Абсолютная религия
Содержание.
АБСОЛЮТНАЯ
РЕЛИГИЯ___________________________________ 3
I. Общее этой религии_____________________________________ 3
1. Открывшая себя религия________________________________ 3
2. Позитивная религия откровения__________________________ 6
3. Религия истины и свободы______________________________ 11
II. Метафизическое
понятие идеи бога_______________________ 12
III.Деление________________________________________________ 17
Мы пришли к реализованному понятию религии, к совершенной религии, в
которой понятие само является для себя предметом.
Ближе мы определили религию как самосознание бога; в качестве сознания
самосознание имеет некоторый предмет и сознает себя в этом предмете; этот
предмет тоже есть сознание, но сознание, выступающее как предмет, а тем самым
конечное сознание, отличное от бога, от абсолютного; на его долю приходится
определенность и тем самым конечность; бог есть самосознание, он знает себя в
некотором отличном от него сознании, которое в себе есть сознание бога, но оно
таково и для себя, поскольку оно знает свое тождество с богом, тождество,
опосредствованное, однако, отрицанием конечности.
Это понятие составляет содержание религии. Быть богом — это значит
отличать себя от самого себя, быть своим собственным предметом, но в этом отличении
быть идентичным с самим собой, то есть быть духом. Это понятие теперь
реализовано, сознание знает это содержание и знает себя включенным в это
содержание: оно само является моментом в понятии, которое есть процесс бога.
Конечное сознание знает бога лишь постольку, поскольку бог знает в нем себя;
таким образом, бог есть дух, и именно дух своей общины, то есть тех, кто его
почитает. Это — совершенная религия, понятие, ставшее для себя объективным.
Здесь открылось, что такое бог; он больше не является чем-то потусторонним,
неизвестным, ибо он возвестил людям, что он есть, и не просто во внешней
истории, а в сознании. Итак, здесь мы имеем религию явления бога, поскольку бог
знает себя в конечном духе. Бог совершенно открыт. Таково здесь отношение.
Переход состоял в том, что мы видели, как это знание бога в качестве свободного
духа еще отягощено конечностью и непосредственностью; это конечное еще должно
быть устранено посредством работы духа; оно является ничтожным; мы видели, как
это ничтожество открылось сознанию. Несчастье, страдание мира было условием,
подготовкой субъективной стороны к сознанию свободного духа как абсолютно
свободного и тем самым бесконечного духа.
Мы остановимся вначале на всеобщем этой сферы.
1.
Открывшая себя религия
Абсолютная религия это, во-первых, религия, открывшая себя. Религия
представляет собой очевидное, она проявляет себя только тогда, когда понятие
религии становится объективным для самого себя; это не ограниченная, конечная
объективность, но религия является для себя объективной в соответствии со своим
понятием.
Точнее это можно выразить таким образом: религия в соответствии со
всеобщим понятием есть сознание абсолютной сущности. Но сознание является
различающим, и, таким образом, мы имеем две стороны: сознание и абсолютную
сущность. Эти две стороны вначале выступают как внешние в конечном отношении:
эмпирическое сознание и сущность в другом смысле.
Они находятся в конечном отношении друг к другу, и поскольку обе для
самих себя являются конечными, то сознание знает об абсолютной сущности как о
чем-то конечном, а не истинном. Бог сам есть сознание, различие себя в себе, и
в качестве сознания он дает себя как предмет для того, что мы называем стороной
сознания. Таким образом, мы каждый раз имеем две стороны сознания, которые
относятся друг к другу как конечные, внешние. Но если теперь религия постигает
самое себя, то содержанием и предметом религии становится само это целое,
сознание, относящееся к своей сущности, знание себя как сущности и сущности как
самого себя, то есть Дух, таким образом, является в религии предметом. Итак, мы
имеем две стороны: сознание и объект; но в религии, которая исполнена самой
собой, которая открыта, постигла себя, предметом является религия, само
содержание, и этот предмет, знающая себя сущность, есть дух. Здесь впервые дух
как таковой становится предметом, содержанием религии и дух есть лишь для духа.
Поскольку он является содержанием, предметом, он в качестве духа есть знание
себя, различие, он дает самому себе другую сторону субъективного сознания,
которое выступает как конечное. Это религия, исполненная самой собой. Это —
абстрактное этой идеи, или религия в действительности есть идея. Ибо в
философском смысле идея есть понятие, имеющее предметом само себя, то есть
имеющее наличное бытие, реальность, объективность, которое не является больше
внутренним или субъективным, а объективирует себя, но его объективность есть в
то же время его возвращение в самого себя, или — поскольку мы называем понятие
целью — исполненная, осуществленная цель, являющаяся в такой же мере
объективной.
Религия имеет своим предметом то, что она есть, сознание сущности, она в
нем объективирована, она есть, подобно тому как вначале она была понятием, и
только понятием, или подобно тому как сперва она была нашим понятием.
