рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~


 

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия

Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия

Содержание


Введение………………………………………………………………………

3

Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия……..

4

Задачи…………………………………………………………………………

15

Заключение……………………………………………………………………

21

Список использованной литературы………………………………………..

22


Введение


Формирование рыночных отношений в Российской Федерации сопровождается для многих хозяйствующих субъектов попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Это требует объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров по бизнесу. Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

В данной работе приведена методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия


Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары, расчеты по полученным векселям, расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, авансы, выданные поставщиками подрядчикам, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, расчеты с прочими дебиторами.

Средства в товарах отгруженных составляют значительную долю всей дебиторской задолженности на оптовых предприятиях. Они неизбежны, так как продукция, находящаяся на складе, в установленные сроки отгружается потребителям. Однако в составе товаров отгруженных имеются неодинаковые по значению средства. Часть из них приходится на долю товаров отгруженных, сроки которых еще не наступили. Это положительное явление весьма быстротечно. По прошествии этих сроков и наличии по-прежнему неплатежей средства предприятия принимают форму товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, или товаров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Последние две группы свидетельствуют об отсутствии средств у покупателя или об отказе последнего от оплаты расчетных документов.

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности их размеры и качество оказывают сильное влияние на фин. состояние предприятия для улучшения финансового положения необходимо:

1. Следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. Предприятие будет финансово устойчиво, если задолженность покупателя будет приблизительно равна задолженности продавца. 

2. Контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности.

3. Ориентироваться на увеличение кол-ва заказчиков.

Задача анализа дебиторской и кредиторской задолженности состоит в том, чтобы выявить динамику и размеры дебиторской задолженности, а также  причины ее возникновения или роста. 

Анализ начинают с общей оценки динамики ее размера в целом  и ее статей. После переходят к анализу качественного состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Под составом дебиторской или кредиторской задолженности обычно понимают перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых возникла конкретная составляющая задолженности. Поэтому анализ состава задолженности обычно выглядит следующим образом:

- анализ суммы текущей задолженности в отношении данного субъекта;

- выявление средней суммы задолженности, существовавшей в отношении данного субъекта в предыдущих периодах и сред­него срока ее погашения, путем сравнения размеров и срока текущей задолженности с этими показателями.

Так опреде­ляется, является ли текущая задолженность критической;

- если существует субъект, суммарная задолженность в отно­шении которого превышает 100 000 руб. и срок погашения которой просрочен более чем на три месяца, то в отношении такого субъекта проводится специальное исследование, цель которого - выявить перспективы погашения подобной про­сроченной задолженности и определить необходимость воз­буждения против субъекта процедуры банкротства (по про­сроченной дебиторской задолженности) либо вероятность возбуждения субъектом процедуры задолженности в отноше­нии организации (по просроченной кредиторской задолжен­ности).

Кроме того, следует проводить структурный (вертикальный) анализ состава задолженности. Цель такого анализа - избежать сосредоточения задолженности в отношении какого-либо одного хозяйствующего субъекта. Особенно важно проводить такой анализ в отношении дебиторской задолженности, так как снижение степени диверсифицированности этой задолженности увеличивает вероят­ность существенного ухудшения финансового состояния.

Структура дебиторской задолженности традиционно рассматри­вается в двух аспектах:

- в соответствии со сроками ее погашения:

- долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

- краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

- в соответствии с причинами возникновения задолженности:

- расчеты с контрагентами;

- авансы и т. п.

Для анализа структуры задолженности удобно использовать соответствующий раздел формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» - «Дебиторская и кредиторская задолженности», транс­формировав таблицу из формы №5 следующим образом:


Наименование показателя

Значение показателя

Относительное изменение, %

на начало периода

на конец периода

Дебиторская задолженность:

 

 

 

краткосрочная - всего

 

 

 

в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками

 

 

 

авансы выданные

 

 

 

прочая

 

 

 

долгосрочная - всего

 

 

 

в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками

 

 

 

авансы выданные

 

 

 

прочая

 

 

 

Итого

 

 

 


Также для исследования структуры применяют расчеты удель­ных весов элементов дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности.

Аналогично исследуется структура кредиторской задолженно­сти. Соответствующая таблица имеет вид:

Наименование показателя

Значение показателя

Относитель­ное измене­ние, %


на начало периода

на конец периода


Кредиторская задолженность:




краткосрочная — всего




в том числе: расчеты с по­ставщиками и подрядчиками




авансы полученные




расчеты по налогам и сборам




кредиты и займы




прочая




долгосрочная — всего




в том числе: кредиты




займы




прочая




Итого





Анализ кредиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств:

1. долгосрочные кредитные займы.

2. краткосрочные кредитные займы.

3. Кредиторская задолженность

4. и прочие краткосрочные пассивы.

Кредиторская задолженность возникает вследствие:

1. Существующей системы расчетов (при не совпадении сроков начисления и сроков оплаты).

2. Несвоевременность исполнения предприятием своих обязательств.

При углубленном анализе кредиторской задолженности целесообразно рассмотреть остаток обязательств на конец отчетного периода по срокам образования как и в дебиторской задолженности. Особое внимание обращается на просроченную кредиторскую задолженность.

Динамику изменения дебиторской и кредиторской задолженно­сти можно выявить, используя горизонтальный или трендовый ана­лиз как абсолютных значений задолженности, так и их удельных весов, а также по изменению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Полезно также анализировать структуру дебиторской задолжен­ности в соответствии с вероятностью ее погашения, деля ее на вы­соковероятную к погашению, вероятную к погашению и маловеро­ятную к погашению.

Все счета к получению классифицируют по группам:

1. Срок оплаты не наступил.

2. Просрочка от 0-30 дн.

3. от 30-45дн.

4. от 45-60дн.

5. от 60-90дн. и т.д.

Данные для анализа сводят в таблицу. Если в ходе анализа обнаруживается тенденция роста сомнительной дебиторской задолженности это свидетельствует об уменьшении ликвидности баланса, ухудшении финансового состояния предприятия.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

Анализ дебиторской задолженности представ­ляет собой часть общей политики управления оборотными акти­вами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации товаров и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее погашения (29, с. 23).

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.