Все расчетные документы вне зависимости от формы должны
соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующую
информацию: наименование расчетного документа; номер расчетного документа,
число, месяц, год его выписки; номер корреспондентского счета, и название банка
плательщика; наименование плательщика и номер его расчетного счета в банке, а
также его расчетный номер налогоплательщика (РНН); наименование получателя средств,
номер его расчетного счета и РНН; наименование, номер корреспондентского счета
и банк получателя; название платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и
прописью; на первом экземпляре поручения – оттиск печати.
Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии
подписей лиц, имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций
по счетам в банке. Расчетные документы по операциям предпринимателей, без
образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии в них одной
подписи, указанной в карточке, с образцами подписей, без оттиска печати.
Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием
документов производится в дни и время работы банка с клиентами. При этом
документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в тот же
день. За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца,
а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся
клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать от банка уплаты в пользу штрафа
в размере 0,5% несвоевременно зачисленной и списанной суммы за каждый день
задержки, если иное не предусмотрено договором между банком и владельцем счета.
Расчетные документы предоставляются в необходимом количестве экземпляров для
банка и всех участвующих в расчетах сторон.
Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.
Списание средств со счета плательщика производится на основании первого
экземпляра документа или на основании документа, переданному по телефаксу. При
использовании систем типа “клиент – банк” списание средств может происходить по
электронной копии платежного документа.
Участниками платежной системы Казахстана являются
нефинансовый сектор (предприятия, организации, фирмы), личный сектор и
финансовый сектор (банки и другие кредитные учреждения).
Нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут
применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков,
уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
1.2.
Основы и принципы построения системы безналичных расчётов.
Систему безналичных расчетов можно представить как денежные
расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета
плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве
организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность
принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их
организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и
способов расчетов и связанного с ним документооборота.
Развитие рыночных отношений в экономике потребовало
изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их
организации.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов
и платежей – обусловлен ролью платежной системы, как основного элемента
любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений
предопределяют необходимость установления единообразия посредством
регулирования.
К правовой базе регулирования платежной системы Казахстана
относятся законы и указы Республики Казахстан, основными из которых являются
законы "О Национальном банке Республики Казахстан"[3]
и "О банках и банковской деятельности"[4], принятые в соответствии с ними нормативные
акты НБ РК, а также банковские правила.
Второй принцип организации расчетов – осуществление
расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и
плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно основам
гражданского законодательства, безналичные расчеты производятся юридическими
лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для
расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского
счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и
иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено
законом.
Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне,
обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого
принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств.
Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия)
плательщика на платеж, реализуется применением соответствующего платежного
инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего
о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта
документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения,
платежного требования, переводного векселя).
Принцип срочности платежа вытекает из самой сути
рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и
полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление
расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных,
страховых договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах с рабочими
и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах,
трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться:
до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания
им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции,
например платежным поручением плательщика; через определенный срок после
завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления
долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.
На практике могут встречаться как досрочные, так и
отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж – это выполнение денежного
обязательства до истечения, оговоренного срока. Отсроченный платеж
характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и
предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление
первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с
получением средств.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию
платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно,
платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов
тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных
условий.Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации
безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного
из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и
несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют
весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а
также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма
важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.
1.3. Эволюция системы безналичных
расчётов.
Как уже отмечалось, основной
из важнейших задач банков является мобилизация ими денежных средств юридических
и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики
республики.
С начала 1993 года в
Казахстане усложнилось прохождение платежей со всеми бывшими республиками
СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в
связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете
Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали
осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по поставкам в
Россию.
Проводилась работа по
ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться
электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль
доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила расчетов
между учреждениями банков внутри одной системы.
Большая работа проводилась
центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального
Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций.
Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков.
1993 год характеризовался
определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле
1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена
представленная национальным Банком программа информации банковской системы.
Этой программой задача
информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый — укрепление
действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической
базы платежной системы; второй — реализация новой модели платежной системы.
В течение 1995 года успешно
формировался рынок государственных ценных бумаг. Выступая в качестве финансового
агента Правительства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал
выпуск в обращение государственных ценных бумаг на аукционной основе.
Преимущество аукционного метода заключается в том, что доходность и объемы
выпуска ценных бумаг определяются на базе конкурирующих между собой заявок
потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организации и проведения
аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством
финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась
методологическая работа с первичными дилерами, оказывалась практическая помощь
в их деятельности на рынке государственных ценных бумаг.
