рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахст...

Все расчетные документы вне зависимости от формы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующую информацию: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; номер корреспондентского счета, и название банка плательщика; наименование плательщика и номер его расчетного счета в банке, а также его расчетный номер налогоплательщика (РНН); наименование получателя средств, номер его расчетного счета и РНН; наименование, номер корреспондентского счета и банк получателя; название платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре поручения – оттиск печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций по счетам в банке. Расчетные документы по операциям предпринимателей, без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии в них одной подписи, указанной в карточке, с образцами подписей, без оттиска печати. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время работы банка  с клиентами. При этом документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в тот же день.  За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать от банка уплаты в пользу штрафа в размере 0,5% несвоевременно зачисленной и списанной суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором между банком и владельцем счета. Расчетные документы предоставляются в необходимом количестве экземпляров для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счета плательщика производится на основании первого экземпляра документа или на основании документа, переданному по телефаксу. При использовании систем типа “клиент – банк” списание средств может происходить по электронной копии платежного документа.

Участниками платежной системы Казахстана являются нефинансовый сектор (предприятия, организации, фирмы), личный сектор и финансовый сектор (банки и другие кредитные учреждения).

Нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.


1.2.  Основы и принципы построения системы безналичных расчётов. 


Систему безналичных расчетов можно представить как денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ним документооборота.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип  - правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы, как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования.

К правовой базе регулирования платежной системы Казахстана относятся законы и указы Республики Казахстан, основными из которых являются законы "О Национальном банке Республики Казахстан"[3] и "О банках и банковской деятельности"[4], принятые в соответствии с ними нормативные акты НБ РК, а также банковские правила. 

Второй принцип организации расчетов – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и  плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно  основам гражданского законодательства, безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного векселя).

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так  и отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж – это выполнение денежного обязательства до истечения, оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получением средств.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

С  принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.

1.3.  Эволюция системы  безналичных расчётов. 


Как уже отмечалось, основной из важнейших задач   банков является мобилизация ими денежных средств юридичес­ких и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики рес­публики.

С начала 1993 года в Казахстане усложнилось прохожде­ние платежей со всеми бывшими республика­ми СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по постав­кам в Россию.

Проводилась работа по ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила рас­четов между учреждениями банков внутри одной системы.

Большая работа проводилась центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций. Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков.

1993 год характеризовался определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле 1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена представленная национальным Банком программа информации банковской системы.

 Этой программой задача информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый — укрепление действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической базы   платежной системы; второй — реализация новой модели платежной системы.

В течение 1995 года успешно формировался рынок государственных ценных бумаг. Высту­пая в качестве финансового агента Правитель­ства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал выпуск в обращение государ­ственных ценных бумаг на аукционной основе. Преимущество аукционного метода заключает­ся в том, что доходность и объемы выпуска ценных бумаг определяются на базе конкури­рующих между собой заявок потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организа­ции и проведения аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась методологическая работа с пер­вичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке государ­ственных ценных бумаг.

Проводимые мероприятия позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики Казахстан «О Республи­канском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге.[5]

В 1998 г. доходность по казначейским век­селям и нотам Национального Банка была ниже доходности по межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка.

В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резерв­ных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).

В области кредитных операций в 1999 году были приняты определенные меры по прибли­жению функций Национального Банка к фун­кциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

В 1999 году была прекращена выдача директивных кредитов. Всего за 1999 год Национальным Банком предоставлено центра­лизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд. тенге, в том числе Мини­стерству финансов на покрытие дефицита республиканского бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня — 16,5 млрд. тенге, небанковским финансовым учреждени­ям — 4,4 млрд. тенге, клиентуре Националь­ного Банка — 0,7 млрд. тенге.

Аукционные кредиты предоставлялись сро­ком от 1 до 3 месяцев, при этом на долю трехмесячных кредитов приходилось около 73% от всех выданных кредитов.

Открытием нового финансового рынка в 1999 году стали торги межбанковскими креди­тами, организуемые Межбанковской Финансо­вой Палатой. За 1999 год Национальным Банком на межбанковские торги было выстав­лено краткосрочных кредитов в объеме 4,6 млрд. тенге, из них продано 3,4 млрд. тенге.

За 1998 год из кассы банков было выдано денежной наличности в размере 269,8 млрд. тенге. Из них 63,3% выдач приходится на выплату заработной платы и 18,1% на выплату пенсий и пособий.

В результате опережающего темпа роста кассовых поступлений по сравнению с кассо­выми расходами сократился удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах из касс банков, который по республике за январь— декабрь 1998 года составил 10,7% против 20% в 1997 году.

Улучшились в 1999 году показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех регионах республики. В связи с реализацией Программы рефор­мирования банковской системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии на инкассацию коммерчес­ким банкам, количество инкассируемых Наци­ональным Банком точек за 1999 год сократи­лось на 2 535 и составило 3 302.

В соответствии с разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современ­ной комплексной платежной системы, прово­димые мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства Респуб­лики Казахстан на 1996—1999 годы, учитывали рекомендации международных финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение эффективности фун­кционирования банковской системы.

В целях ускорения работы по созданию эффективной и безопасной платежной системы была создана специализированная организация — Казахстанский Центр Межбанковских Рас­четов (КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования пла­тежной системы страны.

В соответствии с Программой дальнейшего реформирования банковской системы Респуб­лики Казахстан на 1996—1999 годы, были разработаны «Правила проведения расчетов Казахстанским Центром Межбанковских Расче­тов (КЦМР) в системе крупных платежей». Назначение системы крупных платежей заклю­чается в исполнении безотзывных и безуслов­ных платежей в национальной валюте Респуб­лики Казахстан с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денежных средств, находя­щихся на счетах пользователей системы круп­ных платежей в Национальном Банке Респуб­лики Казахстан.

К концу 1999 года наблюдалось значитель­ное увеличение платежного оборота через Систему крупных переводов КЦМР платежей. Так, если в августе сумма всех платежей, проведенных через СКП КМЦР, составила 51 786 млн. тенге, то к декабрю 1999 г. платежный оборот увеличился до 89 283 млн. тенге. [6]

Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтиро­ванной цене) и НСО, находящихся в обраще­нии, на конец года составил 22,6 млрд. тенге.

Законом Республики Казахстан «О респуб­ликанском бюджете на 1998 год» от 31.12.99 г. № 59-1 было предусмотрено выпустить в об­ращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюдже­та). Фактически Минфином Республики Казах­стан эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска госу­дарственных казначейских обязательств соста­вили около 8,5 млрд. тенге.

В 1999 году межбанковское кредитование осуществлялось, в основном, на неорганизован­ном денежном рынке. Объем кредитов «корот­ких» денег (до 30 дней) в национальной валюте составил 5,9 млрд. тенге, а средневзвешенная ставка вознаграждения (интереса) по ним — 11,3%. На этом сегменте рынка также предос­тавлялись кредиты в иностранной валюте. Короткие кредиты в долларах США за год составили 45,9 млн. долл. США со средневзве­шенной ставкой вознаграждения (интереса) 8,9%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.