Абсолютная религия — это открывшая себя религия, религия, имеющая себя самое своим
содержанием, исполнением.
Это завершенная религия, религия, которая есть бытие духа для себя
самого, религия, сама для себя ставшая объективной, христианская религия. В ней
неразрывны всеобщее и отдельный дух, дух бесконечный и конечный; их абсолютное
тождество есть эта религия и ее содержание. Всеобщая сила является субстанцией,
которая, поскольку она в себе в такой же мере есть и субъект, теперь полагает
это свое в-себе-бытие, а тем самым отличает себя от себя, сообщает себя знанию,
конечному духу, но так как последний составляет момент ее самой, то она
остается в нем у себя и в этом разделении возвращается в себя неделенной.
Обыкновенно теология имеет тот смысл, что в ней речь идет о познании бога
в его предметности, совершенно оторванного от субъективного сознания, который
тем самым является неким внешним предметом, подобно тому как предметом сознания
является солнце, небо и т. д., где за предметом твердо сохраняется определение
чего-то другого, внешнего. В противоположность этому понятие абсолютной религии
можно установить так, что то, о чем [в ней] идет речь, является не внешним, а
самой религией, то есть единством представления, которое мы называем богом,
субъектом.
Можно рассматривать также как точку зрения настоящего времени то, что
речь идет о религии, религиозности, благочестии, а не об объекте. Люди имеют
различные религии, главное, чтобы они были благочестивы; можно не знать бога
как предмет, не познавать его, главное — это поведение субъекта, его позиция. В
сказанном можно узнать эту точку зрения. Это точка зрения нашей эпохи, но в ней
заключен и весьма важный прогресс, благодаря которому стал значимым бесконечный
момент, состоящий в том, что сознание субъекта познано как момент абсолютный.
Обе стороны имеют одно и то же содержание, и это в-себе-бытие обеих сторон есть
религия. Великий прогресс нашего времени состоит в том, что субъективность
познается как абсолютный момент, и это существенное определение. Дело, однако,
в том, как ее [субъективность] определяют.
Относительно этого великого прогресса следует заметить следующее. Для
религии в определении сознания характерно то, что содержание уходит от нее и,
по крайней мере, по видимости, остается чем-то чуждым. Религия может иметь
какое угодно содержание, ее содержание, удержанное на точке зрения сознания,
оказывается чем-то стоящим по ту сторону, и, хотя к этому добавляется
определение откровения, тем не менее, содержание выступает для нас как нечто
данное и внешнее. Следствием такого представления является то, что божественное
содержание лишь дано, что оно не должно быть познано, а лишь пассивно
сохраняется в вере и, с другой стороны, ведет также к субъективности ощущения,
которая есть конец и результат богослужения. Следовательно, точка зрения
сознания не есть единственная точка зрения. Молящийся погружается в свой
предмет своим сердцем, своей молитвой и своей волей, в молитвенном экстазе он
таким образом снимает разрыв, существующий на точке зрения сознания. Точка
зрения сознания ведет также к субъективности, этой нечуждости, этому погружению
Духа в глубину, которая есть не даль, а абсолютная близость, присутствие.
Но даже это снятие разрыва может постигаться и чуждым способом — как
милость бога, которую человек должен допустить как нечто чуждое себе и к
которой он относится пассивно. Против этого разрыва обращено то определение,
что речь идет о религии как таковой, то есть о субъективном сознании, которое
содержит в себе то, чего хочет бог. В субъекте, таким образом, налицо
неразрывность субъективности и другого — объективности. Другими словами, субъект
существен для целого как реальное отношение. Эта точка зрения, следовательно,
поднимает субъект до существенного определения. Она связана со свободой духа —
дух должен ее вновь восстановить: нет такой точки зрения, в которой он не был
бы у самого себя. Понятие абсолютной религии заключает в себе то, что религия
является для себя объективной. Но только понятие. Понятие — это одно, совсем
другое — сознание этого понятия.
Следовательно, и в абсолютной религии понятие может отличаться от
сознания этого понятия. Эта сторона и выступила в осознании, в определении;
главное — это религия. Понятие само еще односторонне, взято лишь так, как оно
есть в себе; оно есть такой же односторонний образ, и там, где сама
субъективность одностороння, где она имеет определение лишь одного из двух,
[там] есть лишь бесконечная форма, чистое самосознание, чистое знание самого
себя, а оно в себе бессодержательно, потому что религия как таковая понята
только в ее в-себе-бытии, не является для себя объективной религией, а есть лишь
религия в еще не реальной, объективирующей, дающей себе содержание форме.
Необъективность — это бессодержательность.