Проводимые мероприятия
позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую
сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики
Казахстан «О Республиканском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем
находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил
209,7 млн. тенге.[5]
В 1998 г. доходность по
казначейским векселям и нотам Национального Банка была ниже доходности по
межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка.
В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества
нарушали выполнение резервных требований. К банкам, допустившим нарушения,
применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент
ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше
нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).
В области кредитных операций
в 1999 году были приняты определенные меры по приближению функций
Национального Банка к функциям центральных банков стран с развитой рыночной
экономикой.
В 1999 году была прекращена
выдача директивных кредитов. Всего за 1999 год Национальным Банком
предоставлено централизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд.
тенге, в том числе Министерству финансов на покрытие дефицита республиканского
бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня — 16,5 млрд. тенге,
небанковским финансовым учреждениям — 4,4 млрд. тенге, клиентуре Национального
Банка — 0,7 млрд. тенге.
Аукционные кредиты
предоставлялись сроком от 1 до 3 месяцев, при этом на долю трехмесячных
кредитов приходилось около 73% от всех выданных кредитов.
Открытием нового финансового
рынка в 1999 году стали торги межбанковскими кредитами, организуемые
Межбанковской Финансовой Палатой. За 1999 год Национальным Банком на
межбанковские торги было выставлено краткосрочных кредитов в объеме 4,6 млрд.
тенге, из них продано 3,4 млрд. тенге.
За 1998 год из кассы банков
было выдано денежной наличности в размере 269,8 млрд. тенге. Из них 63,3% выдач
приходится на выплату заработной платы и 18,1% на выплату пенсий и пособий.
В результате опережающего
темпа роста кассовых поступлений по сравнению с кассовыми расходами сократился
удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах из касс банков, который по
республике за январь— декабрь 1998 года составил 10,7% против 20% в 1997 году.
Улучшились в 1999 году
показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех
регионах республики. В связи с реализацией Программы реформирования банковской
системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии
на инкассацию коммерческим банкам, количество инкассируемых Национальным
Банком точек за 1999 год сократилось на 2 535 и составило 3 302.
В соответствии с
разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современной
комплексной платежной системы, проводимые мероприятия по дальнейшему развитию
платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства
Республики Казахстан на 1996—1999 годы, учитывали рекомендации международных
финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение
эффективности функционирования банковской системы.
В целях ускорения работы по
созданию эффективной и безопасной платежной системы была создана
специализированная организация — Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов
(КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования платежной
системы страны.
В соответствии с Программой
дальнейшего реформирования банковской системы Республики Казахстан на
1996—1999 годы, были разработаны «Правила проведения расчетов Казахстанским
Центром Межбанковских Расчетов (КЦМР) в системе крупных платежей». Назначение
системы крупных платежей заключается в исполнении безотзывных и безусловных
платежей в национальной валюте Республики Казахстан с гарантией расчета в
течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денежных
средств, находящихся на счетах пользователей системы крупных платежей в
Национальном Банке Республики Казахстан.
К концу 1999 года наблюдалось
значительное увеличение платежного оборота через Систему крупных переводов
КЦМР платежей. Так, если в августе сумма всех платежей, проведенных через СКП
КМЦР, составила 51 786 млн. тенге, то к декабрю 1999 г. платежный оборот
увеличился до 89 283 млн. тенге. [6]
Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по
дисконтированной цене) и НСО, находящихся в обращении, на конец года составил
22,6 млрд. тенге.
Законом Республики Казахстан
«О республиканском бюджете на 1998 год» от 31.12.99 г. № 59-1 было
предусмотрено выпустить в обращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд.
тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд.
тенге (21,5% финансирования дефицита бюджета). Фактически Минфином Республики
Казахстан эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и
нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска государственных казначейских
обязательств составили около 8,5 млрд. тенге.
В 1999 году межбанковское
кредитование осуществлялось, в основном, на неорганизованном денежном рынке.
Объем кредитов «коротких» денег (до 30 дней) в национальной валюте составил
5,9 млрд. тенге, а средневзвешенная ставка вознаграждения (интереса) по ним —
11,3%. На этом сегменте рынка также предоставлялись кредиты в иностранной
валюте. Короткие кредиты в долларах США за год составили 45,9 млн. долл. США со
средневзвешенной ставкой вознаграждения (интереса) 8,9%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|