 5

текстиль

0, 0

28, 2

21, 4

13, 8

обувь

0, 0

5, 0

6, 2

1, 5

Тяжелая промышленность

41, 6

55, 2

70, 3

химия

1, 6

2, 7

5, 7

металлы

14, 5

8, 7

8, 0

машины и оборудование

0, 3

2, 7

9, 3

11, 1

электроника

0, 0

9, 3

15, 7

21, 0

транспортные средства

6, 2

6, 8

12, 7

Источник: The Open Economy. Tools for policymakers in developing countries. Oxford, 1988, p. 339; Major Statistics of Korean Economy. 1996. 9, p. 240—241.

По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда — 15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран.

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.

По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.

Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.

На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской.

Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.

Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров.

На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.

В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.

Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.

Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США.

Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта.

Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах.

Экспорт, импорт капитала.

На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.

При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г.

Наряду с экономической помощью важную роль в экономическом развитии играл ссудный капитал. Между различными формами привлечения капитала отмечаются значительные отличия. В период восстановления хозяйства основная его масса поступала в виде продовольствия и экономической помощи развитию.

Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспорт-ориентированной политики, основное место занимали государственные займы. Так, за 1962—1971гг. из 2122 млн. долл., полученных Южной Кореей, 89% пришлось на государственные займы, 6,8% — на частные кредиты и только 1,4% — на прямые инвестиции.

В последующие годы возросла доля частных кредитов и прямых инвестиций (в 1976—1988гг. — соответственно 46,8%, 16 и 10,7%, на долю краткосрочных займов приходилось 26,4%). С конца 70-х годов доля государственных займов значительно сократилась.

Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, которая увеличилась с 3,5 млрд. в 1972 г. до 44 млрд. долл. в 1985 г. Страна занимала четвертое место среди развивающихся стран по объему внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Аргентины.

Но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. После сокращения внешней задолженности во второй половине 80-х годов ее абсолютные и относительные показатели возросли — ее объем в 1997 г. превысил 120 млрд. долл. при высокой краткосрочной компоненте.

Начиная с 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложений (4,5 млрд. долл. в 1990г.) страна уступает ряду восточноазиатских и юго-восточных стран.

По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве страны, в 1981—1990 гг. — 0, 54%.

Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии.

С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем.

В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только отделения, но не дочерние компании. Иностранные капиталовложения в основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г. для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г. производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1% ВВП).

Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР.

Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн. долл., а с 1981 по 1989гг. она достигла 1,7 млрд. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.

Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции.

Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.

Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. На первом этапе основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал.

В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии.

В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли.

Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов — 6,1% контрактов.

Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность внутренней стабилизационной политики.

Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла.

Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали механизм валютного контроля.

Литература

1.      В.И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства", Мир, Москва, 1994

2.      В.К. Ломакин "Мировая экономика", Финансы, М, 1998.

3.  Дак Ву Нам “Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной  системы”, 1993.

4.  Экономико-географическая энциклопедия. изд. Палей, 1995.




Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.