рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального образования

“Ростовский государственный университет путей сообщения”

(РГУПС)

 







КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

на тему: “Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии”

 






 



Ростов-на-Дону

2008

Содержание


Введение………………………………………………………….……………....3

Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5

1.1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели..5

1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...14

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»..18

2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит»……………………………………………………………………...18

2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»………………………………………………20

2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»………………………………………………………………….24

Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»……………………………………………………………….……...28

Заключение………………………………………………………….………..…32

Список использованной литературы……………………………………........34

Введение

 

В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг па друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.

Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.

Объектом исследования в работе выступает ОАО «Фаворит».

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:

- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;

- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,

-   выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции

 

1.1.Понятие конкурентоспособности продукции

и ее основные показатели

 

Конкурентоспособность продукции — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на ис­следовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответство­вать определенным параметрам:

- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслужива­ние, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворе­ния данной потребности);

- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);

Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмот­рена на рис. 1.1

Рис. 1.1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции


Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методи­ке необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, группо­вые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели  отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Его повышение — одна из форм кон­курентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Вы­сокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объе­ма продаж, но и более высоких цен.

Различают единичные показа­тели качества продукции, обобщающие и косвенные.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

а)       полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

б)      надежность (долговечность, безотказность в работе);

в)       технологичность, т.е. эффективность конструкторских и техно­логических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г)       эстетичность изделий.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произ­веденной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко­
развитые промышленные страны.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продук­цию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от поку­пателей, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следую­щие задачи:

- оценивается технический уровень продукции;

- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура выпуска продукции по парамет­рам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;

- обосновываются возможности повышения качества продук­ции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продук­ции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, ре­зультатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источни­ками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов техническо­го контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продук­ции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качест­ва (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные стра­ны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной про­дукции и др. Три последних показателя характеризуют отступле­ния от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осу­ществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рек­ламациях на продукцию. В зависимости от действующей на пред­приятии системы представления информации о браке анализи­руются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, ра­бочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Ос­новными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструмен­тов, средств измерительной техники, отступление от технологи­ческого процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий с указа­нием кодов, установленных для соответствующих видов про­дукции.

Ассортимент - перечень наименовании изделий с указа­нием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родствен­ным группам), внутригрупповой ассортимент.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляет­ся по методу наименьшего процента либо сред­него процента по формуле

К=ВП/ВП0*100

где, К - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предус­мотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортимен­ту не принимаются. План по ассортименту считается выпол­ненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортимен­ту целесообразно использовать таблицы, в ко­торых отражается фактический выпуск за сутки (смену), опреде­ляется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.

Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в факти­ческом выпуске продукции запланированное соотношение от­дельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдель­ным изделиям приводит к отклонениям от плановой структу­ры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все эко­номические показатели: снижается качество продукции; увеличива­ются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачи­ваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и пред­приятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для оценки ритмичности используют коэффициент рит­мичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отноше­нием фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):

Критм=ВП1/ВП0

где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отноше­ние среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.