Право истины состоит в том, что знание в религии имеет абсолютное
содержание. Но здесь содержание не истинно, а только слабо намечено. Итак,
содержание должно быть, но оно так случайно, конечно, эмпирически определено, и
тем самым здесь появляется сходство с римской эпохой. Время римских цезарей
имеет много сходного с нашим. Субъект, как он существует, понят как
бесконечный, но в качестве абстрактного он непосредственно переходит в
противоположность и есть лишь конечный и ограниченный. Тем самым налицо лишь
такая свобода, которая позволяет существовать потустороннему; стремление к нему
усугубляет различие сознания и тем самым отбрасывает существенный момент духа,
выступая, таким образом, как бездуховная субъективность.
Религия есть знание духом себя как духа; в качестве чистого знания он не
знает себя как духа и тем самым есть не субстанциальное, а субъективное знание.
Но что оно есть лишь субъективное и тем самым ограниченное знание, выступает
для субъективности не в образе ее самой, то есть знания, а как ее
непосредственное в-себе-бытие, которое она прежде всего находит в себе и тем
самым в знании себя как чего-то совершенно бесконечного— как чувство ее
конечности и поэтому одновременно бесконечности, как некоторого ей
потустороннего в-себе-бытия, как чувство тоски по непонятной потусторонности.
Напротив, абсолютная религия содержит определение субъективности, или
бесконечной формы, которая равна субстанции. Эту субъективность, эту
бесконечную форму, эту бесконечную эластичность субстанции, ее способность
расчленяться в себе, делать себя предметом мы можем назвать знанием, чистой
интеллигенцией; содержание выступает как тождественное с собой, потому что
бесконечно субстанциальная субъективность делает себя предметом и
содержанием. В самом этом содержании конечная субъективность затем вновь
отличается от бесконечного объекта. Бог предстает как дух, если он остается по
ту сторону, если он не выступает в качестве живого духа своей общины, а сам
есть только в одностороннем определении как объект.
Это — понятие, оно есть понятие идеи, абсолютной идеи, реальность теперь
есть дух, который есть для духа, имеющий предметом самого себя, и, таким образом,
эта религия есть открывшая себя религия — бог открывает себя. Откровение
означает суждение в бесконечной форме, самоопределение, бытие для другого, и
это обнаружение себя принадлежит к сущности самого духа. Неоткрывшийся дух —
это не дух. Когда говорят, что бог создал мир, то имеют в виду однажды
совершенное деяние, которое больше не повторится; как такое определение,
которое может быть или не быть, бог мог открывать себя или не открывать — это
словно бы некоторое произвольное случайное определение, не относящееся к
понятию бога. Но в действительности бог в качестве духа в сущности и есть это
самооткровение, он не создает мир однократно, но есть вечный творец, вечное
самооткровение, он есть этот акт. Это — его понятие, его определение.
Открывшая себя религия, дух для духа, есть, как таковая, религия духа,
она не закрыта для другого, являющегося другим лишь временно. Бог полагает
другое и снимает его в своем вечном движении. Дух состоит в том, чтобы являть
себе самого себя,— это его деяние и его жизнь, это его единственное деяние, и
он сам есть лишь его деяние. Что же именно открывает бог в этом обнаружении
себя? То, что он открывает, есть бесконечная форма. Абсолютная субъективность
есть определение, последнее есть полагание различий, полагание содержания; то,
что он таким образом открывает, есть сила осуществлять в себе эти различия. Его
бытие состоит в том, чтобы вечно осуществлять эти различия, принимать их
обратно и при этом быть у самого себя. Открывается то, что есть для другого.
Это — определение откровения.
Во-вторых, это религия, открытая для самой себя, не только является
самоочевидной, но и той, которую называют религией откровения, и под этим
понимается, с одной стороны, что она есть откровение божие, что бог сам дал
себя познать людям, и, с другой стороны, что она есть результат откровения,
позитивная религия в том смысле, что она дана человеку извне, пришла к нему
извне.
Чтобы понять то своеобразие, которое характеризует представление о
позитивном, интересно посмотреть, что такое позитивное.
Абсолютная религия, правда,
есть нечто позитивное в том смысле, в каком все сущее для сознания дано
последнему в качестве чего-то предметного. Все должно приходить к нам внешним
способом. Чувственное есть, таким образом, нечто позитивное, вначале не
существует ничего более позитивного, чем то, что мы имеем перед собой в
непосредственном созерцании.
Таким же образом приходит к нам вообще все духовное, конечно-духовное,
исторически-духовное; этот образ внешней духовности и открывающейся духовности
позитивен именно таким образом.
Более высокое и более чистое духовное есть нравственное, законы свободы.
Но по своей природе это не такое внешне духовное, не нечто внешнее, случайное,
а природа самого чистого духа, но оно тоже приходит к нам извне, прежде всего
путем обучения, воспитания, учения,— тут нам дается, показывается, что оно
имеет значимость.
Страницы: 1, 2, 3
|